-
Скрипка и немножко нервно
1/4 финала. Первый матч. «Севилья» — «Зенит» — 2:1. Послесловие17.04.15 13:01
Андре Виллаш-Боаш переживал с «Зенитом» славные и бесславные моменты, но еще никогда не оказывался в настолько глупой ситуации. Даже сам по себе вылет из Лиги Европы в противостоянии с действующим победителем турнира вряд ли испортил бы португальцу его тренерское резюме, но ни о каком вылете при счете 1:2 перед ответным матчем не может быть и речи. Сине-бело-голубые улетели из Испании с основательными шансами на успех. Просто некоторые очевидные подробности событий в Севилье создадут АВБ в случае неудачи ярлык тренера, отдающего выигранные матчи, и глупее этого не придумаешь ничего.
Спаллетти наоборот
В своей нелюбви к журналистам Виллаш-Боаш зашел настолько далеко, что решил сказать сам то, о чем они могли бы написать. Это сарказм, Мистер. В хорошем смысле. Просто вы принципиально не признаете недоработок со своей стороны, а тут сделали очевидное признание, чего, конечно было сложно ожидать. «До замен "Зенит" владел инициативой», — этими словами АВБ по сути возложил вину за поражение на себя.
Объективно говоря, Мистер проиграл в оперативном управлении игрой чемпиону по результативным заменам. Унаи Эмери — мастер собирать из своего состава Кубик Рубика до и во время матчей. Когда-то в «Валенсии» он ставил двух защитников на левый фланг, чтобы сдерживать Дани Алвеса — лучшего на тот момент латераля в мире, — мог сделать из крайнего нападающего Пабло Пьятти крайнего защитника, или заканчивать матч с двумя игроками обороны. Все это казалось сумасшествием, висело на волоске, но работало и работает, в общем во всех его командах, кроме «Спартака». Владимир Маяковский посвятил бы беспокойному гению из Страны Басков стихотворение «Скрипка и немножко нервно».
Учитывая авторитет Виллаш-Боаша и его честное признание было бы верхом бестактности рассуждать, кто должен был выходить в стартовом составе, а кто и на какой минуте — на замену. Остается только обратиться к природе произошедшего и признать, что зенитовский Мистер сам себя изначально лишил шансов в тактическом фехтовании с Эмери.
Лучано Спаллетти начинал в «Зените» в 2010 году с того, что предоставлял более-менее равное игровое время всем футболистам из официальной заявки. В том сезоне сине-бело-голубые ни разу не провели хотя бы двух матчей подряд в одном и том же составе. Через год зенитовский менеджмент вместо покупки новых игроков посвятил себя поиску подходящих вариантов, куда можно было бы пристроить Саболча Хусти и Алессандро Розину. Заканчивалось все тем, что итальянец сам себя обставлял «мебелью», причем отнюдь не его любимого тосканского производства. Боеспособных единиц, что были бы готовы биться в том числе за него самого, становилось меньше с каждым днем. Андре Виллаш-Боаш, похоже, решил подобным образом не заканчивать, а начинать.
Искусство в чистом виде
Милан Родич последний полный матч за «Зенит» провел в октябре против «Арсенала», Джамал Ходжаниязов отметился тем же достижением еще при Спаллетти, Павла Могилевца вспоминает только главный тренер «Рубина» Ринат Билялетдинов, достающий при каждом удобном случае шутку про Павлика и Ленинград. Андрей Аршавин и Александр Кержаков, отчаявшись от пластикового однообразия на скамейках запасных, вышли из раздевалки «Рамон Санчес Писхуан» первыми и в ожидании автобуса коротали время на каменных ступеньках подтрибунных помещений. Перерыв на матчи сборных в конце марта им было предложено восполнить работой с молодежным составом, чтобы привести себя в форму. Но как можно потерять форму в самый разгар тренировочного процесса, да еще и после полноценной работы на зимних сборах?
Все остальное было уже последствиями. Зенитовцы в Севилье стали менять не только друг друга, но и позиции на поле в самый критический момент, когда даже минуты для привыкания игроков не самой гибкой команды может хватить для провала. Виллаш-Боаш проиграл тайминг.
Те, кто считает, что «Севилья» не показала ничего особенного ни в плане красоты игры, ни в плане скоростей, вероятно, просто не прониклись философией работы Эмери. Баск научил свою команду изгибаться в каждый момент в самых непредсказуемых конфигурациях, и раздергивать оборону соперника за счет командных взаимодействий. О вкусах не спорят. Возможно, кто-то действительно способен получать удовольствие от игры в «Халк, пробеги, Халк, подай». Пластика каждого игрока позволяла выиграть бессчетное количество «спорных» мячей, а техника — добавить в скорости исполнения каждого действия. Условный Родич, возможно, бежит быстрее, чем условный Алейш Видаль, но когда речь шла о том, чтобы «собирать» мячи в радиусе двух — двух с половиной метров от себя, соперники оказывались проворнее, ловчее, гибче. Кто-то еще иронизировал по поводу того, что ни один из 22 угловых «Севильи» не закончился ничем. Это тоже самообман. Оба гола в ворота Юрия Лодыгина принесло «второй волной» после отбоя от подач с угла поля.
Стоит, правда, отметить, что у Унаи Эмери в отличие от АВБ есть возможность заниматься искусством в чистом виде. У португальца в свою очередь есть возможность доказать, что он все же не эксплуатирует свой талант, как, наверняка, сказал бы по такому поводу Валерий Васильевич Лобановский.
Севилья
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»