• Саломон Рондон и другие футболисты сборной Венесуэлы в оппозиции к правительству. Сегодня ночью они остановили саму Бразилию

    Рассказ о команде по прозвищу Красное Вино

    19.06.19 17:49

    Саломон Рондон и другие футболисты сборной Венесуэлы в оппозиции к правительству. Сегодня ночью они остановили саму Бразилию - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

    Этот материал – перевод статьи о сборной Венесуэлы в испанской газете El País. Прочитать статью в первоисточнике можно здесь.

    Путь, который проделали 31-летний лифтер Даниэль Харамильо и его 30-летний друг Даниэль Пино, поражает: Пуэрто-Ла-Крус (север Венесуэлы), Сан-Леополду (юг Бразилии, почти граница с Уругваем) и далее Порту-Алегри, где их сборная начала выступление на Кубке Америки с ничьей 0:0 против Перу. «Поддерживать нашу команду на стадионе – это гордость для нас. Мы не могли упустить эту возможность. В нашем народе живет страсть к футболу», – говорят они.

    Раньше нельзя было сказать, что страстью, о которой говорят Харамильо и Пино, была охвачена вся их страна. Венесуэла в Южной Америке всегда была известна как страна бейсбола. Футбол как самостоятельный вид спорта начал существовать лишь с 1950-х годов, а вплоть до 2000 года сборная приезжала на континентальные соревнования, лишь чтобы отхватывать по полной у всех подряд. Все поменялось только в XXI веке.

    Из всех стран Южной Америки только Венесуэла никогда не играла на чемпионатах и Кубках мира. Тем не менее в 2001 году сборная Венесуэлы впервые за всю историю участия в квалификациях чемпионатов мира не заняла последнее место. Более того, даже одержала четыре победы в концовке отборочного турнира. Больше всего правительство Венесуэлы инвестировало в футбол при Уго Чавесе. Страна потратила 700 млн долларов, чтобы принять Кубок Америки – 2007. Сборная тогда дошла до 1/4 финала, а матчи собирали в среднем сорок с лишним тысяч зрителей. Правда, тот успех никак не позволил развить национальный чемпионат, где до сих пор играют полулюбительские команды, но популярность футбола значительно выросла.

    Главному футбольному достижению тех лет – тренеру Ричарду Паэсу, возглавлявшему сборную с 2001 по 2007 год удалось сформировать целый институт сборных разных возрастов и начать вводить молодых игроков в главную команду. Венесуэла так ни разу и не сыграла на чемпионатах мира, но в отборочных турнирах ЧМ-2010 и ЧМ-2014 показала свои лучшие результаты, а на Кубке Америки – 2011 заняла четвертое место. Когда поток нефтедолларов ослаб, ситуация ухудшилась. В чемпионате играют команды удручающего качества, а игроки готовы ехать куда угодно. В центре обороны сборной Венесуэлы всем заправляет Джон Чансельор, отыгравший год за «Анжи» и покинувший Дагестан в зимнее трансферное окно – 2018.

     

    Полузащитник Луис Мануэль Сейхас из колумбийского «Санта-Фе» – один из самых больших критиков правительства Николаса Мадуро. По словам Сейхаса, сборная Венесуэлы – некий антикризисный щит, отвлекающий внимание простого населения от проблем, которые происходят в стране. Нехватка продовольствия и коллапс экономики привели к крупнейшему кризису беженцев в Западном полушарии. Сейхас называет правительство криминальной диктатурой и требует отставки Мадуро.

    – Мы оставляем все разногласия в стороне и работаем вместе ради одной цели. Эту идею мы хотим передать стране. Я никогда не скрывал того, о чем думаю. Мы играем для народа, а не для правительства. Нельзя молчать о том, что происходит в стране. Изменения необходимы.

    Перевод твита: «Вот что стало с моим 14-летним проектом в Венесуэле. Мой магазин разрушен и разграблен. Мы лишаемся и более важных вещей, но все равно больно».

    Лучший бомбардир сборной Венесуэлы, экс нападающий «Рубина» и «Зенита» Саломон Рондон также в оппозиции к правительству Мадуро, но предпочитает более дипломатичные формулировки.

    – Я остро ощущаю все то, что происходит в стране. Все, чего мы хотим, чтобы люди благодаря нашей игре могли отвлечься хотя бы на пару часов от того, с чем им приходится жить, – говорит нынешний форвард «Ньюкасла».

    «Играть ради венесуэльцев», «дарить людям радость», – это наиболее частые формулировки, которые произносят в интервью после матчей игроки и главный тренер Рафаэль Дудамель.

    Дудамель – бывший вратарь сборной. Он тренирует национальную команду с 2016 года и был вынужден гасить целый ряд внутренних конфликтов между игроками, недовольными властью, и футбольной федерацией Венесуэлы, возглавляемой сторонниками Мадуро. Дудамель также координирует все сборные младших возрастов. В 2017 году на молодежном чемпионате мира U20 Венесуэла неожиданно дошла до финала, где проиграла Англии. После победы в полуфинале над Уругваем Дудамель даже выступил с обращением к президенту, призвав к прекращению огня при подавлении протестов после гибели более ста человек.

    Оказавшись под давлением после своего выступления, Дудамель избегает критики правительства Мадуро. В марте Венесуэла победила 3:1 в Мадриде Аргентину с Лионелем Месси. Перед матчем команду навестил в отеле представитель Хуана Гуайдо, признаваемого как президент Венесуэлы в десятках стран, и тренер заявил, что лидеры оппозиции используют победы футболистов для самопиара.

    Отбиваясь в стиле абсолютно любой команды из второй восьмерки РПЛ, Венесуэла на Кубке Америки добилась ничьих 0:0 с Перу и Бразилией. В обоих матчах мячи, влетавшие в ворота Вуилькера Фариньеса, не засчитывались после вмешательства VAR. При этом ничью с Перу венесуэльцы додержали, играя последние ятнадцать минут вдесятером. Болельщики говорят, что, несмотря на отсутствие полноценной связи с командой, они чувствуют, что игроки на поле представляют именно их. Сами же игроки говорят, что для них гордость и ответственность – представлять страну в такой момент.

    Футболисты стали едва ли не самой привилегированной частью венесуэльской нации. Дети Саломона Рондона говорят на испанском и английском, при этом у них итальянские паспорта. Правда, сам Рондон признает, что он не экономист и ничего не понимает в показателях инфляции, а всего лишь играет за страну. «У меня нет татуировок, но если бы я решился их сделать, набил бы флаг Венесуэлы», – рассказывал прошлым летом Саломон Рондон в интервью «Гардиан».

    Лучшее, на что способны игроки в этой ситуации, – осознавать свою особую миссию. События в стране выработали в них этот инстинкт, как бы далеко они ни находились от простых лифтеров.

    Фото: EPA


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»