• Российское федеральное дерби

    16-й тур. Перенесенный матч. «Спартак» М — «Зенит». Накануне

    27.10.10 06:31

    Российское федеральное дерби - фото

    Фото: Вячеслав Евдокимов / «Зенит»

    Русская футбольная классика, вроде поединков между «Реалом» и «Барселоной», «Интером» и «Миланом»…

    Но почему именно эти матчи носят традиционно столь принципиальный характер? Всегда ли так было?

    Невероятный ажиотаж, сопутствующий встречам. В 1970–1980-е годы минувшего столетия на стадион всегда приходили поддержать зенитовцев великие Кирилл Лавров, Игорь Владимиров, Михаил Дудин. В Ленинграде игры со «Спартаком» болельщики называли «матчами года». Футболисты «Зенита» знали, что за победу над «заклятым» соперником поклонники команды простят им многое, даже не очень удачно сложившийся сезон. Хет-трик Фридриха Марютина (1948), дубль Юрия Желудкова (1984) — это история клуба. Как и известное изречение Павла Федоровича Садырина, вернувшегося в Питер в 1995-м и заявившего, что он намерен вывести «Зенит» в высшую лигу и обыграть там «Спартак»!

    Такие противостояния — украшение футбола, украшение национального чемпионата. Наша история.

    О ней мы и беседуем с мэтрами российского спортивного телерепортажа, представляющими обе столицы.

    Виктор Гусев, спортивный комментатор Первого канала, Москва

    — «Спартак» — раздражитель не только для Петербурга, но и для любой другой команды из любого другого города. У «Спартака» больше всего болельщиков, так сложилось исторически. По сути дела, «Спартак» устами своих многочисленных поклонников сам себя провозгласил народной командой. Наверное, это не очень нравится болельщикам других команд. Возникает естественный вопрос: «А мы что, не народная? А мы не народ?». Но тут очень важно объяснять, почему возникло это утверждение, что «Спартак» — народная команда. Ведь не только и не столько потому, что больше всего болельщиков у «Спартака». Вот такая констатация болельщикам других клубов неприятна. Тут исторические причины. Московское «Динамо» было связано с КГБ, ЦСКА — с армией, «Локомотив» — команда своего министерства, «Торпедо» — заводская команда. «Спартак» был такой «ничейной» командой, не имел какого-то мощного покровителя, зато у него было много болельщиков. Вот отсюда и пошло — народная команда.

    А противостояние двух столиц, как именуют эти поединки, это уже питерское изречение. В Москве к этому иначе относятся. В Москве такое жесткое соперничество между местными клубами, что, пожалуй, не сравнить ни с каким другим, думаю, посерьезнее, чем с «Зенитом». И если абстрагироваться от конкретной турнирной ситуации, то армейские болельщики, поклонники «Динамо», в матчах «Спартака» и «Зенита» желают успеха питерцам.

     

    Я думаю, что противостояние двух столиц закончилось в начале прошлого века, когда ушли в небытие футбольные матчи сборных Москвы и Питера.

    Людям старшего поколения сегодня вообще многое непросто понять из происходящего на футболе. Сейчас вообще несколько иное боление. Скажем, я болел за московское «Динамо». Что это означало? Я не пропускал матчей дублеров, смотрел, как эти молодые ребята постепенно появляются в основном составе, не мог себе представить, что за команду будут играть какие-то иностранцы, ведь в составе были родные мне люди. Футболисты очень редко уходили в какой-либо другой клуб. Сейчас мне кажется, что многое сводится к болению за название клуба. Так выходит, что ли? Потому что составы команд так обновляются ежегодно, что мне за какой-то клуб болеть сложно. Это какой-то иной уже принцип боления.

    Этот матч на ОРТ предстоит комментировать мне. Высокий накал страстей — а он уже ощутим — как раз и является доказательством того, что матч по своему значению существенно превосходит календарную турнирную встречу. С учетом гигант-ского (особенно если судить по потерянным) отрыва по очкам «Зенита» от «Спартака» ясно, что особого турнирного значения этот матч не имеет. А тут и гадать не приходится, борьба будет жесткой, соперничество, накал, придет много людей, так что все же встреча этих команд многое значит для нашего футбола.

    Я каких-то очень уж запомнившихся мне моментов из этого противостояния выделить не могу, хоть и комментировал эти встречи часто. Наверное потому, что их было много.

    Геннадий Орлов, мастер спорта СССР. Спортивный телекомментатор. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Лауреат премии ТЭФИ 2008 года, Санкт-Петербург

    — «Спартак» — гражданская команда, это важно в историческом срезе. ЦСКА и «Динамо» представляли силовые структуры. «Спартак» — команда профсоюзная, поэтому у нее и болельщики более демократичные. Их у команды много.

    Мне кажется, что в характере «Спартака» и «Зенита» много общего. Рискну сказать, много фривольного. В «Спартаке» были такие самобытные ребята, непослушные, никому не подчинявшиеся. И в «Зените» такие традиционно были. Они жили своей жизнью, более открытой. Вспомним спартаковца Вагиза Хидиятуллина или, скажем, Евгения Ловчева. Ловчев — бунтарь, всю жизнь бунтарь. А у нас? Лева Бурчалкин — никого никогда не слушал, делал, что хотел. Коля Рязанов, который мог выпить накануне матча, а утром в бане «отмокал» (смеется), готовился к игре. Бунтари по духу — эта характеристика подходит к футболистам обеих команд в разных поколениях, независимые люди играли в этих клубах.

    Сегодня градус противостояния даже вырос. Но сегодня, пожалуй, он больше ощутим в болельщицкой среде, чем в игроцкой.

    Если в среду вечером все пойдет как должно, исходя из чисто футбольной логики, то «Зенит» сильнее «Спартака» на порядок. И это должно быть отражено на табло. Если не считать Веллитона, то у «Зенита» на каждой позиции есть игрок (а то и два), который индивидуально сильнее своего визави. Но в футболе все бывает. Сегодня не лучшие времена у московского «Спартака».

    Но противостояние, конечно, историческое. Я много матчей этих соперников комментировал. В частности, встречу в Москве в 1984 году, когда Юра Желудков забивал Дасаеву. Я вот думаю, может, именно 1984-й — ключевая точка в этом противостоянии? Ведь тогда «Спартак» был основным конкурентом «Зенита» в борьбе за золотые медали. Было тогда и противостояние личностей: Михаил Бирюков — Ринат Дасаев. И выиграл его Бирюков! В сборной играл Дасаев, но приз лучшего вратаря СССР журнала «Огонек» получил Бирюков. И вот она, народная память: голы Желудкова эти до сих пор все помнят и будут помнить долго. Настолько сильны были эмоции, потому что соперник — «Спартак».

    Владимир Перетурин, спортивный телекомментатор, Москва

    — Встречаются две самые богатые команды России. Всерьез это противостояние двух команд началось, когда у «Зенита» появились огромные деньги Газпрома. Кстати сказать, Газпром — это государственная казна. «Спартак» обогатился другим способом, но не меньше. И вот соперничество двух клубов с примерно одинаковыми финансовыми возможностями и амбициями.

    А в прежние годы никакого соперничества между этими командами не было. «Зенит» недотягивал до «Спартака». При советской власти «Спартак» соперничал прежде всего с киевским «Динамо». Болельщицкие страсти — это другое дело.

    Я считаю, что самые лучшие болельщики традиционно в Ленинграде. Так всегда было. Поэтому мне очень приятно было приезжать в Ленинград. Что такое футбол? Это игра для зрителей. Не для набора очков, не для завоевания кубков — для того, чтобы доставить удовольствие зрителям.

    В Ленинграде я это всегда ощущал. И сейчас аналогичная картина. В Ленинграде полный сбор на стадионе. В Москве мало народу ходит на игру. А если приходит — либо на дерби, либо на «Зенит». Посещаемость все меньше и меньше. «Спартак» еще держит планку. Остальные — нет. Потому что в нашей стране просто уничтожается футбол. Очередная попытка его уничтожить — переход на систему «осень — весна».

    А в этом матче я жду победы «Зенита». Хотя у нас все предопределено. Я после третьего тура сказал, что «Зенит» станет чемпионом, за второе-третье места будут бороться «Рубин» и ЦСКА, четвертым будет «Спартак» и пятым «Локомотив». Особой борьбы у нас нет. Отсюда и ситуация, неприятная для меня, неприятная для «Зенита» и его поклонников. Поражение от «Осера». «Зенит» создал очень сильную команду, в ней два состава классных исполнителей. А в чемпионате страны у «Зенита» всего-то два-три соперника. Не привык клуб к борьбе! Это наносит колоссальный вред на международном уровне. «Зенит» не смог подготовиться должным образом. И вот фиаско в борьбе с «Осером».

    Ну а в чемпионате России иная ситуация, и, повторю, «Зенит» должен обыграть «Спартак». В советские времена «Зениту» такое в Москве удавалось крайне редко. Я симпатизировал этой команде, Паше Садырину, Юре Морозову. Вместе с Юрой мы еще играли в ленинградском «Динамо». Были личности! Но в те времена все деньги шли на московские команды, на «Спартак» в частности. А у «Зенита» с деньгами было плохо. Перебои с зарплатой бывали. Однажды долго не платили, и Виктор Сергеевич Набутов (блистательный был в Ленинграде комментатор) по телевидению сказал, что команда попала в очень трудное положение, денег нет и завтра он выйдет на Невский, снимет шляпу и обратится к землякам с просьбой дать, кто сколько может. Его тогда отстранили от эфира месяцев на семь. (По другой информации, Виктор Сергеевич объявил в телеэфире, что отправится просить у земляков деньги на возведение памятника лениградским спортсменам, павшим на фронте и погибшим в блокаду. — «Спорт»).

    Сейчас иные времена, «Зенит» и «Спартак» имеют примерно равные условия и могут соперничать в чемпионате, бороться за самые высшие места.

    Эрнест Серебренников, спортивный телекомментатор, режиссер, продюсер, Санкт-Петербург

    — Считаю, что это противостояние вышло на первый план в российском футболе все же в последние годы. А в прежние «Спартак» чаще боролся за чемпионство, «Зенит» же к этому еще только готовился. Вот 1984 год считаю переломным. Питерцы побеждают в Москве 3:2, блистательные голы Юрия Желудкова, переполненный стадион, на котором многие представители высшего руководства страны. Но тем не менее очень многие на трибунах поддерживали «Зенит». «Спартак» был команда начальников, команда ЦК КПСС. Руководство (за исключением руководства армии и МВД) болело за «Спартак» в те годы. Ну а народ у нас традиционно фрондирующий. Народ традиционно любил немного против власти поболеть, хоть на футболе.

    А в более ранние времена со «Спартаком» у «Зенита» нормальные были отношения. Вспомните Сергея Сальникова, который за обе эти команды играл, и все по-дружески протекало, спокойно. Кубок СССР помог завоевать «Зениту» в 1944 году, а потом стал звездой «Спартака». Противостояние у «Зенита» прежде было с «Торпедо». Борис Батанов, Анзор Кавазашвили, Владимир Мещеряков — неполный список зенитовцев, ставших «автозаводцами». «Торпедо» было командой очень высокого класса, соперничество давалось «Зениту» с трудом.

    До конца семидесятых годов я не ощущал, чтоб в Ленинграде болельщики как-то выделяли «Спартак», а вот потом... Потом, да, это противостояние началось и развивалось все интенсивнее. Москва болела за «Спартак». И это, конечно, в Питере вызывало соответствующую реакцию. А когда-то по-разному бывало. Наш легендарный вратарь, зенитовец Леонид Иванов ездил в 1950 году в Норвегию в составе «Спартака»... под фамилией Чернышев. Он сам мне об этом рассказывал. И рассказывал, как его уговаривал перейти в «Спартак» первый секретарь московского обкома КПСС. Еще раз подчеркну, «Спартак» — команда московских начальников, это важно в данном контексте. Ему уже и квартиру в Москве давали, но тут жена его вовремя подсуетилась (молодец!), и ему предоставили двухкомнатную в Ленинграде, на Кузнецовской, и он остался в «Зените».

    В конце 1980-х «Спартак» уже был именно командой Москвы, командой, за которую болела вся столица, кроме работников ведомств, располагавших своими клубами. И вот тут уж противостояние набирало силу. У нас, в Питере, все-таки народная команда. И «Спартак», который поддерживало начальство, на невских берегах любовью не пользовался.

    Между прочим, именно Константин Иванович Бесков пригласил когда-то в «Спартак» Юру Морозова, и поначалу у них были прекрасные отношения. Вместе два творческих человека, футбольных режиссера проработали недолго. Морозов был у Бескова ассистентом. А потом он забрал Мишу Бирюкова и вернулся в Питер. После чего Константин Иванович относился к Юре уже, мягко говоря, очень сдержанно. Что, возможно, добавило болельщикам обоих клубов «взаимных симпатий».

    Что же до нынешней ситуации, то «Спартак» лишь в последних матчах начал показывать пристойную игру. «Зенит» смотрится несравнимо предпочтительнее. Лучано Спаллетти, несомненно, знает подоплеку этого матча, а своих подопечных постарается психологически разгрузить. И он прав. Этот тренер — залог успеха.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»