• Станислав Черчесов: «Ференцварош» должен бороться за Лигу чемпионов. Планку, как в прыжках высоту, можно поднимать

    Помогут ли Черчесову российские футболисты? Большое интервью экс-тренера сборной России «Спорту День за Днем»

    29.05.23 11:00

    Станислав Черчесов: «Ференцварош» должен бороться за Лигу чемпионов. Планку, как в прыжках высоту, можно поднимать - фото

    Фото: Саин Ализаде, официальный сайт Станислава Черчесова

    В разговоре со «Спортом День за Днем» Станислав Черчесов рассказал:

    - Как становиться чемпионом без игроков основного состава

    - Чему научило «Ференцварош» поражение от «Карабаха»

    - Как вводить в состав молодых, чтобы они быстро стали основными

    - Почему «Ференцварош» может быть трамплином в топ-5 (с примерами)

    - Как вернули в небо «сбитого летчика» Мухаммеда Бешича

    - Почему «Зенит» заслуженно стал чемпионом

    Окончание самого успешного сезона за последние 48 лет «Ференцварош» смазал – просто потому, что не было времени как следует отпраздновать. Если год назад на стадионе после победного дерби с «Уйпештом» долго не стихали гуляния, то на это раз все получилось по-спартански: перед игрой с «Кишвардой» футболисты и тренеры прошли через живой приветственный коридор, совершили короткую прогулку по полю под овации, затем разорвали соперника и почти сразу ушли. 

    Предстояло доигрывать чемпионат на морально-волевых. Позади очень трудный сезон с предельными испытаниями мощностей, впереди – кратчайший отпуск в две недели, а потом подготовка к новой квалификации Лиги чемпионов. Вопреки перенасыщенному календарю, который как специально напихал матчей сборных в начало лета…

    Тренировать на трех языках получается автоматически

    С Черчесовым мы разговариваем на базе «Ференцвароша», рядом с аллеей славы венгерского спорта, где буквально лес из бюстов великих. Обстановка настолько спокойная и рабочая, что нет смысла ее описывать. Переходим, как принято говорить на пресс-конференциях, к вопросам…

    - Ровно год назад уже спрашивал вас об этом: что нового принес европейский тренерский опыт, насколько он стал богаче?
    - Мы со штабом еще больше окрепли в плане оперативности решений. Уже привыкли, что после каждого матча выпадает по 1-2 игрока, даже в тренировочном процессе сложно иметь стабильный костяк. 

    Видите сами, что у нас на каждом занятии присутствует много молодых. Даже специально сделали так, чтобы вторая команда тренировалась с нами в одно время, потому что никогда не знаешь, что нового нас ждет. 

    Я бы говорил не про год, а, скорее, про последние полгода, начиная с зимнего перерыва. Это вообще уникальный опыт не только для меня, но и для клуба. Когда не знаешь, какая команда сильнее – из тех, что в данный момент на занятии, или та, что пропускает… Каждую неделю надо решать эту ситуацию, поблажек нам соперники не делают, хотят обыгрывать «Ференцварош». 

     

    Бывает так, что наши игроки сами знают, что не до конца готовы, но все равно выходят и совершают результативные действия. По крупицам приносят эффект. Нгуэн Токмак вот с «Уйпештом» протащил мяч, сделал передачу, мы забили – все, уходи… 

    Игрок сборной Вечеи сыграл свои 15 минут, но тоже потом не тренировался, чтобы не усугубить проблему. Но в каждый свой игровой отрезок ребята стараются помочь и, как правило, делают это. Так и балансируем, ищем сочетания, чтобы на поле была команда, которая забьет на один мяч больше, или на один меньше пропустит.

    - Год назад вы тоже говорили, что постоянно ищете варианты…
    - Одно дело искать среди тех, кто есть в широкой обойме, совсем другое – среди тех, кто остался.

    - Еще вы говорили про 15 разных национальностей. Сейчас их 16. Все, вы – тренер-полиглот?
    - Ну да, практически на всех языках говорю. Во всяком случае, тренировки, как вы слышали, идут на трех языках – английском, немецком и русском, когда нужно говорить со штабом.

    - Напрягает?
    - Получается уже автоматически. В конце концов, любому игроку приятно, если ты хоть одно слово скажешь на его языке.

    Игроки понимают, ради чего они терпят. В помощь пример Лайдуни

    - Осенью «Ференцварош» показывал практически идеальный футбол, в том числе и с точки зрения психологической устойчивости. Когда поняли, что первое место в Лиге Европе – не миф, а реальность?
    - Да не собирались мы ничего понимать, просто шли от игры к игре. Соперники изначально были непростые, что тут можно планировать? 

    Кстати, уже в группе Лиги Европы мы репетировали весну, потому что на первый матч с «Монако» («Ференцварош» выиграл на выезде 1:0 – «Спорт День за Днем») у нас было всего четыре номинальных защитника. Кто был на поле, те и оставались, все! Ситуация повторилась и сейчас, в мае, когда к матчу с «Кишвардой», которым мы отметили титул (3:0 – «Спорт День за Днем»), у нас тоже осталось четыре защитника.

    2SA_0633.jpg

    - В июле «Ференцварош» проиграл первый матч второго раунда квалификации Лиги чемпионов на своем поле «Словану» 1:2, но ответный матч выиграл 4:1. Это был тот момент, когда стало ясно, что можно зайти далеко?
    - В целом да. Но важно то, что мы летом провели качественные сборы, к сезону готовилась вся обойма. Никто не выпадал, все играли на своих позициях, где могли дать команде лучшее. И те, кто сидели на скамейке, были не хуже тех, кто на поле. 

    Так бывает, так иногда сходится. Конечно, когда мы проиграли на последних минутах «Словану» 1:2, сложно было запланировать победу 4:1 на выезде. Другое дело, что у матча был исторический подтекст – 30 лет назад «Ференцварош» уступил «Словану» в Братиславе 1:4, для принципиального противостояния это было важно. 

    Мы напомнили об этом перед матчем, команда поняла, что нас ждет. В итоге мы выиграли, игроки получили сигнал, что мы на правильном пути, и доверие болельщиков тоже заслужили.

    - Далее последовал удар – вылет от «Карабаха». Это был, наоборот, момент, когда команда могла разувериться в своих силах…
    - После матча было непросто с ходу анализировать ситуацию, но, помню, сказал игрокам: если такое случается, значит, это для чего-то нужно. В итоге мы впервые за 48 лет оказались в еврокубковой весне, окунулись в атмосферу, в борьбу, где лучше начинаешь понимать свои возможности, плюсы и минусы. 

    Мы знали, что «Карабах» крепкая команда, не случайно они каждый год попадают в группу. Но если на выезде сыграли так, как планировали и хотели (ничья в Баку 1:1 – «Спорт День за Днем»), то дома начали с ошибки, которая стала для соперника подарком. И когда играешь против команды, где собраны быстрые футболисты, раскрываться опасно, каждый неудачный момент может усугубить твое положение. 

    Мы раскрылись, получили. Кстати, потом взяли из «Карабаха» быстрого нападающего Овусу…

    - «Ференцварош» показал по ходу сезона, что может не только удерживать игроков, как Нгуэна Токмака, которому японцы предлагали трехмиллионный контракт, но и продавать игроков. Почему не стали удерживать Лайдуни, который зимой ушел в «Унион» (Берлин)?
    - Удержали мы не только Токмака, но и защитника Сэми Ммаэ, у которого лежало предложение от «Бешикташа». Предполагалось, что он поедет на чемпионат мира в Катар, и было непонятно, стоит ли ему что-то менять. В итоге остался, отчего и он был рад, и мы рады. Ммаэ великолепно сыграл в группе Лиги Европы, единственный негативный момент, причем, и для него, и для брата Райана, нападающего – в итоге в Катар их тренер сборной Марокко не взял. 

    Что касается Лайдуни, то здесь – как с акциями: надо продавать на пике. Удерживать его после чемпионата мира (Лайдуни отыграл все матчи группового турнира за Тунис – «Спорт День за Днем»), имея при этом предложения почти из всех топ-5 лиг, наверное, было бы неправильно. 

    И клуб бы деньги не получил, и игрок неизвестно как среагировал бы. Мы никого в клетке держать не хотим. В итоге остались в хороших отношениях, после того, как стали снова чемпионами, Аисса поздравлял с победой. И так происходит со всеми, кто уходит. Они знают, что мы требуем максимума в работе, иногда бываем неприятными в общении, но при этом со временем виден эффект.

    - С Лайдуни было именно так?
    - После первой нашей совместной тренировки пришлось поговорить: «Давай друг друга услышим, и будем работать так, как нужно команде». Вот, год поработали, теперь Лайдуни в бундеслиге. Понимает, зачем потел, зачем терпел то, что я над ним постоянно нависаю с требованиями, почему был недоволен даже тогда, когда ему казалось, что он сыграл хорошо.

    - С Сэми Ммаэ, которого вы хвалили за Лигу Европы, у вас тоже год назад были серьезные разговоры…
    - Практически со всеми возникают моменты, когда нужны корректировки. Самое главное сделать их вовремя и правильно. Неверная оценка ситуации, неверно выбранный тон, даже неправильное место для разговора может сработать в минус. 

    Сэми умный парень, великолепный футболист, поэтому в итоге понимал, что все предъявляемые требования идут на пользу ему, клубу и команде. Играл он в дальнейшем великолепно, дай Бог, чтобы сейчас он восстановился после травмы и дальше приносил пользу.

    - Неправильное место для разговора – это как?
    - Например, недавно пришел один парень. Его ошибка повлияла на результат матча, сразу наутро после игры подошел, стал извиняться, спрашивать, как ему быть. Мол, я не спал ночь. Я ему сказал: «Ну и зря, а я вот спал… Сейчас давай не будем об этом говорить, пообщаемся, когда успокоимся и разберем и игру». Какой смысл обсуждать на ходу то, что очевидно? Пережевывать, что он совершил ошибку?

    Бешича хотел пригласить в «Динамо», но он об этом узнал только в Венгрии

    - Какой ожидаете следующий серьезный трансфер «Ференцвароша» после Лайдуни?
    - Фамилии, конечно, называть не буду, но и в клуб звонят, и мне. Но спешить в таких делах нельзя. Когда я только пришел, у нас был албанец Мирто Узуни. Ему пришло предложение из Дании, он хотел уйти. 

    Мы предложили подождать. Говорил ему: «Не твой уровень, наберись терпения». И буквально через две недели продали его в Испанию, в «Гранаду». Каждый раз нужно задавать себе вопрос: что трансфер дает клубу финансово, что игроку со спортивной точки зрения? 

    Иногда кажется, что блестит, а на деле – не то, что надо. Наша задача излагать футболисту мнение клуба относительно его следующего шага, чтобы после этого совместно принять решение.

    2SA_7718.jpg

    - В 2014-м году полузащитник Мухамед Бешич играл на чемпионате мира в Бразилии за Боснию и Герцеговину и считался одним из самых перспективных игроков на Балканах. Но его карьера потом пошла вниз. Вы застали его не в лучшем состоянии в «Ференцвароше», но в середине этого сезона его игра почти соответствовала топ-уровню. Что за работа с ним была проделана?
    - Жаль только, что тяжелая травма выбила его из состава зимой, это сильно повлияло на нашу игру в середине поля. Учитывая еще и уход Лайдуни, травмы Вечеи и Эсити, мы так и не смогли до конца разобраться с этой проблемой. Вообще, я Бешича знал давно – как раз в 2014-м хотел пригласить его в «Динамо», правда, он сам об этом даже не догадывался, я лишь недавно ему рассказал. Бешич в итоге перешел в «Эвертон» - мы даже не стали делать заведомо неконкурентоспособное предложение. Но когда ты даже несколько лет назад наблюдаешь за игроком по нескольку неделю, смотришь его игры, начинаешь понимать, на что он способен. 

    Когда я увидел его в «Ференцвароше», понял, что Бешич – все тот же футболист, но не в том состоянии, чтобы это показывать. Он долго был травмирован после «Эвертона», не мог себя найти. Но если тренер знает лично, не понаслышке, что игрок умеет, он начинает с него требовать, чтобы вернуть то, что потеряно. 

    Первый опыт, правда, вышел неприятным: Бешич вышел в стартовом составе в первой же игре, некому было играть, но на 20-й минуте его удалили. Пришлось брать длинную паузу до обретения готовности. Но Бешич верил и работал, помогало и то, что у нас совсем нет языкового барьера, он говорит по-немецки.

    - Пока весной «Ференцварош» искал свою игру, в составе стали появляться молодые футболисты, в первую очередь Кристиан Листеш, еще до исполнения 18 лет забивший за основной состав 5 мячей, и арендованный у «Дебрецена» опорник Петер Барат. Это была подготовленная история или больше вынужденная мера?
    - Нечто среднее. Я постоянно смотрю вторую команду, ребят постепенно к основе мы подводили. Но иногда ситуация решает. Можно подводить, но возможности использовать молодежь нет. А случается и по-другому. 

    Уже на второй тренировке молодежной команды мне было понятно, что Листеш может многое. Сразу сказал тренеру, что нужно переводить его к нам. Если помните, мой первый вопрос, когда возглавил «Ференцварош» был: «Где венгерские футболисты?». Помимо Барата и Листеша давно стабильно играет Роланд Паска, пришедший из клуба-сателлита. 

    При этом важно понимать, что искусственно и вопреки ничего происходить не должно – результат никто не отменял, играть всегда должны сильнейшие.

    Кузяев и Захарян? Реальные возможности мы не отметаем

    - Может ли «Ференцварош», после первого места в группе Лиги Европы, в следующем сезоне стать сильнее?
    - Может, и должен. Планку, как в прыжках в высоту, нужно поднимать. Кое-чего мы добились, но сейчас нужно проанализировать, как сделать следующий шаг. Не скачок – а именно шаг.

    - Что нужно? Деньги?
    - Я далек от мысли, что для шага нужно вкладывать миллиарды. Но важно понять, что мы хотим. Для начала, чтобы костяк выздоровел и поверил, что можно стать еще сильнее. Мы в 1/8 Лиги Европы играли против «Байера», действительно очень хорошей команды, это и так было понятно. Но важно то, что мы не вышли против нее в оптимальном составе и сочетаниях. Нас расстроило, что мы не показали все, на что способны, хотя плюс-минус выглядели достойно.

    - В последнее время много слухов о вас. Были ли конкретные предложения от российских клубов за время, что вы в Венгрии?
    - В вашем вопросе уже есть ответ. Вы же не сказали, что поступали предложения, а были слухи. Вот слухи и пусть остаются слухами. Я работаю в «Ференцвароше» и думаю только о нем.

    - Что за история с интересом «Трабзонспора»? Его фанаты даже смонтировали ролик о вас…
    - Интерес был и возник он, видимо, из нашего общего знакомства, мы играли с ними два матча в Лиге Европы, хорошо друг друга изучили. Но еще раз повторяю: я в Венгрии, у меня задача вывести в Лигу чемпионов.

    - Вас периодически спрашивают о россиянах в «Ференцвароше». Арсен Захарян и Далер Кузяев теоретически могли бы найти продолжение европейской карьеры в Венгрии? И дальше осуществить свои мечты о топ-5…
    - Мы не отметаем никаких хоть сколько-то реальных возможностей. Мы рассматриваем все варианты, но важно, какое решение принимают сами игроки. И речь не только об игроках из России, из любой страны.

    - Есть игроки из РПЛ, которые вам нравятся? Следите за кем-то?
    - Между «нравится» и «возможность приобрести» большая дистанция. И потом есть хорошие игроки, а есть игроки, которые подходят именно твоему клубу. Далеко не каждого футболиста, даже самого сильного, можно встроить в то, что уже есть.

    - Существует ли вероятность, что «Ференцварош» сыграет в обозримом будущем контрольный матч с российским клубом?
    - Мы, опять же, ничего никогда не отметаем, любые идеи и предложения рассматриваем.

    Дзюба доказал, что умеет доказывать


    - За играми чемпионата России хоть немного следите?
    - По мере возможности. Честно говоря, у нас столько своих игр, что, мне кажется, за сезон столько никогда не проводил. Уйма времени уходит на анализ и подготовку.

    - Был ли на ваш взгляд «Зенит» действительно сильнее всех в РПЛ?
    - «Зенит» набрал больше всех очков, забил больше всех, пропустил меньше всех – вот он и заслуженный чемпион. Потенциал у клуба большой, соответственно, большой он и у команды. Многие говорят, что все получается у «Зенита» само собой, но на самом деле само собой никогда ничего не происходит. Надо приглашать правильных игроков, хорошо их тренировать, требовать с них. У клуба и Семака это получается, поэтому уже который год подряд они показывают стабильные результаты. Могу только за них порадоваться.

    - То, что Дзюба забивает за «Локомотив», вызывает удивление после того, как он не слишком удачно съездил в Турцию?
    - Мы знаем, что Артем забивать умеет. А я его знаю с 18 лет, понимаю его способности, характер, мотивационные моменты. Думаю, теперь понятно, почему он у нас стабильно играл в сборной и приносил пользу, снова смог все доказать критикам. Ну а то, что не получилось в Турции – типичная футбольная история. Бывает, что многие сильные игроки сталкиваются с проблемами в определенных клубах и других странах. Момент неприятный, но тоже опыт для Дзюбы.

    -  Удивлены, что всего 5 лет назад Сергей Игнашевич был основным защитником сборной, а сейчас выводит в РПЛ «Балтику» как тренер?
    -  Здесь для меня ничего удивительного нет. Сергей и игрок был интеллектуальный – головой играл и в прямом, и в переносном смысле. Я же не случайно его пригласил в тренерский штаб, когда он только закончил карьеру. Видел в нем потенциал, верил в него. И рад, что не ошибся. Кстати, поздравил его с выходом в РПЛ, надеюсь, у него и дальше все будет получаться.

    - С кем еще из тех, кто работал с вами в сборной, находитесь в контакте, кто поздравил с очередным титулом?
    - Да практически со всеми, с кем работал, периодически обмениваемся поздравлениями. Набор стандартный: успехи в футболе, дни рождения, новый год… Контакт не теряем, жизнь продолжается.

    Будапешт

    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»