-
Сборная Украины приедет на Витебский вокзал?
Специальный проект «Спорта День за Днем»20.07.17
Не все знают, что Витебский вокзал в центре Петербурга — старейший вокзал не только в целом городе, но и во всей России. Одноэтажное здание на Царскосельской железной дороге — тоже первой в стране — появилось в 1837 году. Впрочем, до наших времен то деревянное строение не сохранилось. Еще в XIX веке его снесли, заменив более крепким каменным зданием. Однако и этот вариант прослужил лишь до начала XX века. Зато проектом архитектора Станислава Бржозовского мы можем любоваться и по сей день. Но каким бы прекрасным ни был третий вариант Витебского вокзала, рано или поздно ему тоже требуется спасительная реконструкция. Это неизбежно. Администрация Санкт-Петербурга решила, что было бы отлично завершить обновление вокзала к чемпионату мира — 2018. Причем на радость кинорежиссерам была принята идея вернуть зданию его первоначальный вид, в каком он предстал еще в начале прошлого века.
Возвращение в 1904-й
В быстрые сроки были возведены строительные леса и начались реставрационные работы. В первую очередь строители принялись за исторические фасады. «Работы проходят на основе архивных источников, чтобы посетители вокзала увидели его таким, каким он был задуман и воссоздан в 1904 году», — рассказали в пресс-службе Комитета по печати и взаимодействию со СМИ.
Кроме того, в проект реконструкции входит ремонт большой витражной арки на главном фасаде, гербов Санкт-Петербурга и Витебска над парадных входом и часовой башни с рельефами в виде сов. Планируется адаптировать вокзал для маломобильных пассажиров: к платформам на втором этаже пассажиры будут добираться на специально оборудованных лифтах, а для слабослышащих посетителей установят систему «говорящий город», которая будет автоматически усиливать громкость голосовых объявлений в слуховых аппаратах.
На стадии завершения уже находится реконструкция специализированного зала ожидания с местами для отдыха, удобными для инвалидов санитарными комнатами, а также двумя помещениями, оборудованными спальными местами. Модернизацию пройдут и все инженерные системы. Полностью обновятся визуальные носители, эксперты разработают систему навигации в едином стиле, будут установлены электронные табло, на которые информация поступает в автоматическом режиме. Также у здания появится ночная подсветка, что должно сделать его еще прекраснее с наступлением сумерек.
Фактор памятника федерального значения
Несмотря на то что Витебскому вокзалу уже больше сотни лет, о его состоянии беспокоиться не стоит. В 2003 году здание пережило капитальный ремонт — специально к трехсотлетию Петербурга и столетию самой постройки, поэтому ни о какой аварийности речи быть не может. Нельзя не отметить и Станислава Бржозовского. Архитектор работал на качество. Почти 20 лет в начале своей карьеры он провел на железных дорогах, где точность — самая важная составляющая. Недаром помимо Витебского вокзала в Петербурге до сих пор стоит его здание Международного коммерческого банка на Невском, 58. Хотя оно построено еще раньше вокзала — в 1898 году.
Что касается Витебского вокзала, то проекты реконструкции с регулярным постоянством появлялись в головах архитекторов и реставраторов. В 2009 году некий инвестор решил пристроить к зданию торговый центр. Компания «ТПФ ЭНИТ» была, конечно, не первой, кому пришла в голову такая идея. Впрочем, сам глава организации об этом даже не думал, будучи уверенным в гениальности своего проекта.
Естественно, никакого торгового центра рядом с вокзалом так и не появилось, ведь Витебский вокзал — памятник федерального значения, возле которого никакое строительство априори недопустимо. Любопытно, что заявлено было возведение одноэтажного строения, примыкающего к вокзалу. Однако в проекте будущего комплекса значилась площадь в 2 тысячи кв. м, что никак невозможно, если, конечно, не придется сносить перекресток Загородного проспекта и Введенского канала.
В 2012 году планировалось возвести более простое сооружение — навес, соединяющий платформы и станцию метро «Пушкинская», чтобы пассажирам не приходилось мокнуть под дождем те 50 метров, что они преодолевают от метро к вокзалу или обратно. РЖД даже придумали название этому проекту — «Сухой пассажир», однако и эту идею зарубили на корню.
Завидная киноистория
Благодаря своей винтажности Витебский вокзал постоянно становится местом съемок очередных сериалов или фильмов. Причем порой даже во вред логике сюжета. Каким бы ни был интересным и познавательным фильм Алексея Балабанова «Брат», приехать на Витебский вокзал из родного Приозерска и начать слоняться по Петербургу Данила не мог. На сегодняшний день с Витебского вокзала можно уехать в Минск, Брест, Гомель, Гродно, Киев, Кишинев, Псков, Калининград и Великие Луки, но никак не в Приозерск. Впрочем, общей картине эта промашка нисколько не помешала.
Не заморачивался насчет места развития событий и Эльдар Рязанов, снимая «Вокзал для двоих». Вымышленную станцию «Заступинск» можно было изображать какой угодно, но съемки время от времени переезжали из Москвы в Петербург. Лицом этой станции стал столичный Рижский вокзал, который, кстати, тоже спроектировал Станислав Бржозовский. Большая часть сцен внутри вокзала была снята на все том же Витебском. Рязанова, по признанию самого режиссера, привлекла колоритность внутренних помещений, так что он нисколько не беспокоился насчет вынужденных переездов.
В «Приключениях Шерлока Холмса» Витебский вокзал отыграл роли сразу двух лондонских гаваней для поездов — «Виктории» и «Паддингтона».
Да и сегодня нередко, проходя мимо Витебского вокзала, можно увидеть установленный свет и камеры, направленные на фасад здания, которое отражает эпоху, необходимую картине. Возвращение вокзалу вида образца 1904 года лишь прибавит популярности сооружению, благодаря которому Бржозовский навсегда вписал себя в историю города и страны. Кто знает, может быть, сборная Украины задумает приехать в Петербург на ЧМ-2018 на поезде, чтобы увидеть архитектурную красоту старейшего вокзала России и вживую посмотреть на первый паровоз на российских железных дорогах «Проворный», на котором еще в 1837 году впервые проехал инженер Ф. А. Герстнер. Этот состав из трех вагонов разных классов по-прежнему стоит на втором этаже вокзала в стеклянном павильоне под открытым небом. В любом случае насладиться этой атмосферой смогут болельщики из Восточной Европы, среди которых определенно найдутся те, кто отправится в Россию на поезде.
В тему: Пулково и центр города соединит аэроэкспресс
Законодательное собрание Санкт-Петербурга одобрило в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» и документ уже был отправлен на подпись губернатору Георгию Полтавченко. Он подразумевает организацию скоростного железнодорожного сообщения между аэропортом Пулково и Витебским вокзалом. Для реализации проекта будет построена новая железнодорожная линия протяженностью 8 км от аэропорта до станции Шушары, где она присоединится к существующим путям. Предполагается, что время хода электропоездов от Витебского вокзала до аэропорта Пулково ориентировочно составит 25 минут. Впрочем, рассматривается также возможность организации остановки аэроэкспресса на железнодорожной станции Купчино.
Примерный бюджет стройки должен составить 24 млрд рублей. По данным правительства Санкт-Петербурга, все необходимые согласования, в том числе от Октябрьской железной дороги, получены.
Новый железнодорожный маршрут позволяет обеспечить транспортную доступность с учетом двух станций метро и организованного парковочного пространства. Разработчик проекта — институт «Ленгипротранс» — учитывает возможный рост пассажиропотока аэропорта Пулково к 2040 году до 30-40 млн человек.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»