• Сергей Балахнин: «Зенит» не даст много времени Богданычу. Результат нужен сразу

    Вторая часть интервью с экс тренером «Ростова» и сборной России

    28.06.18 01:02

    Сергей Балахнин: «Зенит» не даст много времени Богданычу. Результат нужен сразу - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Во второй части интервью с бывшим тренером сборной России и легендой «Ростсельмаша», сыгравшим за клуб наибольшее количество матчей (442, 15 сезонов — с 1979 по 1995 год), мы обсудили насущные вопросы, проблемы российского чемпионата и нашего футбола. Сергей Балахнин радуется тому, что в РФПЛ появляются молодые и перспективные специалисты, а также надеется, что Сергей Семак добьется успеха с «Зенитом».

    В РФПЛ стали меньше давать денег под иностранных специалистов

    — Как относитесь к желанию Слуцкого проявить себя в Европе?
    — Положительно. Мы с ним разговаривали на эту тему, еще когда он только собирался в Англию. Решение давалось ему непросто, но он принял этот вызов. У нас, к сожалению, никто не востребован за рубежом.

    — Почему так?
    — Осторожно относятся. У нас специфический футбол. И они даже не могут понять, можно брать игрока отсюда или нет. Хотя скаутская работа у них поставлена сильно. То же касается и тренеров. В Англию вообще сложно попасть. К тому же за границей зарплаты будут в разы меньше, чем здесь.

    Хотя приятно, что на наших игроков стали обращать внимание. На того же Головина. И цена всплывает нескромная, если говорить о 20 млн евро. Значит, появляются талантливые ребята.

    — Интересный момент. В РФПЛ остался всего один иностранный главный тренер — Массимо Каррера в «Спартаке». Что за тенденция такая?
    — Я рад тому, что у нас работают наши специалисты. Наверное, в первую очередь это связано с деньгами. Начали меньше давать под иностранных тренеров. Под равные зарплаты к нам сильные тренеры не поедут, а слабые нам самим не нужны, уж лучше своих тогда назначать. Дело даже не в том, что у нас появились сильные тренеры сейчас, но это может спровоцировать то, что они появятся.

    — Лично меня радует, что тренеры перестали ходить в РФПЛ по кругу. Появились молодые специалисты: Дмитрий Аленичев, Дмитрий Хохлов, Мурад Мусаев, Сергей Семак.
    — На самом деле омоложение здесь не главное. Помните, последний чемпионат России выиграл Юрий Семин. Поставь в другой клуб Валерия Газзаева, может быть, и он выиграет. Надо смотреть в первую очередь на качества каждого в отдельности. А у нас обычно начинают кричать: «Давай молодых!» И поехали.

    — Наверное, это русский менталитет.
    — Возможно. Но здесь требуется аналитический и взвешенный подход к каждому. Если будут делать акцент на наши кадры, то качественные тренеры среди них так или иначе появятся.

     

    — Сергей Семак возглавил «Зенит». Какое у вас о нем сложилось мнение?
    — Мы вместе работали в сборной России. У меня изначально сложилось хорошее мнение. Часто общались, говорили о футболе. Семак — интересный тренер. Думаю, его ждет хорошее будущее.

    — Насколько он прогрессивен в своем мышлении?
    — Следит за новыми веяниями. Хотя нормальный тренер всегда следит за этим. Один из немецких тренеров писал, что важно всегда искать возможности для совершенствования. Физического, функционального и тактического.

    — Действительно, новое, как правило, постепенно захватывает мир. В 2010 году — испанцы, в 2014 году — немцы.
    — Об этом же рассказывают в Германии. Им сильно помогли технологии американцев, когда из США приехал Юрген Клинсманн, приведший с собой много специалистов. Так что поиск нового всегда двигает футбол вперед. Уверен, что Богданыч за этим следит и продолжает расти.

    — Перед тем как возглавить «Зенит», не спрашивал вашего совета?
    — Нет. Давно с ним не общались. Но я всегда следил за ним в «Уфе». Семак — перспективный тренер.

    Семак должен оставить Дзюбу

    — Сейчас перед Семаком очень сложная задача.
    — Колоссальная. Управлять такой громадой, как «Зенит», где созданы отличные условия, подобраны сильные игроки, очень сложно, ведь зенитовскому уровню нужно соответствовать. Он согласился на серьезный вызов. Хочу пожелать ему удачи. Главное, надо утвердиться в команде в роли главного тренера. Для этого нужен определенный авторитет. В его случае надо завоевать его знаниями футбола и отношением к игрокам.

    — Но ведь как футболист он имеет непререкаемый авторитет.
    — Не думаю, что для аргентинцев этот авторитет будет иметь значение. Про наших игроков все понятно. Они играли с ним вместе. Семак знает всех игроков, ведь он еще и работал с большинством из них.

    — Тем не менее в команду из аренд вернулись 11 игроков, с которыми не совсем понятно, что делать.
    — Сложнейшая задача стоит перед Семаком. Людей очень много. Нужно убрать кого-то и оставить только тех, кто может помочь. Но Семак их всех хорошо знает и будет смотреть на мотивацию футболистов играть именно за «Зенит». Только с аргентинцами он не имел возможности поработать.

    — Аргентинцы приходили в «Зенит» под Роберто Манчини. Есть ли у них мотивация играть и дальше в Петербурге?
    — Конечно, аргентинцы приходили под Манчини. Они все давно его знают, ведь относятся к Италии по-особому, поскольку даже не считаются легионерами в серии А и легко уезжают туда играть. Я понимаю, что имя Манчини для них имеет куда больший вес, чем имя Семака.

    Вопрос мотивации трудный. Они очень разные. И не показывали стабильной игры. Иногда игрок вспыхивает и даже в одном эпизоде играет так, что виден высокий класс. При этом в том же матче в другом эпизоде он может «привезти» и испортить все мнение о себе. Но это свойственно молодым. Аргентинцы в «Зенит» пришли, безусловно, талантливые. Богданычу нужно определить, смогут ли они помочь команде. Хотя в первую очередь нужно создать новый коллектив.

    — Согласны, что для команд РФПЛ важно сколотить костяк из российских игроков?
    — Российский костяк очень важен.

    — Игорь Денисов недавно рассказывал, что в «Зените» 2007—2008 годов был именно такой. Он называл этот костяк одной из главных причин побед в Кубке и Суперкубке УЕФА.
    — Костяк нужен. Нужно, чтобы эти игроки могли воздействовать на команду изнутри. Тренер не может влиять на игру по ходу матча. Многое зависит от самих футболистов. Но важно, чтобы они еще и играли здорово. Тот ансамбль, о котором говорит Денисов, был лучшим в России. Они были лидерами — Денисов, Аршавин, Погребняк… Это были футболисты высокого уровня.

    — В «Зените» сейчас видите какой-то костяк в перспективе?
    — Трудно его сделать. Надо формировать заново. Поэтому Богданыч думает сейчас, вернуть того или другого футболиста в «Зенит» или нет. Знаю точно, что Дзюба должен быть в этом коллективе. Это находка для тренера, он может объединить всю команду. Если найти к нему ключик, Артем поможет. Он коллективный парень. Может расслабить, может мотивировать.

    — Но многое будет зависеть от игры «Зенита».
    — Конечно. Посмотрим, какую тактику выберет для команды Богданыч. Но это определенно должен быть доминирующий футбол. В «Зените» по-другому быть не может.

    — Всегда считал, что тренеру нужно давать время. Год или два минимум, чтобы он довел игру команды до совершенства. Согласны?
    — Слышал это часто. Это многолетняя байка. Конечно, я с этим не согласен. Современный футбол такого подхода не приемлет. Время и так бежит быстро. Любой об этом говорит. В футболе тоже все меняется. Сейчас никто не будет ждать, пока результат придет. Никто не будет вкладывать деньги, если не будет быстрого результата. Руководители могут подождать немного, но ждать тренера сейчас уже никто не будет. Тем более если созданы великолепные условия, как в «Зените», где, по сути, могут предоставить любого футболиста. Не думаю, что Семаку дадут много времени, если результаты не придут. «Зенит» уже обжегся на Луческу и Манчини.

    — Из двух провальных сезонов с этими тренерами можно вынести что-то хорошее для «Зенита»?
    — Думаю, да. Футболисты определенно что-то получили, поработав с серьезными, опытными тренерами. Ни у кого ведь не повернется язык назвать Манчини после неудачного сезона в «Зените» слабым тренером. Просто в определенных условиях у него не получилось добиться результатов. В плане организации тренировочного процесса и других процессов в работе клуба, уверен, «Зенит» почерпнул полезное и от Луческу, который многое сделал для «Шахтера».

    Мы можем поднять детско-юношеский футбол на другой уровень

    — Понятно, что чемпионат мира — большой праздник для России. Мы его так долго ждали, надеясь, что он поможет решить все проблемы нашего футбола. Не боитесь, что после турнира у нас в итоге ничего не останется?
    — Боюсь, действительно.

    — Особенно из-за того, что клубы закрываются на каждом шагу. Два клуба РФПЛ — «Амкар» и «Тосно», а еще и «Кубань», никто из ФНЛ по-спортивному принципу не вылетел.
    — Правильно вы говорите. Во второй лиге многие отказываются играть, потому что нет финансов. Я боюсь, что упадем даже еще ниже, чем мы есть сейчас.

    — Страшно.
    — Это ожидаемо. Откуда нам брать футболистов? Футбол разваливается снизу. Из вторых лиг игроки должны подниматься наверх, а у нас там нет футбола совсем. Если уже даже в премьер-лиге команды не выживают, что говорить о второй? Никому это и не надо. Боюсь, что после чемпионата мира скажут, что на футбол и так потратили за последние годы слишком много и теперь надо отказываться от больших трат.

    — Так что же, все идет от политики?
    — На эту тему можно говорить долго. Но, если футбола не будет в провинциях, развития не будет никакого. В Москве и Санкт-Петербурге хорошо готовят игроков. Но даже у нас в Ростове ничего для подготовки футболистов нет. Так же как во всей стране. Откуда у нас появятся качественные футболисты, если условий для подготовки нет?

    — Неужели никому не интересно потратить средства на то, что в будущем может принести какую-то выгоду вроде продажи выращенных футболистов?
    — Прибыль вряд ли будет большая. Эти игроки попадут во вторую лигу. В РФПЛ? Вряд ли. Туда никто не купит игроков. Те, кто будет выращивать игроков, сами будут отдавать их играть в премьер-лигу бесплатно. Если будут брать. Так что какая прибыль? Для частного владельца здесь нет никакой выгоды. Сергею Галицкому памятник можно ставить за то, что он делает. Но опять же если не будет глобального подхода к развитию футбола, ничего не получим. Пока не появятся центры футбола на условном Урале, в Сибири, в Центральной России и потом не будет соревновательного процесса, то толку от роста этих игроков не будет. Нельзя их только тренировать, они должны соревноваться. Тот же «Краснодар» лупит всех по 6:0 — а смысл? Понятно, что они выезжают на международные соревнования, но они нерегулярные. Без помощи государства не обойтись. Главное — понимать, что это нужно не только провинции, но и той же Москве с Петербургом. Ведь тогда к вам на соревнования смогут приезжать более квалифицированные детки.

    — Есть понимание, что нужно сделать?
    — Понимание есть. Но это никому не нужно. Это делается в самих провинциях. А дальше поедут только богатые. Но футбол — игра для бедных. Вы посмотрите на лучших футболистов мира. Они все из бедных семей. Им приходилось биться, кусаться и терпеть. Они выходят сильными игроками, пройдя такой сложный путь. И пока мы не повернемся лицом к провинциям, пока не сделаем государственную программу развития футбола, никакого футбола не будет. Но ведь у нас есть люди, которые этим занимаются. Их очень много.

    — Почему же прогресса нет?
    — К сожалению, пока работают не очень хорошо. Но я могу это понять. Сейчас все были увлечены подготовкой к ЧМ‑2018. Чтобы поднять такую глыбу, нужны большие усилия. Хотелось бы, чтобы после окончания турнира детско-юношеским футболом занялись более плотно. Чемпионат мира уже провели классно. Об этом можно говорить. Значит, детско-юношеский футбол тоже можем поднять на совершенно другой уровень. Но если не будем пытаться кардинально что-то поменять, то так и продолжим работать впустую, не имея никакого прогресса.

    В «Ростове» нет преемственности поколений

    — Вы сказали, что в Ростове-на-Дону мало делается для детско-юношеского футбола. Соответственно, игроков давно не появлялось в «Ростове» топовых. Тем не менее у клуба большая история и много знаменитых футболистов. Насколько важна преемственность поколений?
    — Игроков действительно много. И наше поколение с Сергеем Андреевым. До нас был еще Виктор Понедельник. Легендарные.

    — Почему же «Ростов» и вы идете разными дорогами?
    — Это одна из ошибок «Ростова». Не зная своей истории, трудно формировать будущее. Это формула существования футбольного клуба. Это есть у «Зенита» и «Спартака». Поэтому они играют так хорошо. У нас, к сожалению, это отбрасывается. Здесь историю не уважают. И ростовский СКА, который тоже имеет большую историю, уже почти не помнят.

    — В чем проблема? Некомпетентные люди работают в руководстве клуба?
    — Мне трудно судить и тем более обвинять кого-то. У меня есть только пожелание, чтобы в «Ростове» больше обращали внимание на бывших футболистов. К истории нужно относиться с уважением. Это очевидные вещи. И относятся они не только к спорту.

    — Осенью 2017 года после отставки Леонида Кучука исполняющим обязанности главного тренера «Ростова» стал Дмитрий Кириченко. Казалось, вот отличный шаг для начала этой преемственности. Сам Кириченко хотел остаться, но в итоге покинул клуб. Почему «Ростов» принял решение в пользу Валерия Карпина?
    — Разные ходят слухи. Кириченко — наш парень, надо было дать ему возможность поработать. Знаю, что ему предлагали продолжить работу, но в итоге переговоры замялись. Однако это не самое главное. В «Ростове» хватает проблем и без назначения или неназначения Карпина или Кириченко. Преемственности все равно нет. К сожалению, поэтому у нас и нет ростовчан.

    — Родители охотно отдают детей в футбол?
    — Да. Сейчас везде подъем по стране. У них есть желание. Поэтому и важно как можно скорее создать отличные условия для их подготовки.

    — Такой же подъем был после Евро‑2008.
    — Согласен. Но сейчас мы проводим дома чемпионат мира. Это колоссальный интерес всех россиян. Могли бы такой прыжок совершить… А у нас недостаточно полей. Занимаемся на четвертинке или трети поля.

    — Условия сейчас сильно важны для подготовки?
    — Безусловно. Для современного футбола это важно. Если мы хотим воспитать игрока, который будет востребован через десять лет, то нужно предоставить лучшие условия. Он будет более быстрый, более техничный. Но это уже требования будущего футбола. И такие условия должны быть даже в условном Каменске. Но пока мы даже в Ростове такого сделать не можем.

    — Размеры страны создают большие сложности?
    — Конечно. Посмотрите на Голландию. Страна размером с Ростовскую область, если не меньше. А выходит столько звезд. У нас же 20 лет нет ни одного ростовчанина в команде РФПЛ. Но мы не можем все предъявлять руководителям страны. Ведь приходится под каждую часть России строить свою программу. Не могут по одной программе заниматься и в Сибири, и на юге страны. У игроков разные менталитеты, физические данные, характеры и отношение к игре. Это все нужно учитывать. Питерская школа, например, всегда была больше силовая.

    Бердыев подарил лучшие моменты в истории ростовского футбола

    — Работа Валерия Карпина в «Ростове» получилась неоднозначная. Как думаете, надолго ли он задержится?
    — Не скажу, что есть большой луч надежды. Пока все на тоненького. Многое будет зависеть от того, сколько будет денег вкладываться, как будет проведена селекционная работа. Но у Карпина пока не так много опыта. С тем же Бердыевым сравнивать его рано.

    — На мой взгляд, не считая времени работы Курбана Бердыева, в «Ростове» все двигается по кругу: новый тренер — хорошие результаты — результаты портятся — новый тренер.
    — Так оно и есть. Но Бердыев смог вытащить для «Ростова» большие деньги, с которыми ему удалось взять нужных ему футболистов и с ними добиться выдающихся результатов, а главное, он мог грамотно распорядиться этими деньгами.

    — Если бы вас позвали главным тренером в «Ростов», пришли бы снова?
    — Я всегда приходил. Это мой родной клуб. Как домой не вернуться? Мне часто говорили: мол, зачем я возвращаюсь, если со мной так поступили? Да как угодно пусть поступают, если ты любишь команду, то все для нее сделаешь. Дому всегда нужно помогать, если надо. Если нет, то ничего. Но за своих всегда важно уметь порадоваться.

    — Сергей Андреев рассказывал в интервью «Спорту День за Днем», что у него в руководстве «Ростова» много недоброжелателей…
    — У кого их нет? Это детские разговоры. Мы с Сергеем Васильевичем всегда нормально общались. Но я не считаю, что нужно искать кого-то в руководстве. Там людей уже столько поменялось! Неужели в каждом составе были недоброжелатели? Смешно.

    — Сколько раз руководство поменялось с 2000 года?
    — С десяток точно. Смешно ведь, согласны?

    — Конечно. Слышал, что вы нашли для «Ростова» Баштуша, который теперь играет в «Лацио». Действительно?
    — Я тогда работал в «Ростове». Но это не мой игрок. Его нашел отличный наш селекционер Андрющенко. Он многих африканских нашел — Ксулу, Канга. Через местного агента Бондаренко они приходили в «Ростов».

    — Какие годы «Ростова» наиболее успешные — Кубок Интертото с «Ювентусом» или Лига чемпионов с Бердыевым?
    — Однозначно время Бердыева в «Ростове». Кубок Интертото — это мгновение. Приезд «Ювентуса» — стечение обстоятельств, что они скатились к нам. Бердыев же, наоборот, поднял «Ростов» на уровень «Баварии» и «Атлетико». Это история клуба на десятилетия вперед. Конечно, я сам был участником тех матчей в Кубке Интертото, но надо трезво оценивать.

    Ростов-на-Дону

    Использованы фото: EPA/Vostock-photo; ФК «Зенит»


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»