• Словаки на ветер

    Ahoj, Slovensko!

    06.10.11 23:38

    За неполные два десятка лет суверенитета гражданство Словакии успели получить несколько видных российских спортсменов.

    На главной странице официального сайта Олимпийского комитета Словакии глаз моментально зацепится за баннер, суть которого можно понять и не владея словацким языком. Меняющиеся в режиме нон-стоп картинки – фотографии всех олимпийских чемпионов и призеров молодого государства. Их всего-то порядка десяти в короткой пока еще спортивной летописи Словакии. Но среди них сразу выделяются знакомые российским любителям спорта лица. Это биатлонистка Анастасия Кузьмина и борец-«вольник» Давид Мусульбес.

    Биатлонска быстрица

    Когда в 2008 году 24-летняя уроженка Тюмени Настя Шипулина решила поменять спортивное гражданство, перебравшись на ПМЖ в Банску-Быстрицу, в руководстве российского биатлона никто на это особого внимания не обратил. Подумаешь, молодая биатлонистка, не поражавшая болельщиков и специалистов выдающимися результатами. К тому же годом ранее вышла замуж за малоизвестного лыжника Даниэля Кузьмина, сменила фамилию и родила сына Елисея – да когда это она теперь боевую форму наберет! Если наберет вообще…

    Первый раз российские чиновники призадумались в феврале 2009-го, когда на чемпионате мира в корейском Пхенчхане словачка Анастасия Кузьмина завоевала серебряную медаль в масс-стар­те. Уплывший за бугор успех выглядел особенно контрастно на фоне допингового скандала с участием Альбины Ахатовой, Екатерины Юрьевой и Дмитрия Ярошенко.

    А затем грянул Ванкувер. На Олимпиаде Настя выиграла спринт и финишировала второй в гонке преследования. Так Словакия получила свои первые две олимпийские медали в биатлоне – стараниями одной лишь Кузьминой. Тогда как вся российская биатлонная команда на Играх сподобилась на четыре награды – два золота, серебро и бронзу. Настал момент кусать локти начальникам из СБР.

    Впрочем, сама Анастасия задала несколько иной тон всем последующим комментариям, признаваясь в многочисленных интервью, что дальнейшее выступление за Россию закрыло бы ей путь к олимпийским медалям. И дело здесь не только в жесткой конкуренции за место в основной сборной России. Обида за прохладное отношение к «нетоповым» спорт­сменам, за невозможность получить еще один шанс, чтобы реализовать себя в любимом деле, если не получилось с первого раза, наверное, навсегда останется у Кузь­ми­ной-Ши­пу­ли­ной в глубине ду­ши. И не только у нее – процесс смены «биатлонного гражданства» продолжается: вспомним Елену Хрусталеву, Дарью Домрачеву, Наталью Бурдыгу…

     

    Седина – в бороду, Мусульбес – в ребро

    У Давида Мусульбеса своя история превращения в «наполовину словака». Лучшие годы борцовской карьеры он провел под флагом России, добравшись в 2000 году до титула олимпийского чемпиона в супертяжелой весовой категории. Затем Мусульбес реализовал себя и в роли тренера сборной России, курируя борцов-тяжеловесов. Попутно занимался с детьми в Клубе спортивной борьбы ЦСКА, открыл специализированный интернат в родной Северной Осетии.

    Однако в какой-то момент всего этого Давиду показалось мало, и он решил вернуться на ковер. Пробиться в состав российской сборной возрастному атлету не светило – и он занялся оформлением второго, словацкого гражданства. Дело было в 2007-м, за год до пекинской Олимпиады.

    – В прессе тогда писали, что Федерация спортивной борьбы России серьезно возражает против выступления Мусульбеса под словацким флагом, – говорит первый вице-президент ФСБР Георгий Брюсов. – На самом деле все было иначе. Федерация лишь выражала мнение Олимпийского комитета России, которое в общих чертах формулируется так: нужно избегать прецедентов, когда бывшие российские атлеты составляют конкуренцию в борьбе за медали крупнейших соревнований нынешним членам сборных России. Выдвигать же какие-то ограничительные условия и тем более запрещать спортсменам менять гражданство никто не вправе. Есть международный регламент, согласно которому спортсмен должен пройти так называемый карантин – в борьбе его срок составляет три года. Тот же Мусульбес в течение трех лет не выступал за сборную России, а потому имел все основания выходить на ковер под словацким флагом.

    И свежеиспеченный словак так вышел на ковер, что мало не показалось. Пройдя квалификационный отбор на чемпионате Европы, Давид добился права выступить в Пекине. И завоевал на своей второй Олимпиаде вторую медаль – на сей раз бронзовую.

    Если вы думаете, что на этом история борца Давида и чи­нов­ни­ков-го­лиафов заканчивается, то глубоко ошибаетесь. Мусульбес, после успеха в Пекине вернувшийся к исполнению обязанностей тренера сборной России (что, по справедливому замечанию Георгия Брюсова, свидетельствует о прекрасных взаимоотношениях между борцом и ФСБР), сейчас строит планы относительно участия в лондонской Олимпиаде. Разумеется, вновь в составе сборной Словакии. Интересно, сочтет ли ОКР 40-летнего Мусульбеса реальным конкурентом российским атлетам?

    Керимов не заменит государство

    Между тем ручеек одностороннего движения спортсменов по маршруту Россия – Словакия рискует стать мощным потоком, причем именно в вольной борьбе. Не так давно по протоптанной Мусульбесом тропинке проследовал еще один воспитанник североосетинской школы – Кахабер Хубежты. Пикантность ситуации придает тот факт, что Саба Хубежты – старший брат Кахабера – продолжает защищать цвета российского флага, и при этом оба выступают в весовой категории до 74 кг. В январе нынешнего года на Гран-при Ивана Ярыгина в Красноярске братья добрались до финальной схватки, которая… не состоялась.

    – Мы с братом никогда не боролись друг против друга, – пояснил Кахабер. – Ни в товарищеских поединках, ни на юношеских турнирах, ни теперь на взрослых официальных соревнованиях. И не будем делать этого впредь.

    В Красноярске первое место в весе 74 кг организаторы присудили старшему брату Сабе, потому как младший оформил снятие с турнира из-за травмы. Но как решать проблему в будущем, если Хубежты вновь синхронно доберутся до финала крупнейших соревнований, пока никто не знает.

    Шутки шутками, а взгляды российских борцов в сторону заграницы, манящей неплохими финансовыми условиями и – главное! – перспективами попадания на Олимпийские игры, становятся все более частыми и пристальными. По словам Георгия Брюсова, ФСБР постоянно держит руку на пульсе, стараясь не упустить ни одной попытки спортсменов получить второе гражданство, и в рамках законодательства пытается тормозить этот процесс. Однако подобные случаи не так уж редки – особенно среди возрастных борцов, мечтающих обрести вторую молодость за пределами России.

    Возникает вопрос: а как же поддержка ФСБР со стороны всемогущего Сулеймана Керимова, неужели сошла на нет после перенаправления финансовых потоков в футбольный клуб «Анжи»? Не­ужели в той же Словакии российским борцам предлагают больше денег, чем на родине?

    – Всесторонняя помощь Сулеймана Керимова, возглавляющего попечительский совет ФСБР, никуда не пропала, – отвечает Георгий Брюсов. – Более того, принята и действует программа «Борись и побеждай!», благодаря которой наши борцы получили премии за олимпийские медали в Пекине, зарплаты и стипендии, современное оборудование и экипировку. Скоро будет сдан центр олимпийской подготовки имени Александра Карелина. Но поймите: Керимов в одиночку не может заменить государство! А ведь именно оно должно взять на себя бремя финансирования и материального обеспечения региональных федераций и клубов на местах. Именно государственная забота нужна детским тренерам, которые получают порой по 6 тысяч рублей в месяц, а с них постоянно требуют результат. Именно на государственном уровне должны решаться все вопросы, касающиеся развития массовых занятий борьбой, в том числе детей и подростков. Только заглянув в корень проблемы, можно понять, почему сейчас во всем мире насчитывается около полутора десятков стран, за сборные которых выступают бывшие российские борцы.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»