• Сергей Тертышный: Мы продолжаем жить своим славным прошлым

    Главный тренер ХК «Сахалин» рассказывает об Азиатской хоккейной лиге

    05.05.17 01:32

    Сергей Тертышный: Мы продолжаем жить своим славным прошлым - фото
    Реклама • OLIMP.BET
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    В то время как КХЛ только пытается осваивать Дальний Восток, российский клуб ХК «Сахалин» уже давно выступает в Азиатской хоккейной лиге. Причем довольно успешно. В нынешнем сезоне команда под руководством Сергея Тертышного вновь играла в финале, где в напряженной борьбе уступила корейскому «Анян Халла». Сергей Викторович в интервью «Спорту День за Днем» рассказал, кто ему напоминает роботов, как развивается хоккей в Азии и отчего в России дефицит сильных защитников.

    Корейцы напоминают запрограммированных роботов

    — Сергей Викторович, ваш клуб был близок к тому, чтобы взять Кубок Азиатской лиги. Почему не получилось?
    — В финале все решают детали. Может, мы моментами и играли лучше, но потом в решающем матче провалились в атаке, удаление и гол… И работа всей команды пошла насмарку. На высоком уровне такие ошибки непозволительны.

    — В связи с этим какие дальнейшие планы? Понравилось ли вам на Дальнем Востоке?
    — Все говорят: «Сахалин, Сахалин». Я тоже готовился к чему-то необычному. Но единственный минус — длинный перелет. Воздух там чистый, климат классный. Обыкновенный, спокойный город. Народ живет очень размеренно. Нет никакой суеты, там даже машины водят по-другому. Ездят 5060 км/час и не больше. В глазах жителей написано: «Зачем суетиться? Все равно все само придет». Так что на Сахалине мне понравилось. Спасибо, что руководство мне поверило, дало шанс. Закрыло контракт, несмотря на наше второе место. Да, «Халла» — сильная команда. Но я считаю, что и корейцев можно было обыграть. Вечно вторым быть — не для меня. А чтобы побеждать, надо всем напрячься.

    — У вашего «Сахалина» проблем с посещаемостью нет, на домашних матчах практически полный стадион всегда собирается…
    — Да, народ любит хоккей. Много ребятишек приходит на матчи, что тоже радует. Но, конечно, если сравнивать с КХЛ, тем же Челябинском, таких традиций на Сахалине нет. Там другие виды отдыха в почете — рыбалка, охота… Ну, а о той атмосфере, которая ощущается в Питере, в Ледовом дворце, вообще можем только мечтать.

    — «Халла» по стилю напоминает кого-то в КХЛ?
    — Трудно сравнивать… Это команда на базе сборной Кореи, усиленная пятеркой канадцев. Вот эти канадцы там погоду-то и делают, а корейцы у них учатся прилежно, все перенимают — тактику, технику. Словом, играют грамотно, по-современному. Но изюминки у них в завершении атак нет, слишком уж схематично действуют — как в настольный хоккей. Словно роботы запрограммированные. Творчеством на льду — тем, чем славится наша школа, — там и не пахнет.

     

    Спорт умирает последним

    — Какой, кстати, уровень Азиатской лиги? Наверняка многие в России считают, что побеждать здесь можно без особых проблем.
    — Лига — неоднородная по уровню. Японцы, к примеру, все хорошо обученные, но у них проблема, от которой никуда не деться — игроки маленького роста. Может, еще с клубами из Страны восходящего солнца мы можем доминировать, используя свое антропологическое превосходство. А с той же «Халлой» это уже не проходит, это очень физически крепкая команда. Это, считай, сборная Кореи, которая на прошлой неделе пробилась в элитный дивизион чемпионата мира. Вспомните, в марте наша олимпийская сборная провела два матча с корейцами и, откровенно говоря, в них мучилась.

    — Да, многие надеялись, что хозяев предстоящей Олимпиады закидаем шапками…
    — Сейчас уже давно некого закидывать шапками. В Европе точно не осталось уже слабых соперников. Причем силы подравниваются достаточно давно. Помню, как, еще играя на молодежном чемпионате мира — 1988 с Павлом Буре, Коваленко, Буцаевым, Жамновым, Зубовым, Юшкевичем в составе, мы мучились с норвежцами… Теперь же мы уже сравнялись с середняками. Возьмите, к примеру, такой момент — нужны ли наши хоккеисты, из тех, кто не уехал в НХЛ, в Европе? В финской, шведской лигах? А раньше наши ребята были на первых ролях в Старом Свете. Мы все продолжаем жить своим славным прошлым… Специалисты все проблемы нашего хоккея знают, но часто делают вид, что мы — лучшие. А где мы лучшие?

    — В НХЛ многие россияне блистают.
    — Давайте посмотрим энхаэловские команды. Кто у нас сейчас топовые звезды? Раньше практически в каждом клубе НХЛ были игроки, выходящие в первых двух звеньях. А сейчас? Поколение Малкина — Овечкина постепенно будет сходить со сцены. А кто им на замену? Кучеров, Тарасенко, Панарин, Кузнецов… И все. Или возьмем классных защитников. Кто? Вот появился в этом сезоне Проворов. Да, есть у пацана задатки, бросок. Но это не Зубов, который мог вести в одиночку всю игру в чужой зоне. И, кстати, Проворов сформировался как хоккеист в Америке. А ситуация с детскими школами? Представляете, сколько талантливых мальчишек не могут продолжать занятия из-за финансовых проблем. Их родители просто не могут позволить себе такие траты на ребенка. Одни коньки сколько стоят? Спорт умирает последним. А мы видим, какая ситуация в стране. Те же Овечкин, Малкин — продукты еще советского хоккея. Давай другой вопрос. Кто сейчас в детских школах работает? Разве что энтузиасты. Не каждый человек сможет прожить на зарплату в 15-20 тысяч рублей…

    Не верю в глобальный прорыв китайцев

    — Кстати, почему в России сейчас дефицит классных защитников?
    — Отдайте мне защитников, и у вас будут классные игроки обороны (смеется). А если серьезно, давайте посмотрим, какая философия у детского тренера. У нас мальчик в 7 лет боится ошибиться у своих ворот и, как только получает шайбу, старается как можно быстрее с ней расстаться — любым способом. Нападающие же постоянно хотят что-то сотворить, обыграть. Посмотрите, сколько действий делает на льду форвард и сколько защитник. Игрок обороны не может выйти из силового давления, не может отдать пять точных передач. Потому что если отдать пять точных передач, надо отдать 500 неточных, через перехват. Почему шведы до 12-13 лет лелеют оборонников, разрешают им буквально все? Если ты не ошибаешься и не делаешь финтоплясов, которые делают форварды, ничего не добьешься. Как результат, у шведов вырастают такие «звери»… В России же сейчас практически нет людей, которые готовы заниматься нюансами игры защитников.

    — В минувшем сезоне вы несколько раз ездили в Китай. Как считаете, насколько жизнеспособен проект того же «Куньлуня» и реально ли всерьез поднять китайский хоккей на высокий уровень?
    — Откровенно говоря, в Китае по большому счету хоккей никому не нужен. Эта игра не для них. В Китае можно еще поднять футбол, там популярны индивидуальные виды спорта, преимущественно летние. А хоккей им неинтересен. Ни разу не видел, чтобы его показывали по местному телевидению.

    — При этом не только КХЛ, но и энхаэловцы пытаются выйти на китайский рынок.
    — Оно и понятно. Китай — богатая страна, не зря туда Халк едет и прочие известные футболисты. В Канаде же хоккеистов хватит и на Европу, и на Азию. Может быть, что-то у энхаэловцев временно и получится. Но в глобальный прорыв хоккея в Китае я не верю.

    — Зато сборная Кореи через год будет выступать в элитном дивизионе чемпионата мира.
    — Тут, мне кажется, все дело в тренерах и в их отношении. Корейцы как губки впитывают всю информацию, которую дают им канадцы, по-научному к вопросу подходят. В Китае, видимо, все немного иначе. Хотя и в Корее, и в Японии народ на хоккей не ходит, а без зрительского внимания поднять что-то невозможно.

    Согласен стать помощником у младшего брата

    — Вашему младшему брату, Алексею, который оказался в тренерском штабе «Куньлуня», доносить свои мысли, наверное, еще сложнее — с учетом разных языков. Интересно судьба сложилась: вас занесло в азиатскую часть России, его — в Китай…
    — Конечно, переживаю за него. По характеру мы немного разные. Наверное, потому, что мне в хоккее за счет, может быть, таланта все чуть легче давалось. Он же шел «вторым номером» — компенсировал все работоспособностью, собранностью, желанием постоянно что-то доказывать. На тренерском поприще эта закваска тоже сказывается. Он более пунктуальный, все отмечает, полностью отдает себя работе. А я и в жизни немножко другой — не зацикливаюсь на хоккее, могу отвлечься. Да и не люблю всю эту писанину, методические дела, которые можно доверить ассистентам.

    — Может быть, вам с братом стоит составить тренерский тандем, работающий на этих контрастах?
    — Не знаю… Честно говоря, не хочу кому-то что-то доказывать. Для себя я уже все доказал. В семье тоже. Если, скажем, так сложится, что будем с братом работать вместе и он окажется главным, а я — его помощником, никаких проблем.

    — Долгое время вы работали в тренерском штабе «Трактора» помощником, а сейчас сами стали главным тренером. Для себя уже выбрали приоритетный путь — скажем, быть ассистентом в клубе КХЛ или же все-таки главным, пусть и в лиге послабее?
    — Загадывать в нашей жизни сложно. Любой из вариантов рассмотрю. На посту главного тренера мне еще многому нужно научиться. Тренер — как хоккеист, должен постоянно над собой работать, совершенствоваться. Мне, конечно, проще обучить игроков обороняться, поскольку я сам был защитником. Хотя и нападающим необходимо уметь грамотно обороняться — правильно действовать в чужой зоне, когда шайба у противника, и так далее.

    Вообще же, что касается тактики, тут есть практики, а есть теоретики. Последних пруд пруди. Рассказывают, как нужно играть, замечательно. До того момента, как их спрашивают: «Почему же вы сами нигде не работаете?» Если вы все знаете — берите команду и ведите. На практике все гораздо сложнее. Тот же Белоусов — великий тренер, но и у него порой были ошибки, когда все сыпалось, а он стоял — не знал, что делать, и мы сами играли… Нюансов в хоккее масса. Где-то угадал, где-то — нет, где-то повезло или не повезло. То, что работает в одном матче, не идет в другом. Все происходит очень быстро: ты перестроил свою команду, но и тренер соперника совершает ответный ход, который может разрушить твою стратегию. Тогда нужно за пять минут сообразить, придумать новый вариант, а потом еще за четыре минуты успеть донести свою мысль до ребят.

    Знарок — это мозг и мотор, Витольньш — это методика

    — За КХЛ успевали следить? Какое впечатление оставил сезон?
    — Неоднозначное. Взять те же полуфинальные серии Кубка Гагарина, завершившиеся всухую, под ноль. Если такой счет, значит, уровень конкуренции в лиге падает. Две-три команды превосходят всех остальных значительно. В большинстве коллективов результат определяют легионеры, а сильных российских хоккеистов не так много. Может быть, стоит, как в союзные времена, сократить число клубов в чемпионате? Тогда, глядишь, и уровень борьбы повысится. Да и в школах хоккейных сейчас ситуация трудная. Достаточно сказать, что из Челябинска детишки уже в 12-летнем возрасте уезжают в другие города — туда, где условия лучше. Неправильно это.

    — В финале между СКА и «Магниткой» тоже борьбы долгой не получилось…
    — Не ожидал такого итога. Не потому, что болел за уральцев. В СКА, кстати, тоже немало воспитанников Челябинска, да я и сам в Питере поиграл.

    — Знарок тактически переиграл Воробьева или что-то другое решило исход финала?
    — Во-первых, надо понимать, что такое тандем Знарок — Витолиньш. Знарок — это мозг и мотор, Витольньш — это методика. Знарок направляет, Витолиньш доносит его задумки до игроков… А в целом армейцы перебегали магнитогорцев, в скорости их серьезно превзошли. Взять, например, того же Мозякина, нашего топового игрока на протяжении последнего десятилетия. Там, где идет борьба на высших скоростях, на пределе, он порой уходит в тень. Но выезжать только на Мозякине и Зарипове, наверное, неправильно. Хотя по составу, считаю, «Металлург» СКА не уступал в финале. С учетом того, что Дацюк и Войнов были у армейцев травмированы. А в остальном… Удивили слова тренера «Металлурга» Воробьева о том, что у СКА подбор исполнителей мощнее. Кто из СКА так уж сильнее ведущих игроков «Магнитки»?

    У Ковальчука глаза горели, как у мальчишки

    — Звено Шипачева, Ковальчук…
    — Ну а что тот же Ковальчук особенное показал в плей-офф? Хотя, не спорю, в плане самоотдачи он играл здорово. Глаза у него горели, как у мальчишки. Было видно, что человек заряжен на борьбу и хочет доказать всем свой уровень. Вообще весь СКА, на мой взгляд, превзошел соперника, прежде всего в плане мотивации, в желании бороться и побеждать. А ведь «Магнитку» еще и Кошечкин постоянно выручал. Порой питерцы зажимали соперника так, не давая ему головы поднять, что тот до чужих ворот просто не мог доехать. Для этого ведь свежие ноги нужны, чтобы бежать, продавливать. А без свежести о каком креативе можно говорить?!

    — А то, что «Металлург» тактически решил сыграть в откат, было тренерской ошибкой?
    — Видимо, для игры в давление у них просто не хватило силенок. Прессинг, отбор шайбы в зоне соперника требует огромных энергозатрат. Тем же Мозякину и Зарипову — при всем к ним уважении — на это сил уже не осталось. Какой бы тактика ни была — атакующей ли, оборонительной ли, — она базируется на «физике».

    — Вы провели в Питере один сезон, проходя службу в армии. Чем запомнилось то время?
    — Это моя молодость! Хорошее было время. Команда тогда была еще очень сильная, оставался весь костяк, который в 1987 году добыл бронзу чемпионата СССР — один Дроздецкий уехал в Швецию. Много ребят было, у кого я учился: Гоша Евдокимов, Серега Шенделев, Власов… Весь состав можно перечислять. Плюс это Питер! Очаровал! Тем более что у нас была база в центре, на Звенигородской. Потом, когда приезжал учиться в ВШТ, ностальгия накрыла. Позвонил директору базы на Звенигородской, зашел, там даже бабушка администратор с тех лет та же осталась. Узнали меня, обрадовались: «О, Серега, приехал!»

    — Не жалели, что все-таки приняли решение уехать обратно в Челябинск? Может, если бы остались в городе на Неве, и карьера как-то по-другому сложилась?
    — Наступало смутное время, Союз разваливался. СКА реально загибался. Армия оказалась никому не нужна. Игроки потихоньку начали разъезжаться. У меня там друг был — Вова Алексушин, все рассказывал… Но о годах, проведенных за питерский клуб, не жалею: этот период — один из лучших в моей жизни.

    Личное дело

    Сергей Викторович Тертышный

    Родился 3 июня 1970 года в Челябинске. Защитник. Мастер спорта международного класса. Воспитанник ДЮСШ ЧТЗ. На драфте НХЛ 1994 года выбран в 11-м раунде под общим 275-м номером «Вашингтоном».

    Игровая карьера: «Трактор» Челябинск (1987/88, 1990/91, 1993/94, 2003/04, 2004/05); «Металлург» / «Мечел» Челябинск (1987/88, 1988/89, 2005/06); СКА Свердловск (1988/89, 1989/90); СКА Ленинград (1989/90, 1990/91); «Портленд» (АХЛ — 1994/95, 1995/96); «Металлург» Магнитогорск (1996/97, 1999/2000); «Лада» Тольятти (2000/01); «Авангард» Омск (2001/02); молодежная сборная СССР, национальная сборная России.

    Карьера тренера:

    2006/07 — СДЮСШОР «Трактор»

    2007/08 — 2013/14 — ХК «Трактор» (ассистент главного тренера)

    2016 — н.в. — ХК «Сахалин» (главный тренер)   

    Достижения игрока: серебряный призер чемпионата мира среди молодежи — 1989/90 в составе сборной СССР; чемпион России РХЛ — 1998/99; чемпион Евролиги я — 1998/99, 1999/2000; обладатель Суперкубка Европы 1999/2000; участник Олимпиады 1994.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»