• Сербы в окопах

    Тема «Спорта». Кубковый месяц май

    22.05.11 16:39

    Сербы в окопах - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В мае 1991 года «Црвена Звезда» стала лишь вторым триумфатором Кубка чемпионов из Восточной Европы, вслед за бухарестской «Стяуа», выигравшей трофей пятью годами раньше.

    По мнению многих, финал белградцев против марсельского «Олимпика» в Бари получился самым некрасивым за всю историю турнира, в основном за счет сугубо оборонительной тактики красно-белых, выигравших по пенальти после того, как счет не был открыт в течение 120 минут.

    При великолепном атакующем потенциале сербской команды, громившей по ходу турнира «Грассхоперс», «Рейнджерс» и дрезденское «Динамо», такая тактика была понятна не всем. Оказавшись в шаге от трофея, наставник белградцев Люпко Петрович сделал ставку на защиту, пытаясь избежать ошибок, которые по ходу турнира допускали соперники марсельцев. Впрочем, до Бари «Звезда» могла и не дойти: ее полуфинальная дуэль с «Баварией», окрещенная «досрочным финалом», после сен­сационного триумфа сербов в Мюнхене (2:1) чуть не обернулась для них трагедией в ответном матче – пропустив мяч от Михайловича, немцы забили дважды, и, набрав крейсерский ход, в казавшемся неизбежным овертайме вполне могли дожать хозяев. Спасение, пришедшее на последней минуте встречи после невероятного рикошета от Аугенталера, только утвердило наставника белградцев в мысли, что в борьбе за трофей непременно нужно играть не сердцем, а умом. Петрович не прогадал – его защита выстояла, а в серии ударов с «точки» пятерка красно-белых безупречно выполнила свою задачу, поддержав почин вратаря и капитана команды Стевана Стояновича (на фото – в центре), отразившего пенальти Мануэля Амороса.

    – Поколение, выигравшее КЧ-1991, преодолело комплекс «грозных авторитетов». Раньше бывало, на еврокубковой жеребьевке нам попадался великий клуб и тут же словно вырастал шлагбаум, – рассказывает «Спорту день за днем» Стоянович. – Но та команда была другой: противника уважали, но в меру, и не боялись никого, понимали, что способны на многое и были уверены в себе. Поэтому и достигли таких результатов.

    За пару недель до игры в Бари мы проиграли «Хайдуку» в финале Кубка Югославии. Многие говорили, что тот проигрыш случился в самый нужный момент, мол, опустимся на землю после успехов в Европе и домашнем чемпионате, но я так не думаю: кубковый финал тоже очень хотелось выиграть, чтобы получить шанс оформить в Италии хет-трик.

    Аппетит приходит во время еды: после ответной встречи с «Баварией» царила эйфория, выход в финал уже считался огромным успехом, но когда проснулись на следующий день, сразу начали думать: «Так вышли же не ради того, чтобы проиграть, надо брать трофей!».

     

    Перед финалом я был будто между молотом и наковальней. За несколько дней до игры на меня вышла пара футбольных агентов, предложивших встретиться. Поскольку руководство разрешило мне покинуть команду по окончании сезона, я, ничего не подозревая, отправился на встречу в одну из белградских гостиниц. В ходе беседы выяснилось, что они при­ехали вовсе не для того, чтобы помочь с трудоустройством, а уговорить сдать матч «Олимпику»! Предлагали деньги, я отказался, а они сразу поняли, что постучались не в ту дверь. В конце встречи, недоумевая, я лишь спросил, почему в команде, напичканной звездами, выбрали для этих целей именно меня. «Так вратарь – это же самый верный выбор!» – ответили. И действительно, зачем предлагать деньги форварду (чем он поможет?), а вратарь – попадание в яблочко. Естественно, я обо всем рассказал в клубе, даже был готов уступить место сменщику в финале, но все же вышел в основе. Стресс был огромный – я мог пропустить не по своей вине, но после того как новость о попытке подкупа просочилась в прессу, меня сочли бы виноватым «по умолчанию». К счастью, я отстоял «на ноль», и мы в итоге вы­играли.

    Некрасивый, закрытый футбол? Понимаю критиков, но суть в другом: Люпко Петрович внимательно изучил манеру игры соперника и сделал вывод, что и «Милан», и «Спартак» попались в ловушку французов, которые отдавали инициативу, а когда соперник рвался вперед и обнажал тылы, хавы марсельцев потом длинными передачами отрезали всю их защиту, доставляли мяч скоростным Папену или Пеле, и те забивали. Вот Люпко у нас и спросил: «Хотите сыграть в атакующий футбол и красиво проиграть или запереться на своей половине, но выиграть? Все выбрали второе, но не понимали, как можно победить, не забивая. Тренер ответил: «Просто: отбиться до серии пенальти, Дика (прозвище Стояновича. – C) возьмет одиннадцатиметровый, и выиграем!» Так оно в итоге и было: мы очень хотели трофей и завоевали его. Помнится лишь результат. Что же касается претензий по поводу отсутствия красоты, скажу лишь, что из девяти игр в цикле мы восемь провели отлично. Если в последней сыграли похуже, но добыли трофей, наверное, нас можно за это простить.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»