-
Спастись от бумеранга
Илья Казаков о том, кого иностранец заменит в сборной России18.11.15 22:28
Когда-то, уже, наверное, давным-давно, было совершенно ясно, кто у нас будет играть в сборной на флангах. Жирков слева, Анюков справа — и никаких иных вариантов. Они оба были безальтернативны — что для Гуса, что для Дика — и это казалось совершенно нормальным. Мы знали точно: могут меняться другие защитники, хавбеки, форварды и даже вратари, но оба крайка — это навсегда.
А потом все раз и закончилось. Три с половиной последних года позиция крайнего защитника в сборной была чем-то вроде переходящего знамени.
Козлов, Ещенко, Комбаров, Смольников, Жирков, Кузьмин, Шишкин, Щенников. Даже снова Анюков — если бы он не сказал пару недель назад Слуцкому что не готов приезжать на товарищеские матчи. При всей относительной стабильности на иных позициях.
Как это? Почему? Резкая смена приоритетов, вызванная, например, тем, что у Капелло крайние защитники должны были играть максимально близко к бровке, а Слуцкий, напротив, предпочитает более компактную защиту, без растянутости последнего рубежа обороны по всей ширине поля?
Или просто конкуренция, более сильная, чем у представителей любых других амплуа в сборной? Ведь если вспомнить, каждый раз, когда в последние годы у нас появлялись новые игроки на позиции крайнего защитника, это воспринималось как должное. Не было ни одного игрока, кого бы встретили с недоумением — будь то дебют или возвращение в сборную.
Несколько дней назад Слуцкий достаточно позитивно высказался о теоретической натурализации футболиста для сборной. Это было сказано без конкретики и лично мне, например, сложно понять — что именно хотели спросить у тренера, если в вопрос изначально вкладывался смысл. Речь о том, чтобы предоставить российское гражданство кому-то из тех легионеров, что сравнительно давно играют в России? Или о том, чтобы пригласить в сборную кого-то из уехавших на Запад с родителями в раннем детстве и оттого сохранивших русские корни и говорящих на русском? Насколько знаю, у Юрия Красножана, когда он возглавлял вторую сборную, был список из нескольких десятков имен таких игроков. Их фамилии мало что говорили болельщику, но там, как понимаю, была задача не коврового, а селективного отбора. Просеять большой пласт футболистов на тренировочном сборе — то есть сделать примерно то же самое, что когда-то Красножан осуществлял с нальчикским «Спартаком», когда на первый сбор у него ехали малоизвестные кандидаты в команду.
У Слуцкого, насколько я понимаю его футбольную философию, никогда не было подобного подхода к проблемам дефицита игроков. Те кадровые ошибки — даже не ошибки, а скорее, неточности, что допускал при нем ЦСКА в своей трансферной политике, — были единичными. Игрок мог не подойти, но это была уже его собственная проблема — что он не раскрылся в достаточно комфортных условиях. Будь то Цубер, Витинью или Алиев. ЦСКА может позволить себе иногда стрелять мимо мишени. Или, вернее, в мишень, но холостыми.
ЦСКА, но не сборная. Особенно когда дело касается не просто новичков, а новичков натурализованных. Такая история должна быть многократно и тщательно продумана, прежде чем вести речь о начале эксперимента. Глупо брать иностранца на перспективу, он должен начать играть сразу и он должен играть долго — иначе будет слишком много вопросов. Или, точнее, вопрос будет один, но он станет бесконечно возвращающимся бумерангом.
Матчем в Ростове и комментариями к нему Слуцкий, на мой взгляд, дал понять, что сегодня в сборной нет альтернативы двум игрокам — Акинфееву и Широкову. Искать замену Широкову — не с целью заменить, а с необходимостью иметь больший простор для творчества — задача не из простых. Поэтому если и задумываться о натурализации и иметь в виду ее как идею, а не ситуацию, когда появился талантливый игрок, желающий играть за сборную России и ему срочно нужно делать паспорт — вероятно, стоит думать о поиске футболиста схожего с Широковым амплуа. Как это сделать — вопрос, сложнейший. Поскольку вряд ли такие таланты оказались ненужными своим странам.
Когда в последнее время заходит речь о натурализации, в прессе называются одни и те же фамилии, преимущественно бразильские. Со временем та или иная кандидатура отпадает и общее внимание сосредотачивается на следующей. Сейчас почти все уверены, что натурализовать хотят Фернандеса. Правый защитник ЦСКА действительно хорош, слухам о мадридском «Реале» я бы верить не стал, но в нашем чемпионате он точно один из лучших игроков на позиции правого защитника. До прошлого года его можно было бы назвать лучшим, но за это время в футболиста высочайшего уровня вырос в «Зените» Смольников. И Фернандес теперь вряд ли может считаться задачей натурализации номер один.
Кто если не он?
Неправильный вопрос.
Мне кажется, нам в этой теме надо танцевать от обратного — не кто, а вместо кого?
Сегодня в сборной нет ни одной откровенно слабой позиции.
Ни одной. Что подтверждено результатами и игрой в последних матчах.
Тогда зачем?
Я не знаю. И Слуцкий, возможно, тоже не знает.
Потому что у него, помимо четкой оценки нашего чемпионата, есть перед глазами пример Черышева. Талантливого игрока, доказавшего это не контрактом с «Реалом», а игрой в «Вильяреалле». Абсолютно конкурентоспособного в Испании и пока с таким трудом ищущего себя и свое место в российской сборной.
Для меня Денис — отчасти натурализованный игрок.
Он вырос в Испании, он совершенный испанец по менталитету и облику. И даже в сборной он старается держаться отдельно, предпочитая общаться с Лодыгиным, тоже сформировавшемся во многом в заграничной жизни.
И при всем этом в Черышеве так много от русских корней. Но он с трудом адаптируется в сборной.
Думаю, Фернандесу, да кому угодно, будет еще сложнее.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»