-
Штрафной круг
28.09.07 16:02
Штраф размером в $100 миллионов, который придется заплатить команде «Макларен», стал самым масштабным в истории Всемирного совета по автоспорту (FIA). «Спорт» вспомнил 10 самых крупных штрафов до злополучной эпопеи со «шпионским скандалом».
$50 000. Бельгия, 1997 год. Во время послегоночной проверки в баке болида победителя этапа Мики Хаккинена был обнаружен бензин, по своим свойствам не соответствующий разрешенным FIA нормам. Боссы «Макларена» – Рон Деннис и Норберт Хауг пытались отстоять финна, говоря, что подобное топливо команда использует уже четыре гонки подряд. Аргумент не убедил инспекторов, и в итоге Хаккинен был лишен победы в Спа.
$50 000. Австрия, 2000 год. И снова санкции против Хаккинена. На этот раз «Серебряные стрелы» были оштрафованы за отсутствие проверочной пломбы на коробке электроники болида финна. Помимо штрафа команду лишили 10 очков в Кубке конструкторов (очки в зачете пилотов Хаккинену все же оставили).
$100 000. Знаменитая развязка чемпионата 1990 года на трассе в японской Сузуке. В последней гонке сезона за титул сражались Айртон Сенна на «Макларене» и выступающий за «Феррари» Ален Прост. Французу нужна была только победа. Сенну же устраивал сход с дистанции Проста или их обоих. Айртон стартовал с поул-позишн, но Прост проскочил мимо бразильца. Однако Сенна, оставаясь на внутренней части виража, не нажал на тормоз. Сцепившиеся болиды вылетели с трассы. Годом раньше там же, на Сузуке, Сенна врезался в Проста, и бразильца дисквалифицировали. На сей раз после долгих разборов Айртона признали чемпионом. «Макларену», правда, пришлось заплатить большой по тем временам штраф за «опасную манеру вождения» их пилота.
$100 000. Этап в Бразилии 2000 года. Во время свободной практики дул сильный ветер. Ненадежно закрепленные рекламные щиты то и дело падали на трассу, из-за чего стюарды трижды прерывали заезды. Организаторам этапа пришлось раскошелиться за свою оплошность.
$100 000. Гран-при Сан-Марино 1994 года – самый «черный» в истории «Формулы-1». Гибель сразу двух гонщиков – Роланда Ратценбергера и великого Айртона Сенны, смерть полицейского и ранение трех зрителей обломками болида… Все это отодвинуло на задний план остальные события этапа, среди которых имели место махинации «Бенеттона» и «Макларена» с компьютерными кодами.
$200 000. Сан-Паулу, 1995 год. Опять всплыла тема нелегального бензина. На Гран-при Бразилии «Бенеттон» Михаэля Шумахера и «Уильямс» Дэвида Култхарда дисквалифицированы за использование топлива, не соответствующего регламенту. После апелляции дисквалификацию сняли, но команды лишились очков в Кубке конструкторов.
$500 000. В 1994-м на гонке в британском Сильверстоуне начудил Михаэль Шумахер. Сначала он был наказан 5-секундным штрафом Stop-and-Go за обгон на прогревочном круге, затем – за слишком поздний заезд на отбывание штрафа. Шумахер, финишировавший вторым, был дисквалифицирован, а «Бенеттон» наказан штрафом за игнорирование черного флага.
$1 миллион. После победы Михаэля Шумахера в Гран-при Венгрии – 1998 на асфальт «Хунгароринга» выбежали тысячи несдержанных болельщиков, хотя в этот момент финишировали еще не все машины. Возникла опасная ситуация, за которую организаторы гонки и были оштрафованы. Хозяевам «Хунгароринга» удалось вымолить у FIA прощение, гарантировав, что подобное безобразие не повторится.
$1 миллион. Гран-при Австрии 2002 года можно назвать одним из самых скандальных. Лидировавший на финише гонки бразилец Рубенс Баррикелло получил приказание от босса «Феррари» Жана Тодта: «Уступи Михаэлю дорогу к победе». Баррикелло подчинился, пропустив своего партнера по команде Шумахера вперед уже на финишной прямой. После гонки многие букмекеры выплатили выигрыш тем, кто сделал ставку на Баррикелло. FIA в то время активно вела борьбу с так называемой командной тактикой, а потому слова Тодта, прозвучавшие в прямом эфире, стоили «Феррари» миллионного штрафа.
$5 миллионов. В августе 2006 года на Гран-при в Стамбуле разразился политический скандал. Во время чествования победителя главный организатор этапа Мехмет Али Талат вручил Фелипе Массе Кубок Турецкой Республики Северного Кипра, не признанной в мире никем, кроме самой Турции. Данный инцидент повлек за собой жесткие финансовые санкции со стороны FIA. Представители Турецкого союза автоспорта были готовы заплатить любую сумму, лишь бы замять конфликт.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»