• «Спорт» подводит итоги хоккейного года на внутрироссийской арене

    Под знаком перемен

    29.12.08 21:52

    «Большое видится на расстоянии», — сказал классик и, как это часто случается, был прав. Вполне возможно, что уходящий 2008 год станет переломным в истории нашего хоккея. Но сейчас, всего через четыре месяца после старта КХЛ, однозначно предсказать перспективы новорожденной невозможно. И все же будем оптимистами: надеюсь, эта лига, как и обещал Яромир Ягр, «поднимет игру на новый уровень». А потому — постараемся окинуть взглядом прошедшие 12 месяцев, чтобы получше запомнить год, родивший сильнейшую лигу мира, ну, скажем, второй половины XXI века.

    Январь

    Суперлига доигрывала свою последнюю «регулярку», а за пределами площадок уже вовсю обсуждали новый проект. Тогда его еще называли Открытая российская хоккейная лига, дивизионов планировалось два, а ФХР вовсю цеплялась за права на чемпионат России. Но главное — были озвучены основные положения будущего регламента, что позволило журналистам и болельщикам начать обсуждение проекта. Наибольшие споры вызвал пункт о максимальном игровом времени вратарей-иностранцев. В итоге лимит был смягчен, но не отменен окончательно. Говорят, это «пунктик» президента ФХР, бывшего голкипера Владислава Третьяка.

    Февраль

    «Салават Юлаев» стал последним победителем регулярного чемпионата суперлиги, КХЛ обрела название, Третьяк и Медведев вроде договорились, Омск начал мечтать о втором пришествии Ягра. А мытищинский «Химик» дал всем повод повеселиться. Новое название подмосковной команды — «Атлант» — успели просклонять все кому не лень еще до официального объявления о ребрендинге. Однако решение было принято, и к «холодильникам» потихоньку стали привыкать.

    Март

    В то время как определилось название нового трофея — Кубок Гагарина, — противостояние ФХР и КХЛ вышло на новый виток. Федерация то требовала с новой лиги денег за проведение матчей, то грозилась оставить проведение чемпионата России за собой. Но в конце месяца клубы и учредители КХЛ смогли облегченно вздохнуть: ушел в отставку генеральный директор ФХР Сергей Арутюнян, многими воспринимаемый как абсолютное зло российского хоккея.

    Апрель

    Суперлига ушла красиво. Последний розыгрыш плей-офф под эгидой ФХР подарил нам несколько драматичных противостояний и нового чемпиона — «Салават Юлаев».

    А КХЛ в это время успела сделать еще два шага к своему дебютному сезону. Во-первых, состоялась жеребьевка нового хоккейного чемпионата. Вопреки ожиданиям команды были распределены по дивизионам не по географическому принципу. А во-вторых, КХЛ подписала соглашение с профсоюзом хоккеистов, для работы в котором Андрей Коваленко даже завершил карьеру игрока.

     

    Май

    В последний месяц весны все внимание было, естественно, приковано к Квебеку, где проходил чемпионат мира. В наших же пенатах царило спокойствие. Клубы потихонечку комплектовались и привыкали к новому регламенту, Медведев продолжал выдвигать одну идею развития лиги за другой, а Шалаев анонсировал матч всех звезд. И все же от главного не отвертеться: самым значимым хоккейным событием на российской земле стал приезд чемпионского кубка. Это подтверждают и многочисленные торжественные мероприятия, и тур по городам страны самого трофея.

    Июнь

    «Глухой» с точки зрения российского хоккея месяц хорошими новостями не баловал. А вот безрадостных событий, к сожалению, хватало. На употреблении нандролона попался нападающий магнитогорского «Металлурга» Максим Мамин. А конец июня был омрачен скоропостижной кончиной одного из самых титулованных хоккеистов мира Виктора Кузькина. В свои 68 лет он выглядел на льду во время ветеранских матчей ничуть не хуже более молодых товарищей. К сожалению, больше игры этого великого мастера мы не увидим…

    Июль

    Перед официальным началом предсезонной подготовки клубы порадовали болельщиков громкими трансферами. Радулов «сбежал» в Уфу, Эмери переехал в Мытищи. И, без сомнения, главный переход года — Ягр вернулся в Омск. За сериалом «Яромир и «Ястребы»» с замиранием сердца следили не только во владениях губернатора Полежаева. Раздумья великого чеха напоминали ромашку «любит-не любит». И все же Ярдо сделал выбор в пользу КХЛ. Лига получила лицо и отличный пиар — повод для сравнения с НХЛ.

    Пока одни радовались, другим было не до веселья. «Автомобилист» стал первой жертвой нового регламента, строгого к финансовым возможностям клубов. Итог — КХЛ даже после мытищинского ребрендинга не осталась без «Химика».

    Август

    В последний предсезонный месяц мы наконец-то смогли увидеть новую лигу в деле. Регламент, ограничивший клубы в количестве подготовительных матчей, перекроил сетку и состав многих традиционных турниров. И все же главные столпы «предсезонки» остались. А в Москве даже разыграли новый Кубок мэра.

    Под конец августа КХЛ серьезно подмочила свою репутацию. Драфт отказов, не внесший абсолютно никаких изменений в заявочные списки команд, заставил задуматься о верности курса безоглядного копирования НХЛ. С другой стороны, заранее было объявлено о том, что нынешний сезон станет пробным, притирочным, а уж дальше все наладят как надо. Так что ждем.

    Сентябрь

    И он сказал: «Поехали!» Самый ожидаемый розыгрыш чемпионата России не мог начаться буднично. А потому уже 2 сентября был разыгран первый трофей КХЛ — Кубок открытия взял «Салават», расправившийся со своим недавним соперником по финальной серии «Локомотивом».

    Месяц стал очень богат на события как на льду, так и вне арен. Новый календарь и первые жалобы на него, двойное судейство и первые недовольные этой модернизацией, обмены с использованием драфт-пиков и скандальная отставка Герсонского, великолепный дебют Кицына и тысячное очко Яшина, грандиозные побоища во время матчей и непонятная драка Масальскиса после ужина, провалы лидеров и интервью-бомба Сушинского. Даже краткое и неполное перечисление говорит о насыщенности дебюта КХЛ. Сезон начался очень интересно и ярко.

    Октябрь

    В октябре тоже было много интересных и занимательных событий. Например, впервые в истории нашего хоккея были обнародованы платежные ведомости клубов. Кстати, не всегда верные, как потом выяснилось.

    Но, к сожалению, все затмила ужасная трагедия в Чехове. Жизнь Алексея Черепанова прервалась прямо во время матча. Забыть такое невозможно. Лига постаралась сделать выводы: прошли медицинские проверки молодые игроки, организован специальный Медицинский центр КХЛ, введен «паспорт хоккеиста». К сожалению, Черепанова уже не вернешь. Но память об этом талантливом спортсмене и светлом человеке останется. Вот и наша «молодежка» пообещала постараться выиграть золото чемпионата мира именно для Леши.

    Ноябрь

    В одиннадцатый месяц года в российском хоккее на первый план вышла финансовая сторона дела. И неудивительно: кризис уже успел показать себя во всей красе. Да и первый перерыв в чемпионате, похоже, позволил многим разобраться со своими счетами. Самая большая сумма фигурировала в «деле Герсонского». 17,5 млн рублей — не шутка, а потому «Авангард» намерен добиться отмены решения о выплате столь баснословной компенсации. Благодаря впечатляющему сравнению («тройные по сравнению с игроками»), информация о премиальных Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина в национальной команде всколыхнула СМИ. И, наконец, окончательно вышло из-под контроля казанского клуба «дело Зиновьева». Опальный центрфорвард даже обратился в КХЛ с мольбой о помощи, и был услышан. Лига выявила, что контракт Сергея нарушался клубом. Правда, что удивительно, не в смысле невыполнения, а наоборот — деньги «Ак Барс» выплачивал чересчур усердно. За что и поплатился расставанием с Зиновьевым без всякой компенсации. По крайней мере — официальной. Хотя переход Бадюкова в обратном направлении вполне может подсластить казанцам пилюлю.

    Декабрь

    Так как подвижек к лучшему на финансовых рынках не наблюдалось, а евро продолжал расти, денежная тема осталась главной темой российского хоккея и в последнем месяце года. Самый популярный вопрос в интервью — про последствия кризиса и сокращение зарплат. А заинтересованные стороны высказывали свои пути выхода из ситуации. Лига предложила урезать заработки хоккеистов, а профсоюз перевел стрелки на клубные администрации. Медведев говорил о целом ряде мер, а Ларионов высчитывал зарплату «сферического коня в вакууме».

    Другая популярная тема конца года — Евротур. Но и здесь всех интересовала не столько игровая составляющая сражений с финнами, чехами и шведами, сколько необходимость этого соревнования вообще. Коваленко от лица профсоюза предложил оградить своих подопечных от «лишних» игр, а сами «сборники» в один голос утверждали, что готовы на национальную команду последний выходной тратить. Фетисов говорил о реорганизации Евротура под «молодежки», а тренеры главной команды страны уверяли, что без этих матчей не смогут подготовиться к мировому первенству.

    В общем, год, как это часто и бывает, получился неоднозначным. Но, без сомнения, интересным. Часть вопросов неизбежно переносится на 2009-й — сезон-то в разгаре, и нас ждет первый розыгрыш Кубка Гагарина. Не обошелся уходящий год без печальных событий, но и они — неотъемлемая часть жизни. Остается только надеяться, что в предстоящие 12 месяцев поводов для грусти будет куда меньше. А уж за хорошим хоккеем дело не станет!


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»