• «Спросите у Леонида Викторовича»

    «Спорт День за Днем» пытается собрать в целое фрагменты игры сборной России против Чехии

    02.06.16 18:49

    «Спросите у Леонида Викторовича» - фото

    Фото: РФС

    Журналисты футболу, безусловно, мешают. Это я безо всякого ерничества. От их вопросов и изысканий страдает чистота эксперимента, поскольку, выдавая в «паблик» все расклады, игроки и тренеры вынуждены либо кривить душой, либо сыпать штампами в объеме, которое не потянет ни один рассадник бюрократии в мире. Противостояние профессионалов и прессы напоминает сцену из «Хороший. Плохой. Злой», когда армии северян и конфедератов — каждые со своей правдой  контролируют никому не нужный мост. Лучше бы его взорвать, наконец, и начать Евро-2016.

    Лучше, чем Верхейен?

    Чехи жалуются, что Павел Врба с ними воюет. Снимать и говорить нельзя, а при официальном общении тренер постоянно ссылается на плохих журналистов. Мы такое много где проходили, но сейчас это, как будто, не наш случай. Атмосфера в сборной и вокруг нее — «по Слуцкому». Все вежливы, в повседневности открыты, ощущения дула в затылок нет и в помине. При этом, «прозрачность» в непосредственной оценке готовности сборной также напрочь отсутствует. Подозреваю, что и у самого Леонида Слуцкого тоже. Также подозреваю, что он от этого сам весьма нервничает. Но интеллекта хватает на работу это не переносить.

    Для начала примем два факта, как аксиому. В первом полугодии уровень игры любой сборной всегда далек от идеала — финиш чемпионатов и редкая возможность сыграться тому виной. Второе — то самое слово «нагрузки», на которые в Бад Рагаце в шутку списывают даже неожиданно срывающийся с облаков дождь. На что именно направлены эти нагрузки и когда сборная России, благодаря им, должна заиграть, как на Евро-2008 — официально никто не скажет. Есть только вера в Паулино Гранеро, который, есть основания полагать, невысокого мнения о «волшебнике» 2008-го Раймоне Верхейене. А значит, он может еще лучше, раз Слуцкий считает, что все задачи на сборе «выполняются неукоснительно».

    После Инсбрука мы знаем, что из-за нагрузок не удалось провести показательный матч. Вопросов нет — никто и не ждал чудес на этом этапе. Пусть чехи к итоговым 1:2 были чуть ближе, чем Россия к 2:1, принципиально за 11 дней до Евро это мало что меняет. Или меняет?

    Разрез Орнеллы

    В словах Слуцкого стало немало нестыковок. Перед отъездом на игру тренер утверждал, что у него нет времени на эксперименты, тем более, у сборной всего две товарищеские игры. Выход «резервного» Торбинского на левую сторону выглядит шире любого разреза на платье Орнеллы Мути. При трех номинальных левых защитниках место в важном репетиционном матче получил того, кого тренер изначально на чемпионате Европы не видел. 

     

    Торбинский сыграл, как мог. Впереди что-то получалось, но это умеет и Комбаров. Роль Щенникова при всех раскладах остается теневой, и это добавляет удивления. Проблемную позицию чехи мяли и тискали, как поклонникам той же Орнеллы Мути и не снилось. Самое неприятное, что похожая страсть к итальянскому кино проявилась и на правом краю обороны, где, казалось, лучше Смольникова никого нет. Игорь состязание с Крейчи провалил. Видимо, как раз потому, что сборная не собиралась, согласно тренерским обещаниям, играть «от соперника». Леонид Викторович, прошедший с ЦСКА «Спарту», не мог не знать — даже если давать Крейчи отступ в шаг, он все равно тебя «порвет». Что и радостно проделывал все 90 минут со Смольниковым, который «в тело» не играл. 

    Вторым сюрпризом для системы российской обороны стал выход Нецида. Эта палка стреляет далеко не всегда, но фактора «несвежих ног» хватило, чтобы дважды потерять его в простых ситуациях. Если такие эпизоды, которые привели к голам, повторятся при ногах «свежих», можно будет говорить уже не о физиотерапии, а о не совсем правильно спланированной подготовке всего лишь с двумя контрольными матчами. Да и тем, кому захочется поговорить о сомнительном комплектовании сборной, тоже платок на рот не накинешь. 

    Давать оценки эксперименту под названием «Кокорин-Смолов-Дзюба» пока рано. На самом деле, при должном движении (а в матче с Чехией тройка частично его давала) это сочетание имеет шанс выстрелить. Но для этого, как совершенно справедливо говорит Слуцкий, нужно привести к общему знаменателю функциональное состояние всей команды. Если Павел Врба жаловался, что в первом тайме его команда использовала слишком много передач поперек и назад, что делать нам, так и не решившим вопрос в опорной зоне? При этом, Врба говорит, что у его команды стал получаться переход в атаку после перерыва, когда соперник «расставился» пошире. Здесь снова впору вспоминать подстреленного аиста, которого мы видели в марте в Париже. Хвост вытаскивали, увязала голова. Пыталась сборная играть системно и плотно, ее рвали первым же удивительным для российского чемпионата ускорением. Использовала свои козыри в нападении — французы в ответ пользовались той самой шириной, о которой говорит Врба.

    У Капелло не спросишь

    Минус Дзагоев и Широков — это очень много, чтобы делать вид, будто ничего не случилось. При таких потерях можно не впечатлить, даже если нагрузки — в далеком прошлом. Отбери у Чехии Росицкого и Дариду с Плашилом, она могла бы и вовсе не поехать на Евро. Тем более логично, что на «несвежих» ногах любые мудрости на поле рискуют превратиться в глупости. То есть, в обрезы и потери. Этим Россия страдала в Инсбруке после многочисленных замен. И слегка притормаживала, пока Иванов в первом тайме присматривался к перемещениям Шатова и «большой тройки». Нельзя сказать, что у грозненца не получалось ничего — его голова и дар предвидения вполне способны компенсировать недостатки взаимопонимания и движения. Но самое опасное, что есть во всей этой истории — время. Которого нет. И эксперименты, на которые, как утверждается, нет времени.

    То же касается и Игоря Денисова. Полагаю, никому не нужно объяснять, что без него было бы тяжелее чуть ли не больше, чем без Дзагоева. Погоня за универсализацией постепенно убивает в футболе узких специалистов, которые, на самом деле, дают свободу всему живому на поле. В случае с Игорем это, правда, парадоксально — ведь в «шестерку» Денисов превратился из мобильного атакующего хава. У «зенитовца по крови» убийственная мотивация проявить себя в кратчайшие сроки — ему нужен новый клуб и, возможно, отфильтрованная репутация. По игре на «Тиволи» казалось, что в начале второго тайма Денисов постепенно глохнет — гол Росицкого пришел, когда опорник слишком доверился Смольникову в борьбе с Нецидом. Но было видно, как Игорь через силу пытается достать из себя больше, чем может в данный момент, и даже стал брать на себя ведение игры, когда остальные растворились в не совсем наигранных сочетаниях. Если именно Денисова коснется производная от веры в скорейший выход из-под нагрузок и он наберет нужную форму в кратчайшие сроки, сборной (она, кстати, из-за вирусной инфекции осталась без Игоря в Париже) будет легче обрести как баланс, так и свое лицо. Которое пока словно скрыто под паранджой. 

    Футболисты и штаб Слуцкого поддерживают интригу в наших ожиданиях. Не говоря уже о самом главном тренере, которому, кажется, надоело метать бисер на пресс-конференциях. Сергей Овчинников и Алексей Березуцкий на вопрос о цели нагрузок и прочих планах чуть ли не хором предлагали обо всем «спросить Леонида Викторовича». А у него не спросишь. Потому что он не может давать ответы, которых сам не знает. Даже Фабио Капелло до 2010-го толком не понимал, как именно готовить команду к скоротечному турниру, когда самая продуманная работа может пойти на совок из-за одного лишь матча, или даже эпизода. И не сильно прибавил в этом к 2014-му.

    Поэтому лучше бы уж Евро поскорее начался. Вместе с ним уйдут и нагрузки. 

    Инсбрук — Бад Рагац


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»