• С инспекцией по Украине

    Дневник репортера

    20.10.11 01:23

    С инспекцией по Украине - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Корреспондент «Спорта день за днем» побывал на местах будущих футбольных баталий.

    Оказавшись в соседнем с Украиной Белгороде, решаю добираться до Харькова по максимуму «фанатским» способом. И более скоростной электричке предпочитаю автобус. 150 рублей – и вы в городе, принимающем Евро-2012. Дорога до границы пролетает практически незаметно, полчаса на таможенном контроле и последний марш-бросок до первой столицы Украины. Въезжая в город, смо­трю на часы: в обещанные перед отправлением 180 минут уложились с запасом.

    Кстати, само качество трассы как на территории России, так и по другую сторону границы вынуждает отметить: далеко не все наши дороги могут похвастать столь гладким полотном, не заставляющим ежеминутно подскакивать на сиденье. Да, чуть не забыл – для фанатов, привыкших добираться на «собаках» и непритязательных к комфорту, путешествие обойдется в стольник российских. А вот из Харькова до Белгорода цена и вовсе изумит – на наши деньги всего 20 целковых. За эту символическую плату можно любоваться приграничными широтами по обе стороны двух славянских государств в течение пяти часов. Для тех, кто траты на Украине хочет увеличить за счет экономии на дороге, возможность пересадки в Белгороде – настоящий подарок. Такой способ обойдется в два раза дешевле, чем покупать билет с прямым сообщением до Харькова из обеих российских столиц.

    На просторном вокзале со всех сторон слышна исключительно русская речь, и только легкий певучий говорок отличает ее от привычной слуху. То ли будет в июне! В каждую кассу привычная очередь с дюжину человек. А не желающим тратить в ней время и особо спешащим за три гривны дадут справку в специальном окне. Насколько понятно и подробно? Иду проверять – прошу назвать все имеющиеся в наличии по времени отправления и цене билеты на три разных направления. Признаюсь, качество обслуживания впечатляет – полторы минуты, и улыбчивая девушка мне вручает листок со всей запрашиваемой информацией.

    Если придется на вокзале дневать или ночевать, обстановка вполне терпимая. Попрошайки одолевают меньше обычного, чтивом запасетесь надолго вперед, для любителей сувениров выбор в дюжине специализированных киосков впечатляющий. За отдельную плату можно принять душ, жаль только, работает он с перебоями. Что удобно – все под одной крышей, ничего специально искать не надо. Нет, все-таки надо. Вернее, желательно. Дойти до торгового центра, который в 100 метрах, если вам потребуется интернет. Там за лояльную цену всегда найдется свободное местечко у монитора и чуткий администратор. Под крышей вокзала доступ во всемирную паутину тоже имеется. Но, во-первых, работает комнатка два на два с половиной c двумя же компьютерами хоть и круглые сутки, но по непредсказуемому расписанию. А во-вторых, цена за сомнительное качество интернета вызовет как минимум недоумение.

     

    Отправляюсь в место, где, собственно, Харьков и примет главное футбольное событие года. Выйдя из вагона на «Спортивной», решил спросить у бабушки, в какой стороне стадион. Едва она услышала только часть этого слова, как сразу же уверенно и подробно указала необходимое мне направление. Уже на подходе начал проникаться ощущением, что попал в футбольный городок. На стенах, словно дорожные знаки, стрелки четко указывают дорогу к «Металлисту».

    Огороженный решетками красавец-стадион с виду кажется целым городом. Обхожу его вокруг – внутри и салон красоты, и офис туристической компании, и магазин атрибутики, и еще масса загадочных помещений за темными стеклами. Напротив стадиона простираются поля академии «Металлиста». Начинаю считать ровные, как бильярдный стол, прямоугольники – сбиваюсь на дюжине...

    Вокруг стадиона фасады домов исключительно в жел­то-си­­них цветах с символикой «Металлиста». Убеждаюсь, что по каким делам сюда ни приди, шанса не понять, что оказался в футбольном районе, не будет.

    Любитель футбола лет сорока в очереди в кассу убеждает, что на сборную народ точно трибуны заполнит. За три дня до встречи дружины Блохина с Уругваем ажиотажа около касс не наблюдается. Но, похоже, только потому, что харьковчане походы на футбол планируют заранее. Достаточный выбор билетов только в средней ценовой группе – от 50 до 80 гривен.

    Спрашиваю того же болельщика, насколько комфортно из этих секторов смотреть футбол. «У нас практически с любого места все видно, берите, не пожалеете. Да и вообще круче нашего “Металлиста” только “Дон­басс-Аре­на”, – ответ аборигена получился развернутым и гордым.

    Около входа на стадион вижу большую табличку. Оказывается, это разнообразное меню, которое предлагается по вашему вкусу в здешних кафе и ресторане. Похоже, тут могут удовлетворить пожелания и привыкших к пудингу англичан, и обожающих пиццу итальянцев, и знающих толк в морепродуктах испанцев. И ведь все тебе расписали прямо на входе, не надо искать, спрашивать. Снова ощутив себя в шкуре болельщика, почувствовал заботу. Удобно.

    На обратном пути спрашиваю у кассирши о положительных изменениях в городе в связи с предстоящим событием. «Что у нас в Харькове меняется? – задумывается она. – Иногда так выматываешься на работе, что сил нет на что-то смотреть. Хотя, если бы что-то поменялось в лучшую сторону, я бы заметила. А пока сказать нечего». Прямо и честно.

    Уехав из «футбольного городка», не заметил, чтобы в  Харькове тотально ремонтировали дороги, радовали пассажиров обновленным подвижным составом и наводили лоск. Расспросил об этом местное население, общий лейтмотив такой: «Пока изменений не видно, но к чемпионату Европы город сильно поменяется». В июне посмот-рим.

    Перед вояжем в Донецк уезжаю на несколько дней в Крым. Покупая билет до Симферополя, снова сравниваю цены и расстояния – дорога длиной от Питера до Москвы, только в четыре раза дешевле. Эх, как хорошо быть туристом на Украине!

    Притом что изначально было желание посетить все четыре украинских города, принимающих Евро, сроки моего путешествия никак не позволяли воочию лицезреть Львов. Но вот так удача – незадолго до отъезда в Донецк узнал, что живу в одном отеле с коренной львовянкой.

    – Я футболом не интересуюсь, но в курсе, что у нас будущим летом пройдет чемпионат Европы, – рассказала Дарья. – Признаться, удивлена, что Львов не лишили права принять эти матчи. Ведь неоднократно возникали разговоры о том, что, если не будет построена новая инфраструктура... А наш город в этом плане самый отсталый из всех. Меньше чем за год до старта во Львове не видно никаких положительных изменений. У нас даже международного аэропорта нет. К лету построят, тут уж никуда не денешься, но в целом, глядя на происходящее, лишний раз убеждаюсь, что этот праздник задуман для кого угодно, только не для местных жителей.

    Из дальнейшего общения выясняю, что во Львове хватает узеньких улочек, и сейчас, пока их ремонтируют, во многих местах просто не проехать. Да и криминальная ситуация ближе к началу лета будет только ухудшаться. Впрочем, так всегда бывает, когда в какой-нибудь город съезжаются туристы. Для воришек-карманников, различных аферистов и прочих негодяев это самое раздолье. Ведь люди приезжают расслабленными, хотят насладиться зрелищем и отдохнуть. Впечатления от новых мест еще больше усып-ляют их бдительность. В общем, во Львове болельщикам придется быть начеку.

    Дарья даже сформулировала для меня своеобразную памятку поведения в своем родном городе. Если суммировать сказанное, нужно усвоить следующее. Первое – приехав на вокзал, помнить, что это криминальная среда и постараться покинуть его как можно быстрее. Второе – на том же вокзале ни на секунду не оставлять без контроля вещи. Третье – не вступать в контакт с людьми, предлагающими поменять деньги по более выгодному курсу. Четвертое – ни в коем случае не ловить «грачей», особенно в темное время суток. «Грачи» – примерно то же самое, что наши «бомбилы». Иметь с ними дело небезопасно.

    За четырнадцать часов одолеваю маршрут Алушта – Симферополь – Днепропетровск – Донецк и, знакомясь с местным вокзалом, словно попадаю в игру «испытай тридцать три неудобства». В маленьком зале ожидания расписание поездов висит прямо около узкого прохода. Где, вглядываясь в буквы с цифрами, ежесекундно ловишь на себе неласковые взоры желающих пройти внутрь или, наоборот, покинуть вокзал. Кстати, высота, на которой вывешено расписание, заставит серьезно напрячь шейные позвонки самого Дядю Степу.

    Не добавила оптимизма новость о том, что камера хранения находится в соседнем здании, куда придется тащить сумки добрую сотню метров. Вдоль железной дороги и под нависающим краном, активно задействованном в постройке моста через пути. Сбросив багаж, узнаю следующее препятствие – оказывается, сан-узел находится в еще одном отдельном здании, до которого очередная сотня метров вдоль железной дороги. Думаю, понятно, что, добравшись до желанного пункта, обнаружил там очередь. Сразу добрым словом вспомнился харьковский вокзал со всеми его удобствами в одном флаконе. Стало вдруг интересно представить эмоции, например, Франца Беккенбауэра, вынужденного в кромешной тьме под звяканье крана над головой по лужам тащить сумки к поезду.

    Недовольного вида пенсионер в очереди за билетами сетует на тот же престарелый и неудобный вокзал, дряхлый общественный транспорт и малое количество хороших гостиниц. По словам пожилого дончанина, если что-то изменится, то лишь на короткое время. И безо всякой пользы для горожан.

    А ведь от кого-то я уже это слышал. И совсем недавно.

    Оказавшись на улице, когда окончательно рассвело, понял, что не все так плохо. Напротив старенького здания стоит новенькое, более чем наполовину застекленное и подсвеченное изнутри. Строительные леса по всему периметру явно указывают на активное возведение постройки, в чем убедился, увидев снующих внутри рабочих. Окончательно понять, что это такое, еще только предстоит, а пока держу путь на «Дон­басс-Аре­ну». До которой на стареньком трамвайчике (а ведь верно говорил пенсионер) доезжаю за одну гривну. Смешно, правда?

    Достаточно оказаться на территории стадиона, чтобы понять: если есть примеры того, что лучше один раз увидеть, чем много раз об этом услышать, то «Дон­басс-Аре­на» подходит идеально. Дорожки вокруг арены «разбавлены» пешеходными переходами. Вы где-нибудь такое видели? По периметру все усеяно зелеными насаждениями и деревьями. Настоящий уголок здоровья. Который бдительно «охраняют» таблички, напоминающие о запрете курения на всей территории стадиона в дни матчей.

    Поднимаюсь с экскурсоводом в чашу арены и узнаю, что при разработке проекта взят за основу легендарный «Камп Ноу». Сиденья сделаны из негорючих материалов; на стадионе во время матчей порядок обеспечивают исключительно стюарды, а полиция и спецподразделения готовы включиться лишь в случае крайней необходимости (пока за всю историю существования арены крайней необходимости в их присутствии на трибунах не возникало).

    Отсутствие беговых дорожек создает особенно близкий контакт футболистов со зрителями, которые чувствуют себя полноценными участниками действа. Кстати, рассчитанная на 150 мест ложа прессы заполняется крайне редко, и за 80 гривен на свободные места в ней может попасть любой болельщик. Но то – на матчи чемпионата Украины. На Евро явно будет по-другому.

    «Донбасс-Арене» не требуются доработки. По оценкам экспертов, домашний стадион «Шахтера» входит в тройку самых современных в Европе. Кстати, уже сейчас здесь функционируют специальные зоны для людей с ограниченными физическими возможностями. Еще несколько таковых планируется открыть к началу турнира.

    Увидев в центре города молодого человека с символикой «Шахтера», я сразу понял, что именно он мне и нужен для беседы. Подтвердив мои мысли о строительстве нового здания вокзала напротив старого, новый знакомый добавил, что скоро появится еще одно здание. А на скептическое замечание о том, что трамваи с троллейбусами словно из прошлого века, сказал, что всех изменений сразу не заметить, но скоро город будет не узнать. «Приезжайте через полгодика – будет вам и выбор гостиниц любой категории, и новенькие автобусы с троллейбусами и трамваями. Будет и ощущение, что город живет футбольным праздником».

    Вечером я увидел, как болельщикам предлагают специальные карты, с помощью которых вы можете приобрести еду с напитками. Не нужно шарить в карманах в поисках мелочи и ждать, пока хитроватого вида продавец наконец отыщет для вас сдачу. А после окончания игры тридцать с лишним тысяч человек покинули арену за каких-то десять минут. Что неудивительно, ведь в каждом секторе установлено несколько лестниц, лишь одна из которых ведет к вашим местам. Никакого намека на столпотворение! А стюард после подробного объяснения догонит вас, чтобы уточнить – правильно ли вы поняли, как пройти на свое место. Ни малейшего намека на агрессию! И навязчивое ощущение, что тебя здесь ждали…

    По дороге на вокзал поймал себя на мысли: если Донецк еще не являет собой город-сад, то «Донбасс-Арена» – уже город-сад. Готовый принять Евро в любое время. И, если надо будет, хоть все матчи.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №40 (19-25 октября 2011 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»