• Сотрудник коммерческого отдела английской премьер-лиги Дэн Джонсон: Владеть клубом выгодно и приятно

    10.04.07 16:00

    Сотрудник коммерческого отдела английской премьер-лиги Дэн Джонсон: Владеть клубом выгодно и приятно - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Английский футбол бьет один коммерческий рекорд за другим. Не успели подсохнуть чернила под рекордно дорогим контрактом премьер-лиги с телеканалом Sky (1,6 млрд фунтов на 5 лет), как в Лондоне торжественно открылся стадион «Уэмбли» – и тоже рекордно дорогой (общая смета, включающая выкуп земли, снос старой арены и строительство новой, превысила 800 млн фунтов). Уже и не верится, что в конце 80-х клубные владельцы в Англии не знали, как свести концы с концами, на стадионах гибли люди, а в угоду тогдашним болельщикам на поле выходили футболисты только с белым цветом кожи… Сейчас и публика поменялась, и стадионы, и владельцы. Дэн Джонсон, один из сотрудников коммерческого отдела премьер-лиги, по-чиновничьи называет эти перемены «реформой английского футбола» и рассказывает корреспонденту «Спорта», как ее удалось провернуть.

    На Мердока не надавить

    – В Европе достаточно интересных и сильных национальных чемпионатов. Но английский футбол продает себя значительно дороже соседей. Как это удается?
    – Я думаю, что мы просто были первыми. В Англии приняли несколько ключевых решений, которые и повлияли в конечном счете на рост популярности футбола. Сейчас нашу модель пытаются копировать в других странах, и она работает. Мы ушли вперед за счет того, что реформировали систему раньше остальных.

    – В чем была суть этих реформ?
    – Я бы назвал три фактора: во-первых, клубы элитного дивизиона выделились в отдельную структуру – премьер-лигу – и получили возможность продавать свои права обособленно. До 1992 года схема выглядела так: играли 92 команды в четырех дивизионах, телевидение им что-то платило, но это была сущая ерунда. К тому же делилась эта сумма на всех участников, поэтому можете себе представить…

    – Помните, какая была сумма?
    – Да смешно! В 1991 году они получили от телевидения 11 миллионов фунтов и еще 2 от спонсоров. Не индивидуальных, а тех, что имели контракт с Футбольной лигой. Итого 13 миллионов на 92 команды. Естественно, с созданием премьер-лиги появился пакет, привлекательный и для спонсоров, и для медиа. Это отразилось на доходах мгновенно: первый же контракт премьер-лиги со спутниковым телеканалом Sky исчислялся сотнями миллионов. Причем Мердок, владелец Sky, сам вступил в переговоры с клубами, его даже искать не пришлось.

     

    – Откуда у него была уверенность, что игра стоит свеч?
    – Вообще-то, лучше спросить у него, но в принципе, Мердок к моменту входа на английский футбольный рынок уже имел за плечами опыт работы с телеправами на американский футбол, баскетбол и что-то еще, по-моему… В общем, в Штатах он успешно продавал спорт через платные каналы. Ну и, видимо, решил, что в Англии этот бизнес тоже должен работать. И здесь, кстати, кроется второй фактор, если говорить о реформе английского футбола. Мы пошли на то, что чемпионат стал платным, выдержав серьезное общественное давление. Но люди хоть и ворчали, а на Sky подписывались, поэтому каждый следующий контракт премьер-лиги с Мердоком был на порядок выше предыдущего. В футболе появились деньги.

    – Так в Англии тоже протестовали против того, чтобы футбол показывали по спутниковому каналу? Эта тема очень актуальна сейчас для России…
    – А она актуальна везде. Было что-то бесплатное, и вдруг за это просят заплатить – вы же понимаете, что такой метаморфозе нигде не обрадуются, не только в России. Были, были недовольные. И даже существовал риск, что примут какое-нибудь политическое решение.

    – Надавят на Мердока, заставив поделиться правами с каким-нибудь открытым каналом?
    – Что-то в этом роде, да. К счастью, на Мердока было очень сложно давить. Его сигнал распространялся не с территории Великобритании, а из Люксембурга. Оттуда шел на спутник «Астра», с которого – уже английским потребителям. И даже если бы британское правительство издало закон, запрещающий показывать футбол по платной подписке, – как это могло повлиять на Sky? Они же вещают из Люксембурга! Запретить британцам устанавливать тарелки и ресиверы?

    – Долго продолжалось это недовольство?
    – Нет, все очень быстро осознали, насколько доступней стал футбол. Я поясню. Вот у вас в России чемпионат показывают на открытом канале?

    – В том числе.
    – И много матчей из тура можно увидеть на таком канале?

    – В прошлом году – все матчи. В этом меньше, поскольку основной владелец прав – спутниковый канал.
    – Так вот, в Англии, до тех пор пока правами не завладел Sky, чемпионат транслировали в основном по BBC. За весь сезон они могли показать 6–7 игр. Топовых, разумеется, но что такое семь трансляций в год? И вдруг появляется возможность видеть весь чемпионат. С хорошей картинкой, с профессиональным комментарием, с детальным разбором матчей и так далее. Поэтому недовольство как-то быстро сошло на нет.

    Стадион должен быть комфортным

    – Итак: образование премьер-лиги, платное телевидение – что еще?
    – Стадионы. Хронологически этот фактор вообще надо было поставить на первое место, потому что их модернизация в Англии началась еще до того, как образовалась премьер-лига. Да и по сути это было самое важное в реформе, в том, что сегодня английский чемпионат стоит столько, сколько он стоит, а будет еще дороже.

    – Реконструкция стадионов у вас началась после нескольких трагедий, случившихся на футбольных матчах?
    – Совершенно верно. То обрушение трибун, то пожар – и всякий раз с многочисленными жертвами. 80-е годы как-то сейчас вспоминать не принято, но именно из-за того, что наш футбол находился тогда в самой низшей точке своего падения, и последовали глобальные перемены. Стадионы сделали полностью сидячими, поставили ограждение между полем и трибунами, установили камеры слежения – это в качестве первых шагов, причем спущенных клубам директивно. А потом уже сами клубы взялись за реконструкцию, поняв: стадион должен быть комфортен, удобен и безопасен. Тогда и публика начнет приходить немного другая, и билеты можно будет продавать дороже.

    – Вы справились с проблемой футбольных хулиганов за счет того, что резко выросли цены на билеты?
    – Частично да. Но вам ни один футбольный чиновник в Англии не скажет, что проблема хулиганов решена. Они никуда не делись, просто все свои акции теперь планируют не на стадионах, а где-то на окраине Лондона, скажем, или Бирмингема. На матче им сложно что-то сделать, потому что поиск провинившегося ведется очень эффективно. Везде камеры, места сидячие, а стало быть, разглядеть лицо хулигана можно довольно легко. А закон очень жесткий, его приняли после Евро-2000, на котором много проблем было с нашими фанатами. Так что теперь люди понимают: нужно вести себя нормально.

    – Жесткий – это какой?
    – Ну вот вам для примера совсем недавний матч «Тоттенхэм» – «Челси». Болельщик, который выбежал на поле, не сможет теперь ходить на футбол в течение трех лет. Больше того, он не может покидать страну в течение всего этого времени. То есть может, но ему нужно собирать всякие бумаги и приносить их в полицию, доказывая, что цель поездки – не футбольный матч, а, скажем, какие-то семейные обстоятельства. Иначе его не пропустят через границу.

    – А если он все же проникнет на футбол?
    – Если его там опознают – это уже шесть месяцев тюрьмы. Конечно, обмануть можно. Но система контроля очень эффективна, и мало кто рискует. Вот, например, на чемпионат мира в Германию мы запретили ехать 3700 болельщикам. Из них всего двое попытались нарушить этот запрет. Двое! И одного выловили в Чехии – он как-то там добирался на перекладных. А другой, половчее, даже в Германию умудрился попасть, но там его все равно поймали и депортировали. Оба отсидели по полгода.

    Новые владельцы

    – Английскими клубами все чаще интересуются американцы. Тремя уже владеют. На очереди чуть ли не лондонский «Арсенал». У вас не боятся, что рано или поздно премьер-лига станет фактически американской и начнет развиваться по их правилам и представлениям?
    – Американцы ничего не понимают в европейском футболе. Но они знают толк в бизнесе и в том, как делать деньги на спорте. Они идут сюда не для того, чтобы менять премьер-лигу, просто люди хотят заработать. Лига в нынешнем виде дает такую возможность. Кроме того, очевидно, что с годами все это будет стоить дороже. Какой смысл тогда что-то менять? Тем же американцам?

    – То есть у вас надежда только на здравый смысл заокеан­ских клубных владельцев?
    – Нет, почему? Премьер-лига – она хоть и сама по себе, но Английская футбольная ассоциация (FA) все равно имеет над ней серьезную власть. И если, допустим, клубным владельцам придет в голову какая-нибудь идея, скажем, они захотят, чтобы вратарь отбивал мячи бейсбольной битой, FA легко заблокирует это решение. Для этого у нее есть привилегированная акция, или «золотая» акция, как ее еще называют. Но за 15 лет существования премьер-лиги FA ни разу не пользовалась этим инструментом при голосовании. Все вопросы решались на уровне переговоров.

    – Что же, любая покупка английского клуба – это всего лишь обычный бизнес, как покупка ресторана или гостиницы?
    – По-разному. У американцев, насколько я понимаю, именно такая мотивация. Для Абрамовича это уже не бизнес, по крайней мере сейчас. Он слишком много вложил в «Челси», чтобы вернуть деньги в обозримом будущем. Я бы две причины выделил: одни владеют клубами, потому что это выгодно, другие – потому что приятно. Но преимущество английского чемпионата в том, что две эти причины можно совмещать. То есть не платить за свое удовольствие, а зарабатывать на нем.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»