-
Сибирский размах Алексея Смертина
Поле надежды нашей. Турниры31.05.10 07:53
Барнаул для меня — город почти родной. В 20 лет, сразу после армии, я сюда приехал. А уезжал уже в 32 вполне зрелым и успешным человеком. Так что городу я благодарен за многое: и за жизненную школу, и за друзей, которые учили, и за карьеру, что началась в Барнауле. Всегда стараюсь в меру своих сил и возможностей делать что-нибудь хорошее для города. Футбол для этого — самое благодатное поле.
Помню, как с популярным в ту пору еженедельником «Футбол-ревю» мы провели акцию «Командировка за честной игрой». Дело было так: к концу сезона борьбу за первое место в сибирской зоне второго дивизиона вели новосибирский «Чкаловец» и барнаульское «Динамо». Все решали два последних тура. Тут и пошли слухи, что «Чкаловец» старается «зарядить» судей. А как бороться с таким явлением? Ну, например, привлечь внимание общественности к этому. Далеко не каждый арбитр начнет подсвистывать, если знает, что его работа под контролем. Вот и написали мы в еженедельнике: так, мол, и так, проводим акцию, едем в Новосибирск и Омск, где играть Барнаулу, за честным футболом. Понятно, не осталась заметка без внимания и в ПФЛ. Она отправила на матчи своих наблюдателей. Победить, правда, «Динамо» не удалось, но и плавить его никто не пытался.
Был еще один эпизод моей «шефской» помощи Барнаулу. Это когда на только что открывшемся искусственном поле школы Алексея Смертина мы решили провести турнир ДФЛ. А какой праздник без высокого гостя? Пригласили Бориса Петровича Игнатьева. По нашему замыслу он должен был провести мастер-класс для мальчишек, встретиться с местными тренерами. Буквально за сутки до вылета Борис Петрович позвонил и огорошил: сильно простыл, температура 38 с лишним. Да и его охрипший голос говорил сам за себя. Я буквально умолил Игнатьева все-таки поехать в Барнаул. Каково ему было в аэропорту, самолете — видел сам. Но Борис Петрович держался мужественно. Побывал на открытии турнира, сказал слова, провел мастер-класс. А вот когда мы пришли на встречу с местными тренерами, произошел случай, который я до сих пор без ужаса и омерзения не вспоминаю. Мало того, что тренеров в аудитории оказалось с гулькин нос, половина из них были… пьяными. Это на встрече-то с заслуженным тренером СССР, человеком, который специально готовился к встрече, писал тезисы выступления. Позорище! Самое неприятное, что игнорировали встречу тренеры местной школы «Динамо», большинство из которых я знал еще игроками. Неужто чем-то мы с Игнатьевым провинились перед ними? Оказалось все просто: таким вот образом руководство клуба и школы «Динамо» выразило свое отношение к появлению в Барнауле школы Смертина.
Честно говоря, я и сам поначалу считал, что лучше пусть будет одна хороша школа, чем две посредственные. Но, поразмыслив, пришел к выводу, что конкуренция доброму делу еще никогда не мешала. Тем более Барнаул — город немаленький. И вот спустя три года после оконфузившей меня командировки, я вновь еду на очередной турнир ДФЛ «Кубок наших отцов». Раньше мы его проводили в Алейске. Все там было хорошо, за исключением поля. Пойдут дожди — месят мальчишки грязь непролазную. Вот и решили провести турнир на поле школы Алексея Смертина. Сам Алексей на этот раз поехать не смог, зато с удовольствием согласился его старший брат Евгений — и футбол посмотреть, и родных повидать. Встретила его в аэропорту светящаяся от счастья мама. Соскучилась, хотя и бывает в Москве по нескольку раз в году. Нянчится с внуками.
Домой Женя заскочил, чтобы перекусить, а потом прямиком на стадион «Трансмаш», где проходили смотрины 15-летних парней, которые должны были составить костяк сборной Сибири. Интерес у Смертина был непраздный, ведь он работает селекционером в раменском «Сатурне»: а вдруг блеснет какой-нибудь драгоценный камешек? Но вернулся Женя без восторга: талантов — ноль, игры — скукотища. А это грустно. Ведь Барнаул всегда славился как футбольная «житница». Гостенин (он тоже пришел на турнир), Кобзев, Минько, братья Смертины… Но это в прошлом. Еще недавно прочили блестящее будущее Старкову, Яркину, Щербакову, Городову. Они были лучшими в своей возрастной категории в России. А теперь отыскать их можно лишь в списках игроков первого дивизиона. Значит, вовремя открыл свою школу в Барнауле Алексей Смертин. Может, она встряхнет тренеров из «Динамо»?
За три года многое изменилось в школе Алексея Смертина. К полю добавились трибуны с пластиковыми сиденьями. Под трибунами на первом этаже шесть раздевалок, медицинский кабинет, тренерские и административные помещения. Над ними гостиница, которую вот-вот откроют. Готова основа еще под одну искусственную поляну. Рядом заканчивается ремонт большого спортивного зала.
Директор школы Евгений Татаринцев, довольный произведенным на московских гостей эффектом, с гордостью сообщил еще и о том, что занялись они девичьим футболом, заявив команду на первенство Сибири. А кроме школы в Барнауле, есть ведь несколько в сельских, причем очень далеких от краевого центра, районах. Одним словом, сибирский размах.
Турнир «Кубок наших отцов» среди мальчишек 2000 года, проходивший в дни празднования 65-летия Победы, собрал приличный состав: «Иртыш» и «Динамо» из Омска, «Сибирь» и «Спартак» из Новосибирска, «Динамо» (Барнаул) и хозяева, команды Бийска и Рубцовска. Преимущество смертинцев было заметно во всех матчах. Не оставили они надежд и в финальном омскому «Иртышу», отправив в ворота три сухих гола. В числе тех, кто награждал чемпионов, был и Геннадий Иванович Смертин, «самый футбольный папа Алтая», который по-прежнему тренирует мальчишек.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №20 (26 мая — 1 июня 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»