-
Спортивный директор ФК «Тверь» Алексей Панфилов рассказал, как работает селекция в ФНЛ-2
Первый совместный вебинар «Спорта День за Днем» и «Футбологики»26.03.22 21:30
«Спорт День за Днем» вместе с «Футбологикой» начинает проект совместных вебинаров, нацеленных на развитие футбольных профессий и поиск ответов на всегда актуальный вопрос «Как найти работу в футболе?».
Мы слышали много хвалебных историй, как скаут видел звезду мирового футбола еще совсем ребенком, но не смог привезти его в Россию. Это может быть актуально для клубов большой величины. Однако не менее интересной может быть селекция во второй лиге. Можно ли на этом уровне работать с целью перепродажи футболистов? Как развивать молодых игроков и при этом ставить амбициозные задачи на сезон? Об этом и многом другом рассказал Алексей Панфилов, спортивный директор «Твери».
Как начать работу в футболе?
После завершения карьеры из-за травмы я понял, что нужно второе высшее образование. Поступил на вечернее отделение в МГИМО и пришел в «Зенит», где спортивным директором был Антон Евменов. Я сделал пару отчетов, после чего мне предложили работать скаутом по Москве. Совмещал работу и обучение в университете. Работа заключалась в составлении списков интересных молодых ребят плюс игроков со второй лиги.
Через полгода Антон позвал меня на сбор «Зенита»-2, после чего моя работа сосредоточилась на второй команде. Через год и чуть больше Евменов покинул «Зенит». Как это часто бывает, команда уходит вместе со спортивным директором. Так получилось и для меня.
Какой-то период я провел без работы. Просто смотрел футболистов и составлял списки для себя. Потом появился вариант с «Тверью», где я стал спортивным директором.
Чем отличается работа скаута от спортивного директора?
На должности спортивного директора ты держишь ответственность за результат. Прежде чем согласиться человек должен быть готов к этой роли. Я видел, как работает большая структура в «Зените». На примере Евменова понял, как должен работать спортивный директор.
Во второй лиге такая работа точно не оказывается простой. Например, у нас какое-то количество времени не было исполнительного директора. В тот момент большая бюрократическая работа легла на меня. В период трансферного окна мне пришлось научиться работе с программой заявки футболистов. Но это тоже большой и полезный опыт для меня. Доволен, что его получил.
Скауты «Твери»? У меня есть несколько ребят, которые мне помогают практически на безвозмездной основе, потому что пока у нас отсутствует ставка для скаута. Я вижу возле себя двух скаутов, которые помогли бы в моей работе. Но ситуация складывается так, что иногда даже в клубе РПЛ селекционный отдел состоит из одного-двух человек. Во второй лиге часто для этого не хватает бюджета, но «Тверь» стремится к этому и растет над собой.
Кейс ухода Вадима Гаранина и назначения Евгения Калешина
У Вадима Вячеславовича были предложения и летом, и зимой. Зимой он принял решение уйти. Перед нами стояла только одна задача – сохранить философию и идею. Наша команда играет в контроль мяча, агрессивный и атакующий футбол. У нас было несколько кандидатов на его замену. По ним я делал отчеты. В России не так много тренеров, играющих в контроль мяча, агрессивный и атакующий футбол. Дальше обсуждали кандидатуры с президентом. Потом встретились с Евгением Игоревичем. Он доверился нам, у нас оказалось схожее видение футбола. Ему понравилось, как мы видим развитие клуба. И он согласился на работу в «Твери» вместе со своим тренерским штабом.
Самое главное для нас было – придерживаться того же стиля игры после ухода Гаранина. Было неправильным уйти от контроля мяча к вертикальному футболу. Исходя из этого фактора и вели поиски нового главного тренера. Благодаря назначению Калешина наши рабочие процессы сильно не изменились, сохраняем хорошую атмосферу. Ребятам повезло, что работали с Вадимом Вячеславовичем, а теперь работают с Евгением Игоревичем, для меня – это два тренера, которые с течением времени будут работать в Премьер-лиге.
Как «Тверь» работает с аналитикой?
Изначально у нас был Антон Михашенок. Через месяц он покинул клуб по определенным причинам. Пришел Максим Ковалев, который теперь работает в ЦСКА. За ним работал Дмитрий Мантуш, ушедший с Гараниным в «Енисей». Для меня аналитики – это отдельная каста. Иногда я не понимаю, чем они занимаются. Наши аналитики работают внутри тренерского штаба, они смотрят соперников, изучают, находят их слабые стороны, то есть помогают тренерскому составу.
Для селекционного отдела мы попытались создать метрики для подбора игроков. Но это очень сложная система, которая требует, наверное, отдельного человека на эту должность. Плюс нужны чистые данные, а это дорогая история, непосильная для второй лиги. Но к этому тоже нужно стремиться, чтобы улучшить процесс селекции футболистов. Хотя допускаю, что это все актуально больше для клубов РПЛ, чем для второй лиги, где селекция происходит по остаточному принципу.
Какие цели ставит «Тверь»?
Мы хотим занять первое место в группе и выйти в ФНЛ. Но когда мы приходили, то у нас была выжженная земля. Школа слабо себя проявляла, были проблемы с инфраструктурой. Мы боремся с этим, потому что для развития нужен базис в виде инфраструктуры, интерната для школы, хороших полей для академии и стабильного финансирования. С точки зрения результатов мы двигаемся вперед и немного опережаем события, потому что инфраструктура, например, не готова. Сейчас этим вопросом занимаются. В следующем сезоне СШОР «Тверь» будет участвовать в ЮФЛ, хотим взять тренера-методолога, который работал бы с местными специалистами. Тем более, что в Твери обожают футбол. Значит, нужно все делать для этого региона, а тогда будет отдача. Но процесс выстраивания очень долгий.
Особенности селекции в клубе второй лиги
Селекцию в клубе второй лиги нужно рассматривать с той позиции, кого мы можем себе позволить. К нам могут поехать футболисты, которые мало играют в ФНЛ. Также нам интересны вторая лига, где мы играем, и молодежное первенство, где можно найти молодого футболиста, которого впоследствии можно раскрыть и продать за хорошие деньги. Но бесплатно взять игрока из топ-академии нереально, аренда нам не интересна. Можно следить за ЮФЛ-1, где могут появиться звездочки. Не нужно смотреть на их возраст, их действительно можно развивать. Плюс уроженцы стран ЕАЭС. Мы смотрим в основном Белоруссию, по советам агентов – казахов и киргизов. Очень тяжело охватить весь этот объем работы. Где-то можем что-то пропустить, но в идеале смотреть все по максимуму.
Я стараюсь смотреть каждую команду минимум по два раза. Обычно интуитивно сразу бросаются в глаза футболисты, которые могут быть нам интересны. Люблю смотреть игру живьем, тяжелее смотреть в Инстате. Когда я посмотрел, например, всю молодежную лигу, у меня выстраивается список по два-три игрока из каждой команды. Потом я смотрю, кого мы можем взять. Из «Зенита» можно даже не пытаться, потому что там игроки на профессиональном контракте, а из УОРа мы можем взять, как например Шипунова сейчас. Из «Сочи» забрали Мартового, а теперь за этими игроками следят клубы РПЛ и ФНЛ.
Мы брали футболистов практически из всех лиг России. Времени не хватает катастрофически. Все, что присылают агенты, отсмотреть не удается, поэтому смотришь тех, кого уже знаешь. Некоторые агенты могут предлагать игроков, которые совсем не подходят твоей команде. Значит, если ты потратишь время на этот отсмотр, то оно уйдет впустую. Соответственно, мы брали из ФНЛ (Илья Визнович), ФНЛ-2 (Никита Еременко), КФК (Кирилл Ушатов), молодежного первенства (Шипунов и Мартовой).
У нас есть даже канадец Амир Батырев. Он играл с Альфонсо Дэвисом. Во время пандемии в Канаде перестали играть в футбол. Отец у него русский, поэтому они начали выходить на российский рынок – так он попал к нам. Мы привезли его, сделали российское гражданство. Он хорошо выглядит, а теперь уже может выступать за сборную России.
Еще к нам приезжал камерунец 2005 года рождения. Могли сделать российское гражданство, но возникло много проблем. Мы пока не готовы брать игрока, который не может говорить по-русски. И родители приняли решение, что не будут переезжать в Тверь. Хотя футболист обладал отличными качествами. В данной ситуации в стране, когда мы можем потерять всех легионеров, можно идти таким путем, чтобы брать молодых иностранцев, а впоследствии натурализовать их. Но это очень сложно поставить на поток, нам скорее повезло с этим.
Здорово завоевать репутацию, чтобы перспективных качественных футболистов вам предлагали сами. «Твери» удалось сколотить такую репутацию. Сам ты можешь что-то пропустить, а кто-то со стороны всегда может обратить внимание на хорошего футболиста.
Как подписывать игроков в клубе второй лиги?
Я не принимаю решение один. Финальную оценку футболисту дает тренер. Взаимодействие тренера и спортивного директора очень важно. Ты не можешь привезти игрока, который ему не интересен. И здорово, если удается привезти игрока сначала на просмотр, когда тренер может увидеть всего его сильные и слабые стороны. У нас, например, часто складывалась ситуация таким образом, что взятые без просмотра футболисты по каким-то причинам нам не подходили.
Каких игроков ищет «Тверь»?
Всегда хочется найти идеального футболиста с хорошим игровым интеллектом, высоким объемом работы и интенсивностью, с техническим оснащением. Эти четыре параметра мы и просматриваем. Не обращаем внимания на физические данные. Нам важна работа с мячом, интеллект, объем и интенсивность. У нас много футболистов, которые в другой модели не будут играть.
По нашей команде я увидел футболистов, которые просто за счет тренировочной работы добавили в первом пасе и работе с мячом. Так что это тоже параметры, которые можно развивать. И у Гаранина, и у Калешина процесс был интенсивным, позволяющим расти над собой.
У «Твери» молодой состав? Наверное, существуют понятия опытных или неопытных футболистов. Но мы не разделяем их по возрасту. У нас есть молодые футболисты, которые на голову сильнее тех, кто каждый год выходит из ФНЛ-2 в ФНЛ, а потом опускаются обратно. Эти молодые ребята без опыта в профессиональном футболе на голову сильнее тех, кто каждый год добивается каких-то серьезных целей. Нам нужны футболисты-игровички, которые хотят развиваться. Не обязательно это должны быть футболисты, которые в прошлом году условно выходили в ФНЛ с «Текстильщиком».
В России хотелось бы больше ярких футболистов с нестандартым мышлением. Мы стараемся таких и искать. Мартовой и Шипунов не всегда получали игровую практику даже в молодежном первенстве, хотя они именно такие и есть. Надо отдать должное, УОР – школа, которая выпускает много интересных ребят, они работают с молодыми и работают по остаточному принципу. УОР именно работает с футболистами, в том числе индивидуально, благодаря чему там появляются качественные футболисты.
Как развивать футболистов?
Даня Мартовой объективно оценивает себя. Он никогда не снижал к себе требования. Хочет добиваться самых высоких результатов. Футболист должен быть готов к переходу наверх. Если он не понимает этого, то может перейти в клуб РПЛ и там потеряться. Мы с тренерским штабом всегда общаемся с футболистами индивидуально, делимся советами, потому что молодым футболистам нужно получать эти знания.
Мы совмещаем задачи по развитию игроков и последующей продажи с постановкой амбициозных задач по выходу в ФНЛ. Если будут предложения с Премьер-лиги, то мы сядем с футболистом и будем обсуждать варианты. Нужно адекватно оценивать ситуацию, чтобы понимать, будет ли он играть. И в любом случае нужно принимать такое решение, чтобы футболист в итоге был счастлив.
«Весна-осень» нужна во второй лиге!
ФНЛ-2? Для меня это непонятная реорганизация. Единственное, что мне понятно – у нас пять месяцев простоя зимой посреди сезона! Игроки сейчас сидят на четвертом сборе. У нас в лиге много молодых футболистов, им нужно как можно больше играть. Как можно не играть летом полтора месяца? Тут много вопросов, но я вижу, что молодые футболисты должны играть как можно чаще и на нормальных полях.
Как найти работу в футболе?
Нужна активность, нужно быть по-хорошему наглым. Я попросился на собеседование в «Зенит», сделал кучу тестовых заданий. Возможно, я тоже предложу тестовое задание. Хороших скаутов всегда ищут, они востребованы. Многие клубы сейчас понимают, что нужны полноценные селекционные отделы.
Образование? Я думаю, что это может помочь, но в данный момент лучше найти какие-нибудь европейские программы спортивного менеджмента, если есть возможность получить там образование. Но это дорогостоящая история. Пока можно довольствоваться лекциями зарубежных специалистов, например, Рамона Мончи, как он выстраивает селекционную деятельность. У таких гуру можно учиться.
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»