-
Система VAR все больше вмешивается в игру. Судейство под микроскопом – путь в никуда
Что ищут в темной комнате VAR? О вмешательстве искусственного интеллекта в жизнь РПЛ04.10.21 17:50
Система видеопомощи арбитрам (VAR, или ВАР) появилась в футболе с целью исправлять очевидные ошибки, однако на деле все свелось к разбору спорных, «пограничных» эпизодов, а вместо единых трактовок судьи плодят все больше разных сущностей. Как с этим быть?
Сомнительные эпизоды из 10-го тура РПЛ
Конечно, любое новшество надо освоить. И аборигены живописных островов не сразу научились открывать консервные банки. Да и вспомните рассказ Михаила Зощенко, как в коммунальной квартире жители советской страны испытывали диктофон, изобретенный американцами. Сначала в него матерились по очереди, потом стали стрелять, чтобы, понимаешь, уловить силу звука, извлеченного из дула нагана. Новинка сломалась.
С ВАРом, такое впечатление, произошло то же самое. Он вторгся в игру больше, чем футболисты, тренеры и даже судьи. Года два назад, когда «Система видеопомощи арбитрам» (VAR) только появилась в нашем футболе, я звонил в разные футбольные инстанции, знакомым арбитрам и спрашивал: а как теперь все будет работать, какова роль этого VAR? Не останавливать же игру каждые пять минут. И мне было сказано авторитетами: VAR будет вмешиваться только в чрезвычайных ситуациях. Такова задумка ФИФА и УЕФА. Только, когда арбитр не видит очевидного – чтобы исключить несправедливость. Чтобы не было такого, что Диего Марадона выбивает мяч рукой из ворот сборной Аргентины, а Тьерри Анри подыгрывает рукой, чтобы отдать голевую передачу на ворота Ирландии, и это как бы события из разряда «такова жизнь».
Но что мы видим сейчас? Возьмите хотя бы последний тур РПЛ. Вы увидите, что судьи совершают действия, которых раньше никогда не совершили бы. И это ситуации не черно-белые. Очень даже спорные, где явной ошибки судьи в поле нет.
«Рубин» – «Нижний Новгород» – 0:1
Команда Александра Кержакова получила право на пенальти в матче с «Рубином», когда ее защитника Алексея Козлова, находившегося в атаке, «подрубил» под ноги защитник хозяев. Никто это момента не видел. И никто не понял, за что, собственно, Сергей Карасев назначил пенальти после просмотра эпизода. Пока тот не объяснил окружающим.
«Зенит» – «Сочи» – 1:2
Игра «Зенита» и «Сочи». Красной карточки в эпизоде Сердар Азмун – Сослан Джанаев, по мнению многих экспертов, не было. Раньше, говорят они, засчитали бы гол. Ведь вратарь «Сочи» даже по мячу не попал. Сергей Семак в подтрибунном помещении сказал арбитрам: «Никто не видел нарушения в этом эпизоде, кроме вас».
Я больше скажу. Не согласен с красной карточкой, показанной игроку «Мальме» в матче с «Зенитом». Мяч попал ему в руку после прокидки Далера Кузяева. Где там «лишение явной возможности забить гол»? Неизвестно, как Кузяев обработал бы мяч, кто бы его первый догнал, до ворот еще было далеко. И таких эпизодов – десятки. Причем по ним принимаются разные решения.
ЦСКА – «Краснодар» – 0:0
Бывший судья, а ныне телеэксперт в этой области Алексей Николаев считает, что только у Василия Казарцева, работавшего на VAR в матче 10-го тура РПЛ ЦСКА – «Краснодар» (0:0), сложилось впечатление, что нужно продолжить игру в эпизоде, когда мяч застрял между Игорем Дивеевым и Виктором Классоном. Но я хочу в духе вождя мирового пролетариата воскликнуть: «Есть такая партия!» Я тоже против таких пенальти и вообще решений судей «под микроскопом», которые подарил нам VAR.
Я против таких пенальти, которых требует общественность, смотревшая в повторах эпизод Классон – Дивеев. Там защитник инстинктивно выбрасывает руку в сторону соперника, тот скидывает мяч грудью, мяч попадет в руку потом летит под ней. На все – доли секунды. Вы можете делать любые скриншоты, смотреть в проекции, где мяч и рука. Но это футбол, господа. Это МУР, а не Институт благородных девиц, как было совершенно справедливо сказано в классическом фильме. И тут присутствует страсть, борьба, рефлексы. Главный арбитр эпизода не видит. Его видит только ВАР.
Судья не может – VAR поможет
И так получается в большинстве случаев. Вся игра там, где касается вопросов судейства, «сдвигается» постепенно в область компетенции ВАР. Судья в поле не увидит того, что увидят его помощники за мониторами. У них есть повтор. Тут можно радоваться техническому прогрессу. Но хорошо ли это для футбола? Судья всегда будет виноват. Если его зовут смотреть видео – минус в оценке. Если он откажется – еще один минус.
Вы мне скажете: но там же рука на мяче – причем «в неестественном положении». А я вам скажу: расстояние от груди Классона, в которую сначала попал мяч, до руки Дивеева, в которую мяч попал следом, – короткое. Тоже фактор.
Калиниченко назвал позором судейство Москалева в матче ЦСКА – «Краснодар»
Почти такой же момент случился в этом же туре, когда играли «Уфа» и «Урал». На последних минутах игрок хозяев пробрасывает в штрафной грудью мяч, тот попадает в руку защищающегося – отставленную. Судья не замечает. ВАР не зовет его к монитору. Почему никто не возмущается? Об эпизоде сразу забыли. Притом что «Уфа» уступила 0:1.
Разные калибры команд, да. Привходящие обстоятельства, да. Тут «Уфа», а там ЦСКА. Тоже фактор.
Опыты над мышами
А вам не кажется, что все эти разговоры о толчках, контактах, ногтях, кончиках волос, сантиметрах и миллиметрах в штрафной при определении пенальти, вне игры, выдаче красных карточек отдают шизофренией? Вместо того чтобы принимать футбол как игру, над ним ставят лабораторные опыты. Как над мышами. Поэтому выражение «мышиная возня» тут в строку.
Известно: где искусственный интеллект вмешивается в жизнь человека, там человек уже ни над чем не властен. И управлять футболом будет не судья или футболисты с тренерами, а ВАР. Точнее, кто за него отвечает. А еще точнее, кто отвечает за того, как отвечает за VAR – как показывает пример судьи Василия Казарцева.
Сергей Галицкий: Судья сразу отправится в ад за ошибки против «Спартака» или ЦСКА
Его отстранили от судейства матча «Ахмат» – «Спартак» после решения «продолжить игру» в матче ЦСКА – «Краснодар». Казарцев там сидел на VAR. Он вообще лучший арбитр ВАР по итогам прошлого сезона. А теперь, получается, его «в расход», как Михаила Вилкова, Алексея Еськова, Станислава Васильева? Понятно, что там, наверху, чуть резонансное решение, сразу хватаются за кобуру, ведут девушек в кабинет, пытают полиграфом, отстраняют. Но, господа, а кто судить у вас будет – сам Ашот Хачатурянц? Он умеет? Или это вообще не важно, кто судит? Главное, чтобы судил «как надо» в той или иной ситуации.
Чем больше таких мелочей, по которым сейчас «вступает в игру» VAR, тем больше путаницы, на мой взгляд. Если вы хотите видеть футбол, в котором игроки защищающейся команды будут вести борьбу, вытянув руки по швам, и перемещаться по штрафной, как оловянные солдатики, то я такой футбол видеть не хочу. Потому что это уже не футбол. И даже в этой реальности ВАР обнаружит при желании какой-нибудь «выступающий предмет» на теле, чтобы назначить пенальти или показать красную карточку. Стоит только захотеть.
Поэтому прав Ален Делон, который говорит, что в этом мире не осталось ничего настоящего. Все – фальшивка. Ценятся только деньги. Хотя стоп – причем тут деньги? Это же российский футбол. Тут все время ищут истину, правду Достоевского, национальную идею.
Даже в темной комнате VAR.
Фото: ФК «Зенит»; ФК «Краснодар»
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»