• Стабильный Борис Абрамович

    21.09.07 16:02

    Стабильный Борис Абрамович - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В прогнозах относительно исхода мексиканского чемпионата мира, пожалуй, только старейшего участника турнира – 39-летнего Бориса Гельфанда – не называли претендентом на победу.

    Двадцать лет назад, в 1987 году, он, тогда еще минчанин, выиграл юношеский чемпионат Европы, в следующем году повторил свой успех и стремительно ворвался в шахматную элиту. В 1990-м его фамилия появилась в десятке лучших по рейтингу, тогда же он вышел на 2700. В том же году, на последней, победной для СССР шахматной Олимпиаде Борис успешно играл на второй доске и стал чемпионом. Затем пошли успехи в претендентских матчах (в 1994-м он обыграл Крамника), стабильные выступления в международных соревнованиях. Однако с годами первых мест становилось поменьше, Бориса из первой мировой десятки стали теснить молодые шахматисты, но ниже второй гроссмейстер, переехавший в 1998 году в израильский городок Ришон-ле-Цион, никогда не опускался. За Гельфандом закрепилась слава высококлассного профессионала, правда, трудно вспомнить, когда он выигрывал что-то серьезное на «морально-волевых» качествах.

    И вот в Мехико, судя по всему, отлично подготовленный Борис Абрамович, на которого не давит честолюбие, в шестом туре догнал лидера!

    В партии с Морозевичем игравший белыми Гельфанд сначала получил перевес, но после остроумной жертвы качества, предпринятой Александром, позиция стала примерно равной. Но уже вторую партию подряд москвича подводит ход пешкой h7 – h5 – после него соперник нашел прекрасный перевод ладьи на четвертый ряд и к 50-му ходу, преодолев сопротивление соперника в небезошибочном эндшпиле, довел партию до победы. Нежданно-негаданно у Гельфанда – четыре очка из шести при двух победах и отсутствии поражений!

    Столько же в активе Ананда, продемон­стрировавшего в партии с Леко, как можно сделать ничью, проведя недолгое время за игровым столом. Соперники в одном из вариантов Испанской партии сделали 21 известный ход и на этом закончили упражнения.

    Как всегда, играя черными, чемпион мира Крамник тоже не возражал против ничьей, на этот раз в партии с Ароняном. Владимир является одним из лучших знатоков Каталонского начала, что он еще раз и продемонстрировал. К счастью для Левона, вариант с временной жертвой пешки автоматически приводил к равному эндшпилю, желания играть который соперники не продемонстрировали – ничья на 22-м ходу.

    Настоящую битву разыграли россияне Грищук и Свидлер. Александр в Славянской защите разыграл острейший вариант с жертвой двух центральных пешек – компенсацией служил необеспеченный рокировкой черный король. На 24-м ходу Грищук пожертвовал фигуру, получив сильную атаку. Во избежание худшего, Петр в ответ отдал своего ферзя. После этого на доске творилось что-то невообразимое: уже находившиеся в цейтноте соперники оказались достойны друг друга в изобретательности. Все же у москвича сохранился перевес, и он вполне мог выиграть, если бы вместо очередной жертвы фигуры на 37-м ходу увидел выигрывающий перевод ферзя после шаха. В результате к первому контролю времени на доске стояла позиция, в которой ладья, слон и продвинутая пешка Петра полностью компенсировали наличие ферзя у Александра – ничья.

    Впереди седьмой тур, последний в первом круге, а следом за ним – восьмой, первый во втором. «Ни сна, ни отдыха измученной душе!»

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»