• Шоу на коврах

    Чемпионат мира. Итоги

    15.09.10 03:03

    В Москве прошел чемпионат мира по борьбе, где участвовали классики и вольники. У дзюдоистов свой турнир —  в Японии. Самбисты не вхожи в олимпийскую семью. Нынешний турнир проходил скорее в формате для своих, чем для всех желающих.

    «Я от Ивана Ивановича»

    Если бы в остальной части России было спокойнее, то такой турнир стоило бы провести на Кавказе. Там пустого зала не было бы даже на вечерних сессиях. Непонятно, как бы отнеслись к женской части спортивного соревнования, но, наверное, нормально. В Москве же чемпионаты мира проходят чуть ли не ежедневно. Если на все ходить — совсем не останется времени на личную жизнь. Так что не стоит даже обращать внимание на количество болельщиков. Тем более в России число зрителей вообще не влияет на финансовые показатели организаторов. Зрители тут и не нужны никому.

    В аккредитационном центре бумаги на проход дают всем, кто попросит. Приходят какие-то люди из Ростова, из Краснодара, называют свои имена и получают квитки на трибуны. Виповские пропуска вообще чуть ли не навязывают. Так, VIP-аккредитацию вручили не только человеку, но и его пяти охранникам, водителю и подруге. Такое ощущение, что получить VIP легче, чем купить билеты.

    — Я от Ивана Ивановича, — шепотом говорит какой-то потрепанный мужчина, пришедший в аккредитационный центр.

    — Оля, сделай ему проход как гостю, — кричит сотрудник своей помощнице.

    Тут же прибывает мужчина в спортивном костюме.

    — Мне бы аккредитацию, — просит он.

    — Я вас не знаю, — сухо говорит сотрудник центра. — Вы от кого?

    — Да мы там договаривались, — мнется человек.

    — Звоните Мамиашвили, — предлагают ему беспроигрышный вариант. — Он даст добро — получите.

    Звонить руководителю федерации борьбы человек не решается. Да у него и номера нет.

    Наверное, это был единичный случай. В «Олимпийском» очень много мест для тех, у кого специальные бейджи. Их больше, чем мест, на которые продают билеты. Чуть ли не сотни людей с бейджем «Организатор» или «Тренер». Такое ощущение, что девяносто пять процентов пришедших на стадион заняты как раз организацией турнира или кого-то тренируют.

    Понятно, что чемпионат мира — это тусовка для своих. Не случайно же борцу из Никарагуа даже оплатили проезд и проживание в Москве. Он — свой.

    Правда, без скандалов не обходится. Борец из Ирана отказывается выходить на ковер на схватку с израильтянином и покидает турнир. В судейском комитете опечалены этим событием.

     

    — Давайте вообще исключим Иран, — горячится кто-то из судей. — Если они выносят политику на ковер, то им надо бороться исключительно друг с другом.

    Иранцев просто штрафуют, но никто не удивится, если они не выплатят штраф. Впрочем, в этом случае их действительно ждет серьезное наказание.

    Плохая реклама

    В «Олимпийском» никаких изменений. Везде охрана, которая сама не понимает, что она делает. Зачем-то закрыли вход для прессы в тренировочный зал, хотя для популяризации борьбы как раз нужно быть максимально открытыми. Например, на Кубке мира по вольной борьбе в Москве можно было пройти не только в разминочный зал, но и в раздевалки. И никто никому не мешал.

    Более того, в пресс-центре нет даже Wi-Fi. И когда спрашиваешь пароль для сети, на тебя смотрят с удивлением: зачем же произносить странные слова, когда общаешься с простыми людьми!

    Напомним, что вокруг турнира разгорелся нешуточный скандал, связанный с телевидением. Выяснилось, что «Россия 2» и не собирается транслировать турнир, так как они не видели смысла тратиться на сублицензию: основные права принадлежали «НТВ-плюс». Как только стало ясно, что государственное телевидение не собирается показывать схватки, так сразу на них обрушились с критикой. Мол, это нужно для того, чтобы турнир увидели во всех регионах России, это пойдет на пользу обществу.

    Короче, телевизионщикам навязали турнир. Но «Россия 2» показала его так, что вряд ли кто-то остался доволен. Какие-то ночные обрывки соревнований, все довольно быстро, с максимумом рекламы. Но в федерации борьбы довольны все: трансляции по ТВ есть, мечтать больше не о чем.

    «Олимпийский» в этот раз поделили так, как делают это для тенниса. Есть коммерческие помещения, есть спортивная секция. Правда, бизнесменов привлечь на турнир не удалось. На стендах — какая-то энергетическая компания (к ним не никто не подходит), отдел спортивной одежды с дикими ценами, а также лоток, где продается форма с надписью «Россия».

    Практически никакой сувенирки. Есть брелоки по 300 рублей (такие же без надписи «Чемпионат мира по борьбе» стоят рублей 50) плюс футболки за 1200 рублей низкого качества. С другой стороны, кто же сувенирную продукцию покупать будет, если на борьбу идут по пропускам, за бесплатно?

    И, как водится, контроль за всеми буфетами взяла администрация спортивного сооружения. Это становится понятно, как только видишь цены. Все дороже в два или три раза, чем в среднем по Москве. Плюс кругом милиция, ОМОН, опять же, различные охранники. Столица России устала от крупных мероприятий.

    Провал Бароева

    В начале недели отношения выясняли представители греко-римской борьбы. Россия выставила практически сильнейший состав. Может быть, только в одной-двух категориях наши спортсмены не претендовали на победу. Но в итоге всего одно золото. То есть в шести категориях наши борцы потерпели поражение. Чуть ниже о том, что этого никто не признавал.

    Главное событие соревнований у классиков — провал Хасана Бароева, самого тяжелого борца. Бароев, между тем, и не мог победить. В борьбе все четко: или ты гламуришь, или ты спортсмен. Бароев после Олимпийских игр ударился в светскую жизнь, тренировался «по желанию», и его чаще можно было увидеть на презентациях и тусовках.

    Правда, в общекомандном зачете сборная России все равно выиграла первое место, но вот общее количество медалей любят считать лишь в нашей стране. Для всего остального света этот показатель не является значимым.

    — Пять медалей в семи весовых категориях — это прекрасный показатель, — тем не менее настаивает Михаил Мамиашвили. — А вот у турецкой сборной на три медали меньше.

    Впрочем, через минуту руководитель федерации уже не так оптимистичен. Выясняется, что в 2010 году других результатов ждать не приходится.

    — Понимаете, результаты на турнирах за два года до Олимпийских игр — не показатель, — удивляет он. — Дело в том, что в эти сроки ни молодые спортсмены, ни ветераны еще не начинают биться за победы. Нельзя выхолащиваться на ковре: слишком рано. Вот на следующий год будет уже иная ­картина.

    Не так давно на чемпионате России по борьбе Мамиашвили говорил другое. Дескать, никому не будет интересно, как именно готовятся спортсмены, чемпионат планеты в родных стенах — это огромная ответственность, и от всех будут требовать побед.

    Свой командный зачет

    Между прочим, неудачно выступили и люди, от которых этого не ждали. Так, только бронзовую награду получил Асланбек Хуштов (на фото в синем трико), хотя все говорили, что у него в мире сейчас конкурентов нет. Без золота остался и Назир Манкиев, а ведь ему разрешили пропустить чемпионат страны, чтобы он лучше подготовился к миру.

    Но и Гоги Когуашвили, главный тренер сборной страны, особенно не переживал.

    — Мы, безусловно, ждали лучшего выступления от наших олимпийских чемпионов, — признался он. — Все-таки в команде их было четыре. Но я все равно доволен выступлениями, хотя мы завоевали на одну медаль меньше, чем рассчитывали. Зато впервые при моем руководстве сборная выиграла командный зачет.

    Опять же, командный зачет почему-то «проводится» только в России. И о нем вспоминают в самые тяжелые дни. Помнится, Виталий Мутко в Ванкувере даже четвертые места стал считать, и оказалось, что сборная страны победила на Олим­пиаде.

    — У нас нет никаких системных ошибок, — добавил главный тренер. — Мы на правильном пути.

    — Какой же это правильный путь, если ­проигрывают Манкиев и Хуш­тов, не говоря уж о Бароеве?

    — Между прочим, Бароев простудился до чемпионата мира, и его форму нельзя назвать идеальной. Манкиев и Хуштов — возрастные спортсмены. Они знают, как готовиться, чтобы идеально подойти к Олимпиаде. Но они принесли медали в копилку ­сборной.

    Складывалось впечатление, что представители греко-римской борьбы лучше подготовились к словесным баталиям, чем к турниру. То признают, что не все гладко, то, когда начинаешь их спрашивать об этом, выкладывают о победе в командном зачете.

    Кто уж совсем сильно огорчил руководителей федерации, так это Алексей Мишин. При этом именно на него делают ставку в последние годы, хотя он все чаще и чаще проигрывает.

    — Мишин уступил болгарину из-за недооценки соперника, — Мамиашвили сразу после поражения довольно жесток в оценках. — Я разговаривал с Алексеем, и он со мной согласился.

    Последний успех Мишина датируется 2004 годом, а в него все верят и верят.

    Мужские слезы

    Вольная борьба — самый зрелищный вид единоборств. Скучных поединков там не бывает, даже если встречаются спортсмены невысокого уровня. И логично, что именно на вольной борьбе на трибунах практически не было свободных мест.

    Российские спортсмены — явные мировые лидеры. И там почему-то не вспоминают о каком-то командном зачете, хотя наши спортсмены выиграли его за явным преимуществом.

    Не та медаль

    — Я эту медаль, — Сослан Кцоев с трудом подбирал слова. — Я эту медаль… Да это позор мой, а не награда.

    Кцоев шел с награждения и выглядел так, словно ему сообщили какую-то неприятную новость. А ведь минуту назад ему вручили бронзовую медаль в весовой категории до 84 килограммов, но борца из Беслана это совсем не радовало.

    — Сослан, а чего вы такой убитый-то? — спрашивают его. — Вы первый раз на мировом чемпионате. Кажется, что совсем неплохой результат. Для первого-то раза.

    Кцоев пытается понять, о чем его спрашивают. Какой еще хороший результат? Медаль он держит в руке, за веревочку. На нее не смотрит. Букет бы с удовольствием выкинул, только зачем портить красивый букет?

    — В России помнят только победителей, — говорит Сослан. — Никому не интересно, что ты был вторым или третьим. Первых-то помнят недолго, а про остальных не вспоминают.

    Его пытаются успокаивать:

    — Вы же первый раз на таком турнире. Почему?

    — Так конкуренция в сборной какая! Раньше в моей весовой категории были великие люди, и я просто не мог пробиться в основной состав. Вот теперь настала моя очередь. А я подвел…

    Кцоев смотрит в пол. Ему бы сейчас один на один с собой остаться, а тут журналисты. Подходит тренер Сослана и пытается увести спортсмена в тренировочный зал, чтобы он там сам пережил свое горе. У многих ли спортсменов бронза на чемпионате мира будет называться горем?

    — Я эту медаль... — внезапно добавляет Кцоев. — Нет, конечно, я ее на стену повешу — это же награда. Но гордиться ею не буду.

    Может быть, наших спортсменов так дисциплинировал Дзамболат Тедеев, главный тренер сборной страны. Но нет, вольники все такие. В финале категории 84 килограмма неожиданно для всех побеждает болгарин Михаил Ганев. В решающей схватке он одолел узбека Заурбека Сохиева.

    Последний не скрывает слез, хотя, напомним, прошло уже приличное количество времени после церемонии.

    — Заурбек, — кричат ему в микст-зоне. — Один вопрос.

    Сохиев останавливается, пытается сказать хоть одно слово, но у него ничего не получается. Он машет рукой и уходит. Зато у болгар праздник. Тренерский штаб приводит Михаила в микст-зону, и тут случается конфуз. Тут только российская пресса. Болгарин им не нужен.

    Ганева ставят перед прессой, и наступает неловкое молчание. Тогда сборная страны начинает просто бурно праздновать успех.

    «Да я везде побеждать должен»

    До встреч в весовой категории 84 килограмма проводились финалы в категории до 60 килограммов. За этот вес в сборной России совсем не волновались. У Бесика Кудухова нет конкурентов, и еще неизвестно, когда кто-нибудь появится.

    Он подходит к журналистам совершенно спокойным, он даже не устал. Кудухов говорит достойные слова, но вряд ли искренне.

    — Я уже дважды побеждал на чемпионатах мира, но таких эмоций не испытывал, — утверждает он. — Дело в том, что турнир проходит в Москве, а на трибунах было полно моих знакомых, которые не имеют возможности поехать за границу. И проиграть при такой аудитории я не имел никакого права.

    Журналистов на турнир прислали из хоккея, тенниса, футбола. Телевизионщики с государственных каналов спрашивают патриотические вещи. Часто звучат вопросы: «Кому вы посвящаете победу?», «Были ли особые чувства от победы в Москве?», «Какая схватка получилась самой тяжелой?».

    Вольники не кривятся и отвечают. Они вообще не избалованы вниманием прессы. Во-первых, к ним действительно мало обращаются за интервью, и непонятно, почему так происходит. Во-вторых, они тренируются чуть ли не круглосуточно. До чемпионата мира была два сбора. Один в месте, где вообще нет никакой связи, где-то в Кабардино-Балкарии.

    Дзамболат Тедеев говорит о парнях с гордостью. На вопрос, почему иногда он даже не остается у ковра, говорит, что в некоторых случаях совершенно уверен в победе.

    — Я вот почему не стал смотреть поединок Кцоева за третье место, — объясняет тренер. — Я потом видео посмотрю, когда будем готовиться к другим стартам. Но за Сослана я был совершенно спокоен. Было чувство, что он скорей умрет, чем проиграет. Он так был разочарован своей неудачей в полуфинале, что готов был разорвать своего соперника.

    Тедеев на предварительной стадии, впрочем, занимается со всеми из команды.

    — Ты что волнуешься? — провожает он после схватки на предварительном этапе спортсмена. — Тебя же тут все боятся, ты же здесь лучший. А во втором периоде ты сник. Да тут на любого укажи — он трястись начинает.

    Тедеев, кстати, и на Кубке мира пользовался такими приемами. Перед финальной встречей он дал самую короткую установку.

    — Говорить много не о чем, — отметил тогда Тедеев. — Вы тут лучшие, с вами никто не справится. Идите и сделайте это.

    На Кубке мира российская сборная победила за явным преимуществом.

    Поражение

    Возможно, подсознательно от того же Кцоева не ожидали золотой медали, а вот неудача в финале Хаджимурата Гацалова стала для команды серьезным ударом. После схватки — никаких интервью. Гацалова быстро уводят в раздевалку, да он и не способен говорить. Такое настроение после второго места похвально, но надо же как-то работать.

    — Вы поймите, — подходит к прессе кто-то из федерации. — Проиграть мог кто угодно, но только не Гацалов. Он должен был дожимать этого азербайджанца. Но почему-то оказался не готов. Еще предстоит разобраться, почему так произошло.

    Гацалов ходит по залу кругами. Он в шоке.

    Девушкам помогут японцы

    Женская сборная России по борьбе выступила довольно неплохо. Никто не стал чемпионом, но одно серебро и три бронзы — отличный результат, что подтвердил и Омар Муртузалиев, вице-президент федерации:

    — Мы впервые заняли второе место в командном зачете, хотя и понимаем, что на Олимпиаде в Лондоне это считаться не будет. В прошлом году у нас были три финалистки, а на этот раз всего одна. Хотя потенциал у наших девушек есть.

    Кстати, женская сборная по борьбе, видимо, начнет тренироваться с японцами, чтобы получить необходимый опыт. По крайней мере, уже запланирован один сбор, и он пройдет в Токио.

    Надо, конечно, отметить, что японцы перед Олимпиадой вряд ли раскроют все секреты, а проблемы нашей команды скорее не в подготовке, а в полном отсутствии конкуренции. Если в мужских командах по греко-римской или вольной борьбе на одно место претендуют от трех до пяти спортсменов, то у слабой половины и близко такого нет.

    ОМОН и порядок

    К субботе организатором надоело то, что возле ковров стоят национальные команды чуть ли не в полном составе. Сотрудникам ОМОНа дано строгое поручение — лишних не пускать: тут же едва не возникают потасовки. Крепкие милиционеры не чувствуют уверенности в своих силах, так как на турнире они выиграют немного боев, если уж подходить к этому серьезно. Но участники не хотят нарываться на неприятности с сотрудниками милиции в чужой стране. Перед важными матчами начинаются стычки. В основном это заканчивается бесконтактным размахиванием руками.

    Диктор в «Олимпийском» старается рассказать что-то о каждом спортсмене. Иногда дело не ограничивается перечислением регалий спортсменов, начинается комментирование схваток. Многим это не нравится. Но… Дело в том, что получить место у микрофона — это как выиграть Олимпийские игры. Роль судьи-информатора получают заслуженные люди, а в мире борьбы не принято говорить им, что так себя вести нельзя.

    В воскресенье в первой половине дня несколько раз произносят объявление, что в «Олимпийском» найдены ключи от сейфа и очки в футляре.

    «Денежную премию за находку не предлагать», — добавляет судья-информатор.

    И это чемпионат мира. Причем слышно же, с каким трудом ветеранам судейского комитета дается произношение иностранных фамилий, особенно африканских. Но в этом виде спорта свои правила. И пусть все это устарело лет на двадцать, никто ничего не хочет менять.

    Борцы, когда у них свободное время, разгуливают по залу, пугая и восхищая окружающих. На лице грузинского спортсмена нет живого места, а когда он подходит в буфет купит водички, продавцы цепенеют.

    В свободных помещениях открылся музей борьбы, но он настолько скудный, что даже смотреть на это не хочется. Вся экспозиция — несколько старых афиш в хорошем качестве и две ржавые гантели, которые спрятали под стекло, словно они кому-то могут понадобиться.

    Знакомые, встречающиеся друг с другом, обязательно обнимаются, целуются и ведут неспешные разговоры. Всем весело, кроме тех, кто участвует в турнире и не может стать первым.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»