-
Штирлиц на ринге
История с фотографией11.05.11 02:44
В праздничные дни, посвященные Великой Победе над фашизмом, стоит вспомнить про человека удивительной судьбы Игоря Миклашевского. Тем более что многие страницы его яркой биографии хорошо всем известны: сын легендарной актрисы Августы Миклашевской, чемпион Ленинграда по боксу, кадровый разведчик. Он даже стал прототипом героя книги Георгия Свиридова «Стоять до конца».
Однако это лишь маленькая верхушка колоссального айсберга, ведь большая часть биографии героя скрыта «под водой». На архивных папках, хранящих тайну его деятельности, долгие годы красовался гриф «Совершенно секретно».
С мальчиком играл Сергей Есенин
Родился Игорь в Москве 30 мая 1918 года в семье известных советских деятелей культуры: актрисы Камерного театра Августы Миклашевской и хореографа Большого театра Льва Лащилина. В их доме часто бывали актеры, художники, писатели. С мальчуганом любил поиграть друг семьи Сергей Есенин.
А вот боксом Игорь увлекся уже в городе на Неве, куда перебрался в конце 1930-х годов, да настолько серьезно боксировал, что дважды становился лучшим средневесом Ленинградского военного округа, а затем и чемпионом города 1941 года. Эта золотая медаль была особенно ценна для боксера, ведь она послужила пропуском на чемпионат Советского Союза. Тем более что пройти этот турнир должен был в Ленинграде, а торжественное открытие назначили на 26 июня 1941 года…
Но 22 июня началась война. Так вместо ринга красноармеец Игорь отправился на фронт — в войска ПВО. Во время блокады зенитная батарея Миклашевского отражала налеты фашистской авиации. И тут в судьбе молодого сержанта произошел неожиданный поворот. В декабре 1941 года на передовую прилетел сам командующий войсками ПВО генерал Виктор Ильин, вызвавший паренька срочно в штаб. Там Игоря встретил уже майор НКВД, который долго расспрашивал боксера о родственниках, друзьях. Наконец чекист предложил спортсмену выполнить особо важное задание в тылу врага.
Операция «Дядя Сева»
Интерес высоких чинов к простому солдату объяснялся тем, что его родной дядя известный харьковский актер Всеволод Блюменталь-Тамарин всегда недолюбливал советскую власть и поэтому в первые дни войны с радостью перешел на сторону немцев.
Из Варшавы Блюменталь-Тамарин вел пропагандистские радиорепортажи на русском языке. Главным объектом критики диктора был лично товарищ Сталин. Долго терпеть этого в НКВД, естественно, не могли, вот и решили ликвидировать одиозного радиокомментатора. А кто лучше всех мог убрать «дядю Севу», как не его родной племянник?
Довольно долго Игорь Миклашевский проходил спецподготовку, тренировался, отрабатывал легенду. Тут не стали особо мудрить — пусть боксер и в Германии останется боксером, как можно больше выступает на ринге.
Летом 1942 года во время ночного боя он «сдался» фашистам в плен, мотивируя поступок тем, что «всегда ненавидел коммунистов».
Конечно, перебежчику сразу не поверили. В концлагере проходили многочисленные проверки, длительные допросы, а однажды Гестапо даже инсценировало расстрел пленного.
Подарок от Макса Шмелинга
А выручил разведчика в трудной ситуации снова бокс. После поражения под Сталинградом надо было как-то поднять дух немцев, и пропагандистская машина Геббельса устроила весной 1943 года крупный международный турнир.
К тому времени Миклашевский уже провел несколько спаррингов в Берлине и был приглашен на чемпионат. На этом соревновании среди почетных гостей присутствовал чемпион мира среди тяжеловесов друг Гитлера и кумир нации Макс Шмелинг, которому очень понравилась техника рус ского средневеса. После боя Шмелинг поздравил Миклашевского с победой и подарил ему свою фотографию с автографом. Между двумя боксерами началось что-то вроде дружбы…
В Кремле быстро сориентировались. Теперь уже не имело смысла говорить о ликвидации какого-то «дяди Севы». Используя покровительство Шмелинга, наш разведчик мог подготовить покушение на самого Гитлера.
Началась новая операция. В помощь «боксеру» из Югославии направили группу опытных нелегалов. Бомба должна была взорваться во время посещения фюрером театра. Но, когда уже все было готово к покушению, из Кремля поступил неожиданный приказ — отменить ликвидацию фюрера.
Последние раунды
После войны Игорь Львович вернулся в Москву. Правительство наградило его орденом Боевого Красного Знамени. Громких побед на ринге из-за тяжелого ранения в шею он больше не добивался, стал судьей всесоюзной категории, тренировал мальчишек в одной из спортивных школ Долгопрудненского района.
Остается загадкой: готовил ли чемпион Ленинграда покушение на Гитлера или эта история оказалась лишь очередным мифом сталинской пропаганды? Раскрыть сегодня тайну практически невозможно — 25 сентября 1990 года Миклашевский скончался. Похоронили его тихо, без громких речей и артиллерийских залпов. Как и положено настоящему разведчику.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»