-
Русский Лось не догнал норвежца на Тур де Ски. Кто виноват? (ВИДЕО)
06.01.19 20:07
Чемпион мира Сергей Устюгов работал в легендарный финишный этап-подъем Тур де Ски, как не менее легендарный царь Сизиф впахивал в Преисподней. Лыжная Россия изумленно следила, как Лось съедает минуту с лишним гандикапа Йоханнеса Клэбо. И все понимали — камень опять свалится. Он не успеет. Отрыв Йоханнеса Клэбо оказался слишком велик, чтобы растаять за один день. Этого норвежский вундеркинд добивался в предыдущих этапах. Почему же Устюгов и тренерский штаб сборной России позволили «спринтеру» (Клэбо до сих так называют, что поделать) выиграть многодневку?
Устюгов сам виноват
Прежде чем валить на других, нужно разобраться с собой. Форма Сергея после долгого простоя из-за травм и малопонятной олимпийской дисквалификации достаточно хороша, но не идеальна. Об этом свидетельствует Маркус Крамер — тренер сборной России.
Перед началом второго масс-старта Устюгов пожаловался Крамеру на забитые мышцы и общую усталость. А курьезная концовка спринта в Тоблахе — оборотная сторона визитной карточки Сергея. Он часто не справляется со скоростью и теряет равновесие, а кроме того, действует очень прямолинейно. Как настоящий Лось, могучий россиянин рвется напролом, когда можно выждать за спиной.
С другой стороны, именно это делает Устюгова зрелищным, безумно популярным во всем мире гонщиком. Зрители обожают бескомпромиссных бойцов, которые способны эффектно затоптать чересчур хитрого соперника. Устюгов способен — еще как. Но не в этот раз. В ходе первых этапов Сергей слишком много отдал на собственных ошибках. Особенно в том самом первом спринте.
28:00 — Устюгов начинает проигрывать после припрыжки в гору.
28:51 — курьезный полицейский разворот на финише
Виноват Паровоз
В преддверии масс-старта под Валь-ди-Фьемме норвежские СМИ сообщили о командной тактике сборной России. Маркус Крамер заявил журналистам, что коллектив будет работать на лидеров — Устюгова и Большунова. Даже прозвучали конкретные указания: Андрей Ларьков и Александр Бессмертных задают темп и выматывают Клэбо. Это само по себе удивительно. С чего бы тренеру перед решающим стартом раскрывать карты?
Реальность оказалась еще «чудесатее», как говорил Льюис Кэрролл. Когда Устюгов начал выпадать из лидерской группы, четверка партнеров не опустилась к нему на помощь, а унеслась вперед, таща за собой Клэбо. Коварный норвежец прокатился на большом красном паровозе и выиграл гонку, после чего скандинавы разразились потоком упреков в адрес... россиян. Дескать, как можно так бросать своего лидера?! Побежали — каждый сам за себя как в джунглях! Сундбю и компании вторили российские болельщики, понимавшие, что Клэбо уже не остановить.
47:18 — длинный российский паровоз летит к финишу... отцепив вагон Устюгова
Но ведь согласитесь, сборная и профессиональный клуб — разные вещи. Неуместна аналогия с велоспортом, где на «Тур де Франс» и прочих «Петлях» выступают частные команды с четкой субординацией.
В сборной спортсмены решают свои задачи и конкурируют, в том числе, друг с другом. Легко понять Александра Большунова, боровшегося за пьедестал, и Андрея Собакарева, чуявшего крупнейший успех в карьере. Вообще, Большунов переживает самое горячее время в жизни. Бьется за Кубок мира. Обгоняет норвежских троллей. Он весь поглощен борьбой с Клэбо. Вполне возможно, ни о чем другом не думает. А ему — «извольте поработать на Устюгова при любом раскладе»?
Кроме того, скидывая темп, россияне рисковали пропустить вперед еще нескольких норвежцев, включая «горняка» Симена Крюгера, который мог так «втопить» в финальном высотном забеге (что и сделал в реальности), что Устюгов лишился бы и второго места.
Аргументы есть, однако именно потерянные в масс-старте секунды стоили Устюгову шансов на победу. Как выяснилось, у Йоханнеса не было запаса сил для восхождения на Альпе Чермис. Только выяснилось это постфактум.
Виноваты стены
Последнее дело — пенять на формат соревнований, поэтому пустим это слабое оправдание в конец. Нынешний формат Тур де Ски — сомнительный эксперимент. Организаторы сделали все, чтобы дать спринтерам шансы на победу. Два коньковых спринта — право, перебор. Нет марафонов, урезана «классика».
Предполагается, что это привлечет массового зрителя, который — якобы — обожает спринты, любит скорость и не терпит дистанционных гонок. Далеко не факт, что это правда. До сих пор расширение спринтерской программы не дало прироста телерейтингов, зато давно вызывает отторжение у «хардкорных», старых фанатов лыж. Им эти блицы по системе плей-офф — все равно что шашки супротив шахмат. Для поднятия интереса к лыжным гонкам нужно что-то другое.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»