-
Сергей Овчинников. Волки и овцы
01.02.10 03:51
У Сергея Овчинникова не самая лучшая репутация на свете. Да, это он обругал журналиста в микст-зоне. Да, это он кидал на поле капитанскую повязку. И это он дарил жене на день рождения вертолет. И в то же время он был многолетним лидером «Локомотива». Защищал ворота нашей футбольной сборной целых 13 лет. В качестве главного тренера «Кубани» обыграл на своем поле «Спартак», ЦСКА и тот же «Локомотив». И если бы вы познакомились с Сергеем поближе, вам бы наверняка он понравился. Вы бы поняли, что Сергей добрый, чуткий, щедрый и умный человек. Вот только на улице вы его вряд ли встретите, так что знакомьтесь с ним здесь — на страницах нашей рубрики. Может быть, Вы даже подружитесь.
О тренировке в женской группе
В Португалии, как и в Бразилии, под Рождество проходит карнавал. Я пару раз принимал в нем участие. Не наряжался, а просто в толпе ходил, но все равно было интересно. Когда я играл в «Бенфике», на одну из тренировок, как раз после карнавала, пара футболистов пришли в нарядах. Один, Уго Леал, в женщину был одет. Тренер англичанин, мужик такой нормальный, посмотрел на это и воскликнул: «Господи, кого я тренирую!».
О планах на будущее
Планов я никаких не строю. Какие у безработных планы? Если только буду фитнесом заниматься. Рядом с домом у меня хороший маленький фитнес-центр. Некоторые хоккеисты туда приходят, депутаты Государственной думы. Я безработный, поэтому не могу себе позволить крутой фитнес-клуб. Видимо, у депутатов тоже в связи с кризисом проблемы, поэтому они мне составляют компанию. Около часа занимаюсь на беговой дорожке, чередую бег с ходьбой. Я четыре месяца ничего не делал и сильно поправился. Хочу опять привести себя в порядок, потому что не могу себе джинсы купить нормальные.
О борьбе с лишним весом
Всю жизнь борюсь с лишним весом, и для меня потерять или набрать 20 кг за месяц не проблема. Просто, когда становится противно на себя смотреть в зеркало, начинаю худеть. Я давал рецепт своей диеты многим друзьям, знакомым, артистам. Она довольно-таки простая — я не ем ничего кроме рыбы. Рыбу можно есть сколько угодно, любую. Хоть с майонезом. Но только рыбу. Еще хорошо бы себя в воде ограничить, много не пить, и заниматься физическими упражнениями. Больше ничего.
О любви к шоколаду
Я ем очень мало сладкого, но очень люблю шоколад — шоколадный торт или шоколадное мороженное. Так что иногда могу себя побаловать. Хотя, если ничего не кушать, то это нормально — съесть торт. Калории пополнятся при меньшем объеме и массе пищи. Тем более, это полезно. Может, мозги лучше соображать станут.
О проблемах со зрением
Я всегда считал очки обыкновенным атрибутом, аксессуаром человека, у которого проблемы со зрением. Когда я стал тренировать «Кубань», журналисты постоянно спрашивали меня, зачем я надел очки. Потом, когда от меня с очками отстали, стали спрашивать про кепку: почему я хожу в кепке все время. У меня длинные волосы, и, когда ветер, они все время разлетаются. Мне тяжело их постоянно рукой поправлять — это отвлекает от работы, от тренировок. Очки я вообще начал носить еще в «Локомотиве». Сходил к окулисту, проверился. У меня глазное давление стало не очень хорошее. Окулист сказал, что какое-то время надо носить очки, чтобы немного разгружать зрение.
О Стивене Сигале
Меня как-то спросили, какие артисты мне нравятся, и я ответил, что Стивен Сигал. Это было лет 15 назад. Прикольная у него прическа была, да и актер он вообще хороший. Я много лет носил длинные волосы, и в 90-е у меня прическа была такая же, как у Сигала. Но я волосы в хвост тогда не собирал, все было строго, постоянно заставляли стричься. Потом, где-то в 99 году начал отращивать волосы — они у меня быстро растут. Сначала с ободочком ходил, потом их в косичку собирал, а сейчас что-то резко менять в имидже мне совсем не хочется. Если постригусь, то совсем чуть-чуть, никто и не заметит.
О том, что делает тебя сильнее
Я не жалею ни о своей карьере, ни о прожитых в футболе годах. Есть много вещей, которые можно было бы поправить. К сожалению, у нас не приветствуются прямолинейные люди, которые говорят то, что думают. Когда ты играешь, ты с этим не сталкиваешься, потому что все зависит только от тебя и от твоего таланта. А когда заканчиваешь, то твои старые «грешки» люди начинают припоминать. Но это глупые люди. Им кажется, что они делают человеку плохо, а в реальности они просто делают его сильнее.
О Льве Яшине
Мне всегда нравился Лев Иванович Яшин. Один процент от карьеры Яшина мне, я думаю, удался. Это образно говоря, конечно. Нам, воспитанникам «Динамо», всегда его в пример ставили. И правильно ставили, я считаю. Надо знать свою историю, тех людей, кто был до тебя, и уважать их.
О словах, которые под запретом
В жизни я довольно мягкий человек, если это не касается принятия решений. Но это не показатель агрессивности. Что касается грубых слов, сказанных в адрес тех же журналистов, то в жизни я матом вообще не ругаюсь. Стараюсь не ругаться, по крайней мере. Я считаю, что это верх бескультурья. На поле — да, есть у меня такой грех, но это футбол, эмоции, да и понятнее так, наверное, партнерам и соперникам. Надо говорить на том языке, который все понимают. Но меня родители воспитывали в таком ключе, чтобы ни одного грубого слова, тем более в присутствии женщины, я не произносил.
О том, хватит ли денег
Я человек, который не тратит деньги направо и налево. Все должно быть в меру, чтобы мои родители жили достойно, чтобы мы с Аней жили хорошо, чтобы у нас был нормальный автомобиль. Я езжу на джипе, Аня на кабриолете. Но покупать часы за 50 тысяч долларов я бы не стал. Наверное, это хорошая вещь, но она больше соответствует каким-то бизнесменам, нежели футболистам. Я многим женщинам делал подарки. Даже дарил вертолет. Это был маленький вертолет, не Ми-8. Но если бы я знал, зачем я его купил... Это была моя прихоть. Заработал-то я, может, и немало, но деньги имеют свойство тратиться. Я, конечно, с голоду не умираю и думаю, что до следующего места работы мне денег хватит.
Об обреченности
Сейчас мне нужно присматриваться к потенциальным работодателям. У меня были предложения из-за границы, в том числе из Португалии, но я их отверг. Для меня главное в профессии тренера на начальном этапе — это творчество. Если брать «Кубань», то я пришел на голое поле. Я не хочу кому-либо пожелать такого, потому что практически изначально я был обречен. Очень приятно осознавать, что в такой обстановке какие-то вещи получились. Один близкий человек мне сказал: «Знаешь, плюнь ты на тех, кто тебя уволил. Главное твое богатство это то, что тебе до сих пор футболисты из той команды звонят, советуются по всем вопросам: и жизненным, и профессиональным. И всегда готовы прийти тебе на помощь». Приятнее, чем человеческая благодарность, ничего нет.
О нефутбольных людях в футболе
Очень сложно работать с нефутбольными людьми. Но есть люди нефутбольные, с которыми очень приятно работать. Они учатся, быстро прогрессируют. Мы знаем много нефутбольных людей, которые на руководящих постах добились потрясающих результатов. Это и Гинер, и Наумов. Я кого-то даже боюсь не назвать. Слуцкий — тоже человек, в общем-то, со стороны, но он стал прекрасным тренером. Но есть люди, которые себя ставят выше, их самолюбие для них главнее, а команда — так... С такими «профессионалами» тяжело работать. В «Кубани» до меня столько тренеров поувольняли. Когда я стал многое понимать, то руководству с юмором сказал: «А вы не пытались хотя бы один раз оставить тренера до конца сезона? Если «Кубань» вылетит, вы тренера все равно поменяете, а так хоть есть шанс».
О звонке на «Радио Спорт»
Я как-то ехал в машине, услышал один комментарий, и мне так обидно стало. Про кого-то сказали плохо, а я знал, что это была необъективная, неверная информация. И я начал быстро набирать телефон. Набрал раз, второй, третий. Все время занято. Разозлился совсем. Думаю, все, последний раз набираю. И тут мне говорят: «Подождите на линии». Я представился: «Здравствуйте, это Сергей Овчинников, бывший игрок «Локомотива». Немая пауза. Я сказал пару слов и заступился за того человека в прямом эфире.
О Жозе Моуринью
С Моуринью я хорошо знаком, у нас много общего. Мы встретились, когда «Локомотив» играл с «Брагой» в Кубке УЕФА или Кубке Кубков, не помню. Я приехал в Брагу посмотреть, и он приехал, мы рядом сидели. Смотрели игру, обсуждали нюансы. Я смотрел еще как игрок, а он уже был тренером и видел те нюансы, которых я не видел, хотя был игроком. Он очень интересный человек, в жизни совсем другой, чем на публике. Интересный собеседник, умный, говорит примерно на восьми языках, тут я боюсь соврать. Он знает в футболе абсолютно все — и про тактику, и про психологию. Все команды, которые он тренировал в Португалии, были сплоченными коллективами, а это главное.
О том, что история все расставит по местам
Я рано ушел из «Порту», а то бы выиграл вместе с Аленичевым Лигу чемпионов и Кубок УЕФА. Но каждому свое. Ты можешь быть великим, но партнеры по команде будут не соответствовать твоему уровню, и ты ничего не сумеешь выиграть. А есть люди, которые играют в сильных командах, редко на поле выходят, но выигрывают титулы. Но от наличия титулов их никогда не назовут великими. Важнее, на мой взгляд, честно служить футболу. История, будущее, следующее поколение… — кто-нибудь определит, какой ты там был футболист или хоккеист.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»