• Спаллетти перепутал Европу с Россией

    18-й тур. Приговор Валерия Рейнгольда

    04.12.13 15:35

    Спаллетти перепутал Европу с Россией - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    (Фото: ФК «Зенит»)

    Валерий Рейнгольд, полузащитник московского «Спартака» 1960–1970-х годов, постоянный эксперт «Спорта День за Днем», анализирует последние события, произошедшие в российском футболе.

    Нет контакта между игроками и тренером

    В «Зените» что-то творится — заметно давно. Какой-то тихий бунт, как на корабле. Вроде никто ничего не кричит, не пищит, не орет, а вредительство идет. Думаю, во всем этом так или иначе виноват Лучано Спаллетти.

    Человек задумал перестраивать команду по ходу сезона, получается не очень. Он тронул группу игроков, которые много сделали для «Зенита». Ну и «Зенит», конечно, кое-что для них сделал. Все взаимно. Все эти люди обозначены в СМИ.

    Если вернуться на месяц назад, тогда казалось, что «Зенит» обеспечил себе отрыв, остальным осталось лишь глядеть ему в спину. Но… расшатали основу. Камни разбросать просто, а собрать тяжело, ведь они лежат в разных местах.

    Спаллетти, мне кажется, перепутал Италию с Россией. Здесь менталитет людей совсем другой: они переживают друг за друга, стоят горой — не как иностранцы. Втихаря ничего не сделаешь. Попробовал Спаллетти отдвинуть Малафеева, наступить на Анюкова, сразу образовалась «группа недовольных». И с ней справиться труднее, чем с кем-то одним. Началось все с ухода Денисова, закончилось непонятной игрой «Зенита», который растерял преимущество. Многие футболисты, как мне кажется, играют с прохладцей. У кого-то — травмы на ровном месте. Что это такое: за сборную Широков играет, за «Зенит» отказывается? Нет, словом, нужного контакта между игроками и тренером.

    Наложить шовчик — пусть заживает

    В моей карьере такого не было, потому что футболисты, с которыми я играл, говорили с тренером на одном языке. Это очень важно. Спаллетти намного сложнее. То, что говорит переводчик, до ребят не доходит. Сто процентов! Это разговор через посредника. Можно тому же Широкову сказать что-то резкое на русском — вы понимаете, о чем я говорю, а можно вежливо через переводчика попросить его выйти на поле и немножко побегать. Разница существенная. Думаю, скандал разгорелся вокруг кого-то или чего-то, и бывалые игроки «Зенита» грудью встали на защиту своих интересов. Все это перекинулось на футбольное поле. Мне кажется, иностранцы, приглашенные в «Зенит», почувствовали себя в привилегированном положении. За них заплатили много денег, они всегда играют. Все это могло вызвать недовольство, отразиться на атмосфере. Надо, конечно, посмотреть, как ведут себя футболисты «Зенита» в быту. Связывает ли их что-то, кроме мяча.

     

    Спаллетти ведь ничего еще не проиграл. Имеет все шансы вывести «Зенит» в плей-офф Лиги чемпионов. Да и в чемпионате России ничего не потеряно. Все зависит от того, есть ли у итальянского тренера стопроцентная поддержка руководства Газпрома. Если доверие пошатнулось и руководство решит, что надо избавляться от Спаллетти, весны никто ждать не будет. Ну а если климат в команде не такой плохой, как говорят, никакой революции, считаю, не нужно. Не надо бередить рану. Что больно, надо отрезать, а что не очень больно, — наложить маленький шовчик, перехватить бинтиком, и все. Пусть заживает.

    Можно и на шашлык съездить, выпить

    Мое личное пожелание Спаллетти — успокоить команду. Собраться, поговорить честно обо всем. Коллектив — сложная штука. С ним надо бережно. Стараться, чтобы ничего не выплыло наружу.

    В прежние времена мы могли рвануть всей командой на шашлычок, к озеру. Могли и выпить, если игр не было. Все же живые люди. Любой профессиональный спортс­мен может «хлопнуть» сто грамм водки и снять с себя какой-то груз. Никакой тренер, начальник в такой ситуации не нужен. Я, например, не могу представить себя на одной полке в бане с Карпиным. Чтобы он пил томатный сок, а я кружку пива. Лучше самим игрокам собраться. Начальство раньше это поощряло: пусть ребята поговорят. Главное, пойдут ли на пользу «посиделки»? В такие моменты все обиды, «непонятки» наружу и выползают. На трезвую голову кто же тебе что расскажет? А так удается прийти к общему знаменателю. И заканчивается обычно призывами: что, дескать, ребята, мы дурака валяем? Выйдем и «грохнем» ближайшего соперника! И остальных за ним. Все зависит от отношений в коллективе. Другое дело, опять-таки мешает то, что половина команды — иностранцы. Нам-то, русским, проще: кого-то хлопнешь по заднице, кого-то пихнешь как следует, чтобы проснулся, третьего вообще поцелуешь в макушку — и ему достаточно. Как быть с иностранцами, даже не знаю. Но на фоне такого общения потом легче найти общий язык на поле.

    Еще плохо, что в «Зените» нет игрока, на которого можно опереться. В любом топ-клубе должен быть лидер. С которого ребята берут пример. Не так, что он Робин Гуд, а остальные у него в подчинении, нет. Просто должен быть авторитетный игрок. Таким для меня, например, в «Спартаке» был Игорь Нетто. Подражать я ему не мог как игрок, потому что он был выдающийся футболист. Но тянуться к нему, отдавать всего себя футболу, как делал Нетто, считал своим долгом.

    В Ленинграде тоже были личности — Завидонов, Бурчалкин, Садырин. Люди своей игрой подавали пример. «Зенит» ведь не был тогда выдающейся командой, не занимал первых мест. Но стадион Кирова — самый большой в стране в шестидесятые-семидесятые годы, там помещалось больше ста тысяч человек — всегда заполнялся. Вот вам пример: можно не выигрывать золотые медали, но отдавать всего себя футболу, и зрители это оценят.

    «Зенит» перестал быть классной командой

    А сейчас «Зенит», сами видите, как играет. Отскочил в матче с «Тереком», просто отскочил! Как же можно приехать играть матч прямо из аэропорта? И это после такой неудачной серии, когда конкуренты сели на пятки. Почему было не приехать в Грозный заранее, не сходить там на экскурсию, погреться на кавказском солнышке, не пообщаться между собой? Гостиница не устроила? Но так это непрофессионализм служб, ответственных за размещение команды. Не Спаллетти же должен бронировать номера. Понадеялись, получается, на авось.

    Приезжать в день игры, да еще на ранний матч — смерти подобно. Нужно отдохнуть перед игрой хотя бы несколько часов. Не думаю, что мадридский «Реал» приезжает в Овьедо или Валенсию за час до игры. Что они, враги сами себе, что ли?

    За месяц все «Зенит» растерял! Это говорит о том, что «Зенит» перестал быть классной командой. Думал, что оторвался — и можно курить в матчах с «Амкаром», «Ростовом», «Тереком». Но три очка просто так никто не отдаст. Классная команда должна выходить и «барабанить» каждый матч от и до, невзирая на статус соперника. Это профессиональный подход.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»