-
Сочи учит, Ашхабад растет, Питер проигрывает
Почему Туркменистан строит, пока Петербург спит?04.04.15 20:48
Даянч Гулгелдиев научился читать по-английски за несколько недель. Пойти по стопам Виталия Мутко молодого туркмена заставила жизнь. Гулгелдиев — один из ключевых руководителей Азиатских игр, которые пройдут в Ашхабаде в 2017 году. В свое время министру спорта России пришлось произносить речи на английском на весь мир. Он делал это в свойственной ему харизматичной манере, за что можно было простить даже самое комичное произношение. Гулгелдиев пока так не умеет, зато его устами глаголит сенсация: столь закрытый для внешнего мира город, как Ашхабад, где в центре города стоит памятнику президенту из чистого золота, уже одолел Петербург в борьбе за право проводить летнюю Олимпиаду.
Игры железной дисциплины
Олимпийские игры, как и многие другие явления нашей жизни, подверглись локализации, дроблению на мелкие составные части.
В этом году в Баку пройдут первые в истории Европейские игры.
Азиатские игры (их еще называют Азиадами) проводятся с 1951 года, однажды их даже приняла печально известная Хиросима. До 2013 года у Азиады было два сына: Азиатские игры в помещениях и Азиатские игры по боевым искусствам. Потом они срослись и превратились в сиамского близнеца.
Итог: в 2017 году в Ашхабаде пройдут так называемые Азиатские игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам (официальная формулировка именно такая). Организаторы этих соревнований стараются ориентироваться на успешные российские примеры: Сочи-2014 и Казань-2013.
Казалось бы, между Россией и Туркменистаном сегодня можно найти много общего. Но это не так. Подходы разные. Тем, кто готовит Россию к чемпионату мира по футболу 2018 года, стоит посетить Ашхабад и перенять как минимум одну черту — железную дисциплину.
Стоит ли перенимать что-нибудь еще?
Пыльные плиты из Рио-де-Жанейро
— Когда у вас в Петербурге достроят стадион? — смеясь, интересуется британский журналист, участник медиафорума в Туркменистане. — Я приезжал к вам где-то семь лет назад и мне сказали, что скоро арену достроят.
Британец сочувствует «Зениту». 20 тысяч мест на «Петровском» для такого клуба и такого города — это же просто смешно!
В отличие от Петербурга и его многострадального стадиона на Крестовском острове, Ашхабад возвел почти все объекты, хотя до Игр еще два года. Компактные арены для игровых видов спорта, единоборств и велоспорта уже готовы на 100 процентов. Незавершенной выглядит главная арена, рассчитанная на 45 тысяч мест, однако это нормально: строительство идет по запланированному графику.
— В Рио-де-Жанейро сейчас все объекты в таком состоянии, — шутят организаторы ашхабадских соревнований, показывая пальцами на пыльные бетонные плиты.
Они вполне резонно намекают на олимпийские объекты Рио-2016, «прославившиеся» срывом строительных сроков.
В Туркменистане такого просто не может быть. Это смертельно опасно. За ошибки люди отвечают головой.
Голова ответственного за стройку олимпийского городка крепко сидит на плечах. Ей ничего не угрожает. Это представитель турецкой компании «Полимекс», которой выпал счастливый билет: она в одиночку возводит все объекты, осваивая сумму в 5 млрд долларов. Это, конечно, гораздо меньше, чем потрачено на Олимпиаду в Сочи.
«Полимекс» работает по принципу «график, у меня есть график, а все, что не по графику…». В противном случае можно прогневать президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Здесь он император, царь и король в одном лице. Именем короля и обеспечивается железная дисциплина. Как у почти любого явления, в этом есть свои плюсы и минусы.
Существует много мифов о Туркменистане. Они похожи на мифы про Северную Корею. Какие сказки про Ашхабад — быль, а какие — плод больной фантазии?
Литр бензина за 10 рублей
Сила в правде, ведь так? С нее и начнем.
Слово «президент» нужно обязательно сопровождать эпитетом «многоуважаемый». У лидера страны больше ста различных титулов, он автор множества книг, среди них работы о лекарственных травах Туркменистана.
Когда местные журналисты берут интервью у иностранных коллег, обязательно просят поблагодарить президента. За что? Объяснения в данном случае не требуются. Добродетель нацлидера — абсолютная истина для любого туркмена.
Все очень дешево, за 25 рублей можно купить огромное пирожное и чашку кофе в ашхабадской кулинарии. Литр бензина стоит 10 рублей. Для оплаты лучше использовать наличные, карточки — диковинка, аппараты не работают.
Аккуратность, чистота, белый цвет, строгое соблюдение правил, скромность. Это тоже характеристики Туркменистана. Но нельзя забывать о фасадности. За красивыми фасадами часто скрыты большие проблемы. Или не спрятаны?
Развеем несколько мифов.
Cчитается, что туристов повсюду сопровождают местные кгбшники. Однако группу журналистов из Лондона, Атланты, Турина и Петербурга, отправившуюся на такси поглядеть на археологические раскопки какого-то древнего города, внутренняя разведка обошла стороной.
Более того, можно было миновать кассу, бесплатно бродить по раскопкам и трогать руками экспонаты более чем тысячелетней давности. Гид торжественно объявил себя последним императором одного из древних народов, после чего американцы и англичане, опасливо переглянувшись, попросились обратно в отель.
Удивило, что женщины в Ашхабаде одеваются не так уж строго. Мужчины ходят не в халатах, а в деловых костюмах.
Кто примет Олимпиады 2024 и 2028 годов?
— Нам пришлось перевернуть мозги людей, чтобы запустить нормальное строительство, — поделился один из руководителей проекта Ашхабад-2017.
Проведение крупных соревнований — всегда путь к обновлению. Пример перезагрузки для Туркменистана — подготовка к Олимпиаде в Сочи. Для того, чтобы перенять успешный российский опыт, на медиафорумы туркмены приглашают представителей ОКР, которые доносят очень простую истину: да, потрачено много денег, но построен новый современный город для будущих поколений, 367 км дорог, 200 км рельсов, 25 тысяч мест в комфортабельных отелях.
— Наш президент, как и ваш, активно поддерживает развитие спорта, — зачитывает Даянч Гулгелдиев, шаг за шагом осваивая английские слова. — Спорт — имидж Туркменистана на международной арене, мы приглашаем гостей и открываемся миру. Когда лидер нашей страны осматривал объекты для Азиатских игр, он отметил, что мы вполне способны провести и более масштабное мероприятие, то есть Олимпиаду. Пока у нас мало опыта, но мы учимся и перенимаем опыт у других успешных проектов.
Вот так. Ашхабад успешно учится у Сочи и уже планирует подать заявку на проведение Олимпиад 2024 и 2028 годов. Петербург, тем временем, варится в собственном соку и почти десять лет возводит самый дорогой стадион на планете. В олимпийской гонке-2024 Северная столица точно не примет участия, а на 2028 год есть более интересный кандидат — Казань. Этот город успешно доказал свою состоятельность еще в 2013 году во время Универсиады. У Питера таких доказательств нет.
Ашхабад
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»