-
Сергей Герасимец: «Аршавин в ответе за сборную»
02.09.11 22:53
С обладателем Кубка России мы встретились у него дома, в самом сердце Петербурга – на Невском проспекте. Хозяин заботливо предложил кофе и сразу начал разговор о дне сегодняшнем.
Футбольная судьба Герасимца богата яркими совпадениями, причем такое происходило и когда он сам выходил на поле, и продолжилось после того, как стал тренером. Начинал он свой путь в знаменитой школе «юный динамовец», где тогда делал первые шаги на тренерском поприще Анатолий Бышовец, под руководством которого доведется сыграть на закате карьеры. А пройдет десяток лет, и станет ассистировать Бышовцу в главном на тот момент клубе – «ньюсмейкере» по скандалам. Проведя полсотни матчей под руководством Эдуарда Малофеева в минском «Динамо», встретился с основателем «искреннего» футбола в «Динамо» питерском. А в 1999 году наставлял на путь истинный в зенитовском дубле нынешнего капитана национальной сборной.
Все в руках сборной России
— Через несколько дней стартует решающий отрезок отборочного турнира. Исходя из турнирной ситуации, кого сейчас можно назвать фаворитом в борьбе за первое место?
— Я считаю, что сборная России сильнее своих соперников по группе, в том числе Словакии с Ирландией. У этих команд нет такого количества мастеров, и поэтому результаты российской сборной в первую очередь зависят от нее самой. Если команда Адвоката сыграет в свою силу, то никаких проблем с попаданием на Евро с первого места не будет.— Какой матч обещает стать самым сложным?
— По сложности матчи не имеет смысла разделять. Все по той же причине: российская сборная способна обыграть любого соперника.— Если команде получится реализовать свой потенциал и отобраться на Евро, способна ли она будет там претендовать на тот же результат, что и четырьмя годами ранее?
— Многое зависит от формы лидеров – Акинфеева, Березуцких, Жиркова, Денисова, Быстрова, Кержакова, подойдут ли они к чемпионату без травм. И конечно же, важно, в каком состоянии будет Аршавин. О нем вообще надо сказать отдельно. К сожалению, Андрею сейчас не хватает стабильности, из-за чего он пропустил много значимых матчей за «Арсенал». На мой взгляд, при его мастерстве вопрос попадания в основной состав стоять не должен.— Даже в «Арсенале»?
— Даже в «Арсенале». Аршавин и сейчас способен быть лидером, но когда в Англии играет мало, то и в сборной меньше пользы приносит. Хочу пожелать Андрею задуматься о необходимости играть сердцем за национальную команду, полностью выкладываться в каждой игре. Тогда и остальные понесутся как на крыльях. В таком случае шансы команды значительно возрастают. Ведь его лучшие матчи со сборной совпали с лучшими матчами всей команды – например, со шведами и голландцами на Евро.— Лидерам сборной уже или 30, или прилично за 30. Если они завоюют путевку на Евро, но к моменту отъезда команды туда перестанут соответствовать этому уровню, сложно Адвокату будет оставлять их дома?
— Далеко за 30, например, Косте Зырянову. Но я думаю, что для него место в заявке в любом случае должно найтись. Так же как и для других лидеров команды, которые играют за сборную давно, – Березуцких, Игнашевича, Семшова, Павлюченко, Аршавина.— Вы говорите, место должно найтись. То есть даже в том случае, если они к моменту поездки на Евро перестанут соответствовать уровню сборной?
— Если говорить о Зырянове, то, считаю, он и через год сможет быть полезным для сборной. Полагаю, Костя заработал поездку на чемпионат Европы своими заслугами перед сборной и всем российским футболом. Если, конечно, команда туда попадет.Аршавин и в 18 лет был самим собой
— Вам ведь довелось поиграть в «Зените-2» с юным Аршавиным. Тогда видели в нем игрока европейского топ-клуба и капитана сборной?
— Нет, конечно. Что Андрей поднимется на такой уровень, не предполагал. Тем более, талантливых ребят в той команде хватало – Лобов, Усов, Нагибин, Петухов. Все они имели большие перспективы.— Но больше всех добился именно Аршавин. Что его выделяло уже тогда?
— Характер. Даже в 18 лет он имел cобственную позицию, не стеснялся ее высказывать. В том числе и на футбольном поле, где принимал решения, которые считал правильными.— Беседовали с ним один на один?
— Бывало. Помню, как говорил ему о двух этапах футбольной карьеры. На одном из которых ты работаешь на имя, а на втором – имя на тебя. Как показало время, Аршавину прекрасно удалось претворить этот постулат в жизнь.— Проблемный он был игрок для тренеров?
— Нет. Абсолютно.— Он же сам рассказывал, что и в детской команде с ним было не всегда легко, и в школе мог порвать классный журнал, если не был согласен с оценкой.
— Футбольная команда живет по своим законам. И там Андрей себе такого не позволял.Бышовец – человек слова
— Вы неоднократно работали с Бышовцем. Что в его командах есть такое, чего нет у других?
— У Анатолия Федоровича высочайшие требования к дисциплине. Как на поле, так и за его пределами. Во всем порядок.— Но дисциплина была же, наверное, и в других клубах при других тренерах?
— Конечно, была. Но у Бышовца она поставлена на более высокий уровень, где все расписано до мелочей. Каждый занимается своим делом – врач, тренер, массажист, президент. И усилия всех органично работают на результат. Вообще, исключительную рабочую ауру, которая была в его командах, трудно передать словами. Это надо увидеть изнутри. Есть и другой важный момент. Он, в отличие от других, не бросает слов на ветер, когда приглашает игроков или помощников.— Это касается спортивной части или условий?
— Это касается всего. Он всегда в ответе за тех, кого приглашает, и не бросает людей на произвол судьбы. В отличие от других тренеров.Масштаб авторитета Лоськова уникален
— Когда работали вместе с Бышовцем в «Локомотиве», было ощущение, что находитесь в чужом доме?
— Моментами именно такое ощущение и возникало. У меня есть хорошее сравнение – «Томи», где я также был в штабе Бышовца, далеко до «Локомотива». Во всем – традициях, инфраструктуре, финансовых возможностях, составе, задачах. Но четыре месяца работы в Томске запали в душу. Там не было ни распрей, ни зависти. Все были увлечены одной целью и трудились на благо команды – начиная с болельщиков и руководителей и заканчивая работниками клуба. Такого единства «Локомотиву» не хватало.— Когда новый тренер приходит в топ-клуб, обязательно рано или поздно возникает дилемма: или он, или опытные игроки, которые добывали предыдущие победы?
— Я такой человек, что не могу столь жестко ставить вопрос. И вообще думаю, что в команде все должны объединяться во имя одной цели, для достижения результата. Это касается как тренеров, так и всех игроков c президентом. Обходиться без революций и потрясений. В «Локомотиве» этого не было.— Cудя по тому, что Лоськов до сих пор приносит пользу «Локомотиву», его потенциал тогда недооценили?
— По игровым качествам к нему вопросов не было. Про Диму могу сказать, что это уникальный игрок. И речь даже не только о футбольных качествах, а про его авторитет среди партнеров, который был тотальным. Я ни в одной команде за всю игровую и тренерскую карьеру не встречал футболиста, который бы обладал столь беспрекословным авторитетом. В связи с этим случались моменты, от которых я получал удовольствие.— Заинтриговали.
— Иногда ребята оставались после тренировки поиграть в теннис-бол, вместе с ними и Лоськов. Возникает момент, когда, например, мнения расходятся – в поле мяч попал или нет. Начинается спор, и вдруг слышу: «Лось, ты скажи?» Он говорит: «Аут». И все. Спор прекращается, и продолжают играть дальше. Но, к сожалению, были и другие моменты, о которых не хочется ни говорить, ни даже вспоминать. Поэтому причины расставания с ним были нефутбольные. Могу только сказать, что Дима должен был в любой ситуации, при любом тренере работать на благо команды. Как и любой другой человек. В том числе президент клуба.Должны были стать чемпионами
— На что была способна та команда?
— Потенциал игроков и игра, которую удалось поставить, позволяла рассчитывать на очень высокий результат. Но как я уже отмечал, для этого требуется полное единение абсолютно всех – игроков, тренеров, персонала, президента, болельщиков, – во имя цели. И такой период у нас в том сезоне был – перед выигрышем Кубка. Но это оказалось лишь эпизодом. А сохрани мы ту атмосферу, то заняли бы первое место.— Настолько велик был потенциал?
— Вспомните: мы взяли четыре очка у «Зенита», который стал чемпионом. Четырежды обыграли «Спартак» – по два раза в Кубке и чемпионате. Положить красно-белых на лопатки столько раз подряд в течение одного сезона до сих пор никому не удавалось. Кстати, после четвертой победы, где мы забили решающий мяч на последней добавленной минуте, председатель совета директоров обещал сделать аллею Бышовца.— Когда он об этом сказал?
— Сразу после игры Сергей Липатов зашел в раздевалку и сказал, что сделает аллею Бышовца на стадионе «Локомотив». В шутку, конечно. (Смеется.) Вообще, притом что хватало негатива, остались очень теплые воспоминания от совместной работы и общения с легедной спортивной медицины Савелием Евсеевичем Мышаловым, Александром Ярдошвили, да вообще всем медицинским штабом. Хорошо работалось и со многими ребятами – Билялетдиновым, Самедовым, Концедаловым, Сычевым. Хорошие впечатления от сотрудничества с Родолфо и Одемвингие. Очень приятно, что сегодня тот же Одемвингие и Иванович блистают в английской премьер-лиге, востребован там и Билялетдинов. Приятно, что на ведущих ролях в нашем чемпионате Самедов. Причем я не утверждаю, что это наша заслуга. (Смеется.) Просто рад за них. Увы, но происходящее тогда в «Локомотиве» лишь отдаленно напоминало обстановку, которая необходима для достижения результата. Которая, кстати, была в «Зените» времен Бышовца, где сам Анатолий Федорович имел мощные рычаги управления командой.Бышовец сказал позвонить
— Кстати, ваше появление тогда в «Зените» оказалось необычным?
— Да, я ведь тогда выступал за «Балтику» и сам предложил свои услуги «Зениту».— Как это происходило?
— После игры с питерским клубом в Калининграде подошел к Анатолию Федоровичу прямо на стадионе, спросил, есть ли возможность поработать вместе.— И как он отреагировал?
— Сначала подумал, что это провокация, стал оглядываться по сторонам. (Cмеется.) Потом говорит: «Вот номер, позвони мне».— Долго обговаривали возможность перехода?
— Я назвал Бышовцу сумму, которую за меня хочет получить «Балтика». Он сказал, что это не проблема, и через неделю я уже дебютировал за «Зенит». Что интересно, едва с женой прилетели в Питер, сразу разъехались в разные стороны. Бросили вещи в этой квартире, я поехал на базу, а она в роддом. И в перерыве матча с «Локомотивом» именно Бышовец и сообщил мне о рождении двойни. Прихожу в перерыве в раздевалку, и он говорит: «У тебя все нормально – девочка и мальчик».— Наверное, во втором тайме словно на крыльях летали?
— Помню, что дважды мог забить, но Овчинников выручил хозяев. При этом не скажу, что на второй тайм выходил с эйфорией – предстояло дело довести до конца и сконцентрироваться на игре. Кстати, у меня любопытая связь между моими командами: в 1986 году первый матч за «Шахтер» я провел против минского «Динамо», в котором потом оказался. А первый матч за «Зенит» потом сыграл против «Локомотива», где спустя десяток лет работал тренером.Белорусские эмоции
— Когда вы узнали, что чемпионату 1991 года суждено было стать последним, где участвовали сильнейшие команды СССР?
— Даже когда состоялось известное политическое решение и единая страна перестала существовать, были уверены, что футбола это не коснется. Все готовились к чемпионату СНГ, мы провели несколько серьезных сборов за границей, кажется, и календарь уже был сверстан. Но буквально за неделю до старта нас поставили перед фактом, что Россия будет проводить свой турнир, Украина – свой, а нам предстоит участвовать в чемпионате своей страны.— И каково это – после того, как у тебя в соперниках киевское «Динамо», «Спартак» и «Днепр», выходить на поле против команд, которые еще несколько месяцев назад играли в лучшем случае во второй союзной лиге?
— Когда мы выиграли первый чемпионат Белоруссии и стали обладателями Кубка страны, у меня никакой радости не было. Ощущение было такое, как после победы в товарищеском матче. Да и воспринимались изначально соперники так, что казалось, безо всяких проблем одержим победы во всех матчах. Но оказалось, не все так просто: для других-то команд минское «Динамо» являлось сильным раздражителем, как-никак гранд белорусского футбола. Недостатка в мотивации они не испытывали.— Но вам-то как после союзного чемпионата игралось с такими соперниками?
— Именно в таких ситуациях и проявляется профессионализм спортсмена. Я настраивался на каждый матч так, будто по-прежнему играю в чемпионате СССР. Ставил перед каждой игрой себе конкретную задачу – сделать для команды результат, забить самому или отдать голевую передачу. Мотивировала меня и еще одна перспектива – очень хотел сыграть в Кубке чемпионов. И лишь после матчей с «Вердером» я отправился в Израиль.Жиркову стоило побороться
— Трудно обойти стороной тему «Анжи». Но я на примере перехода в этот клуб Жиркова спрошу в общем: для сборной полезнее, когда ее футболисты играют от звонка до звонка, но в нашем чемпионате, – или в европейских клубах, но нерегулярно?
— Когда я слышу слова Адвоката, что переход Жиркова в «Анжи» из «Челси» принесет пользу сборной, сильно удивляюсь.— Почему же?
— Чего Жирков добился в России? Выиграл с ЦСКА все титулы, которые клуб на тот момент мог выиграть. Был одним из лучших игроков страны на протяжении нескольих лет. То есть достиг максимума. И переход в «Челси» стал для него пиком карьеры. Являясь игроком этого клуба, Жирков получал огромную пользу, и я не считаю, что ему сильно не хватало игровой практики. Мало он выходил на поле только в матчах премьер-лиги. Но в Англии есть еще Кубок страны с Кубком Лиги, играл Юрий и в Лиге чемпионов, причем очень прилично. Я с уважением отношусь к этому футболисту, но твердо уверен, что он обязан был в этом году побороться за место основного игрока «Челси». И считаю, в этом сезоне он там играл бы достаточно. А его отказ от борьбы меня удивил еще больше, чем слова Адвоката, которому скоро может потребоваться объяснять такую позицию.— Это вы о чем?
— О том, что еще парочка таких матчей в исполнении Жиркова, как со «Спартаком», и Дик должен будет обосновывать вызов Юрия в сборную. Особенно на фоне отсутствия там Комбаровых и Самедова, которые сейчас в полном порядке.Возможен ли честный футбол?
— Последние два тура нашего чемпионата привлекали не только самим футболом, но и подозрениями. Думаете, зря пресса «гонит волну» или в самом деле есть основания?
— Я не про эти матчи, я вообще скажу. К сожалению, негативных явлений в нашем футболе хватает. В премьер-лиге тоже. Можно еще понять, когда разговоры о «странностях» начинаются на финише, где четко видны «нуждающиеся». Так было всегда и происходит во многих странах. Я этого не могу принять, но хотя бы это можно объяснить. Но в России ведь подозрительные вещи начинаются с самого начала.— В советское время этого было меньше или меньше об этом было принято говорить?
— Грязи и тогда было достаточно. И распространяться о ней также не рекомендовалось. Но «дельцы» в то время чувствовали себя в большей безопасности: Интернета не было, по телевидению показывали в лучшем случае один матч тура, футбольная передача была только одна и выходила раз в неделю. Многое тогда оставалось за кадром.— Верите, что созданный комитет по выявлению договорных матчей признает хоть один сговор и это получит какое-то продолжение?
— Не верю. Хоть и считаю, что если выявлен хоть один договорняк, надо переигрывать весь чемпионат. С самого начала. Но футбол – отражение всей жизни, и в нем, наверное, невозможно добиться честности, если во всех остальных сферах царит не закон, а некие правила и понятия. По таким правилам живет и футбол. Где выход команд в первый дивизион с четвертого места, а в премьер-лигу с пятого – обычное дело.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №33 (31 августа — 6 сентября 2011 года)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»