-
Румыния — Россия — 3:0 Ботинки виноваты? Товарищеский матч
28.03.08 16:04
Проигрыш сборной, да еще с крупным счетом, всегда заставляет нас занимать при обсуждении матча одну из двух возможных позиций. Первая: мы просто слабее.
Это оттого, что, говоря «мы», мы на полтора часа как бы становимся игроками. Бьемся вместе с ними. И нам совершенно невозможно сказать: «мы хуже во всем».
Потому что это приговор. А с таким приговором незачем на поле выходить. Одно дело — понимать умом, что вряд ли наша сборная у румынской должна выигрывать из десяти матчей больше одного-двух. Другое — признать, что мы слабее во всем и всегда… Вам не приходилось в школе выходить один на один с тем, кто заведомо сильнее? И часто вас это останавливало? А что такое есть профессиональный спорт, как не постоянное «пойдем выйдем!?»
Где лучше-то?
Мне посчастливилось смотреть матч Румыния — Россия в компании Вагиза Хидиятуллина. И с согласия Вагиза хочу опубликовать некоторые его реплики по ходу матча.
Первый тайм:
«Медленно все-таки в обороне. Да и в развитии атаки тоже. Сейчас нельзя играть даже на «раз-два». Максимум — «полтора». А лучше в касание. Иначе — все. Скорости нынче другие».
Конец первого тайма. Уже горим — 0:1.
По телефону — с товарищем, который куда-то едет, игры не видит:
«С небольшим перевесом румын. Счет по делу. Но ощущения, что мы мальчики для битья, нет. Пару раз даже забить могли».
Середина второго тайма:
«Вот сейчас подсаживаемся. Вот сейчас разрыв между опорной зоной и той, где играет Игнашевич, будет все больше. И Игнашевичу надо «выдергиваться туда».
Но тогда в его «личном хозяйстве» румыны будут партизанить. Как бы так не вышло, что Сергей будет охранять свою «географическую позицию» как часовой — и не успевать ни туда, ни сюда». Закончить Вагиз не успевает — мы получаем второй гол.
Конец игры. 0:3. Березуцкий выносит мяч высоченным безадресным ударом. На чужой половине никого из наших.
Вагиз ежится:
«Просто на уровне рефлекса ощутил себя в этой роли. Представил, что через пару минут в раздевалке встречусь с Бесковым. И понял, что он со мной за такой пас сделает».
Тут же еще один товарищ из нашей компании включается:
«И при этом Хиддинк в обороне использует одних и тех же…»
Вагиз будто просыпается:
«И правильно! Где они, те, что лучше-то?! Иностранцы везде играют. А среди наших — где? Ну? Давай называй!»
Ответа, понятно, нет.
Сразу после игры:
«Мы в 1988-м перед Евро итальянцам 1:4 «сгорели». Виалли тогда два забил».
Хидиятуллин хитро, по-татарски, щурится — и закуривает…
Сами приготовили
Хотелось зацепиться за что-то хорошее. И вот оно, по-моему: наша сборная куда лучше, чем, к примеру, в Лондоне знает, КАК она умеет играть.
Если опять возвращаться к «пойдем выйдем», то сборная наша куда быстрее, чем год назад, способна вспомнить те два-три удара, что у нее есть. Она не стала намного сильней — это правда. Но то, что в Москве с Англией было реализовано способом, похожим на чудесный, нынче может быть реализовано (если повезет, конечно, я ж не спорю) более автоматично, что ли… Момента три-четыре наши создали; не соперники подарили, а сами приготовили. Кое-что пришло с флангов (вот за что надо кулаки держать — чтобы Жирков с Быстровым были здоровехонькие! Без них, похоже, дело совсем швах будет). Кое-что — а это уже новенькое! — со «стандартов».
«А в итоге 0:3», — скажут мне. А я соглашусь. Спорить-то глупо. И осудить критикующих не возьмусь. Потому что даже если знать, что мы мало кого на Евро сильнее (а большинство ведь и не знало вовсе, что это за Румыния такая: «был там Хаджи, да закончил давно; если бы Франция — еще так себе, а тут…») — то все равно, «выходя один на один» в следующий раз, мысль о том, кто сильный, а кто не очень, придется из головы выбрасывать. Выбрасывание подобных мыслей из головы — суть профессионального спорта.
Закрывай лицо!
Так что сейчас, когда нас побили, я прекрасно пойму тех, кто примется искать виноватого. Поскользнулся, мол, и потому упал, а не от удара. Производители ботинок виноваты! Это она и есть, ВТОРАЯ позиция. Повиноватить кого-то. Ну не себя же, правда? «Не я ж в воротах стоял?!»
Важно только, чтобы эта позиция не стала доминирующей до июня. Иначе мы убедим наших футболистов в том, что они никакие, окончательно. С испанцами «один на один» выйдут, к примеру. «Ты, малыш, когда тебе этот Вилья врежет — не удивляйся. Видел, как он самим итальянцам завалил?! Так что ты просто понимай свою никчемность — и думай, как не разбиться, когда упадешь. Лицо закрывай, когда ногами бить будут. Может, тогда отстанут».
Умом понимать, что наш номер — 16-й, можно и нужно. Но кричать об этом на каждом углу — никакое не ноу-хау. Не помню, кто из великих сказал:
«Падая и вставая, ты растешь».
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»