• Старший тренер женской сборной Алексей Прокуроров: Учусь понимать женщин!

    18.11.06 15:59

    От женщин можно ждать чего угодно – эта известная истина как никогда подходит к очередному лыжному сезону, стартующему через несколько дней. Женская команда России вполне может преподнести приятные сюрпризы, но может и «выдать» абсолютно провальный сезон. В любом случае ответственность за это понесет старший тренер команды Алексей Прокуроров, дебютирующий в этом году в роли наставника сборной. Доселе олимпийский чемпион Калгари-1988 с женщинами никогда не работал.

    Команду набирал вслепую

    – Ну как, Алексей Алексеевич, раскрыли тайну загадочной женской души?
    – Ее раскроешь! Первое время было сложно догадываться, чего же хотят лыжницы.  Самое главное, что я понял сейчас, – к девушкам нужен индивидуальный подход. Подойти к каждой, наедине поговорить. Что-то объяснить, выслушать. Тонкие натуры – одно слово!

    – Ваше назначение на пост старшего тренера женской команды болельщики восприняли как неожиданность. А для вас оно было таковым?
    – А как же! Я никогда не работал с женщинами, все больше по мужчинам специализировался. Помогал Юрию Бородавко в сборной. Работал со спринтерами. Но женщины – это же совершенно другая тема. Честно говоря, было страшно. Ответственность пугала. Поэтому, прежде чем согласиться, довольно долго думал. Прикидывал, осилю такой труд или нет. Но с другой стороны, в совет­ские времена ведь никогда не было разделения на мужскую и женскую команды. Я бегал вместе с Кулаковой, Сметаниной, Вяльбе, Лазутиной. Всегда на всех сборах мы находились вместе. Я видел, как они тренируются. И их работа ничем особым от нашей не отличалась. Разве что объемами, да и то не всегда. Поэтому согласился. Сейчас уже почти вся подготовка позади. И пока не жалею, что взялся за эту работу.

    – Все-таки пока итоги, мягко говоря, подводить рано. Главное, чтобы вы не пожалели о своем решении весной. А ведь сезон для команды будет очень сложным.
    – Да, вы правы. Простым его не назовешь. Из сборной ушла Лариса Куркина – она уже родила дочку. Готовятся стать мамами Наташа Баранова и Юля Чепалова. Так что практически весь наш золотой эстафетный состав ушел в декрет. В то же время осталась Женя Медведева. Надеюсь, что именно она станет лидером нашей команды. Продолжают тренироваться Ольга Завьялова, Наталья Коростелева.

    – Правда, что Завьялова не хотела работать под вашим началом?
    – Все это слухи. Вокруг этой истории было столько ажиотажа! А на самом деле Оля была первой, кому я позвонил, принимая решение о назначении на пост тренера. Она тут же согласилась. К тому времени у нее уже были проблемы в «Сатурне»: команду фактически распустили и лыжницы вынуждены были искать себе новое место.

     

    – От Завьяловой уже много лет ждут, что вот-вот она должна громко заявить о себе. Может быть, в этом сезоне, когда столько лидеров не выйдет на лыжню?
    – Надеюсь. В прошлом году Оля просто перетренировалась. Сломалась психологически. Ей на протяжении всей карьеры катастрофически не везло. Но, если помните, у Завьяловой был взлет в 2003 году, когда она стала чемпионкой мира. Оля и все мы думали, что ее вот-вот «прорвет». Но затем снова наступил спад. Перед Играми-2006 в Турине ей казалось, что она должна использовать последний шанс. И перегорела, не выдержала ответственности. Неудачное выступление на Олимпиаде тяжело сказалось на ней. Но сейчас мы договорились, что готовимся к чемпионату мира в Саппоро, а потом посмотрим. Может, по окончании сезона-2006/2007 она закончит бегать.

    – Как обстоят дела с молодежью?
    – У нас очень сильные девочки 86-го года рождения: Ирина Артемова, Юля Чекалева. Мы взяли их в команду с прицелом на Ванкувер-2010. Признаюсь, немного рисковал, когда приглашал их. Еще раз повторяю, что с женщинами я не работал, и, естественно, по юниоркам информации у меня было очень мало. Фактически отбирал девчонок вслепую. Изучал протоколы прошлогодних стартов, сравнивал результаты. Личные тренеры девушек, конечно, помогли. Кстати, сейчас уже можно сказать, что не ошибся. Думаю, что им будет по силам бороться за самые высокие места на международных стартах если не в этом году, то уже в следующем.

    Проигрываю только Завьяловой

    – Признаюсь, немного непривычно видеть вас лыжника, в роли тренера, с секундомером, на обочине. Не тянет на лыжню?
    – (Пауза.) Мне нравится тренировать, но я ведь еще бегаю. В свободное от работы время, да и все сложные кросс-походы всегда прохожу вместе с командой. Играю с девчонками в волейбол. Может, и хотелось бы еще побегать, но выбора-то у меня уже нет. Конкурировать на серьезном уровне сложновато. Остается участвовать в марафонах. В прошлом сезоне пробежал 30 км во Владимире. Еле-еле двигался, думал, что не смогу добраться до финиша. Но в итоге дошел. Через несколько недель участвовал в Празднике Севера в Мурманске. Там было уже чуть легче. Из женщин проиграл только Завьяловой.

    – Многие из тех, кто сейчас у вас в подчинении, в свое время делили с вами лыжню. Тяжело завоевать у них авторитет?
    – Когда после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити я пришел в мужскую команду, ребята смотрели на меня, открыв рот. Не перебивали, внимательно слушали, что я говорю. Спрашивали, как я добился таких результатов, как тренировался. Во время кросс-походов опять же заводили разговоры о моей карьере. Я старался не ставить планку высоко, хотелось, чтобы они чувствовали себя равными мне. Так проще было общаться. Не всем это, кстати, пошло на пользу. Многие стали пропускать мои советы мимо ушей. Кое-кто начал наглеть… Но, кажется, авторитет в женской сборной я уже завоевал. Все девчонки обращаются на «вы», разве что Оля Завьялова иногда сбивается на «ты».

    Олимпиада начиналась в шесть утра

    – С главным тренером сборной Юрием Бородавко легко работать?
    – Он мой учитель. Ведь когда я пришел в команду, он был старшим тренером, я ему помогал. Теперь мы коллеги. Знаем друг друга очень хорошо, поэтому, естественно, работать очень комфортно. Мне вообще кажется, что правильно сделали, объединив мужскую команду с женской. Все сборы проводим в одно время. Тренерам легче обмениваться мнениями. Да и спортсменам это на пользу. Все они люди молодые, у них одни интересы. Когда возникнут сложные ситуации на крупных соревнованиях, всем ребятам будет проще это самостоятельно решить. Не зря же в былые классные времена, когда я гонялся, мы были всегда вместе.

    – Те времена сильно отличаются от современности в лыжных гонках?
    – Да ничем они не отличаются. Те же тренировки, те же бешеные нагрузки. Когда человек нацелен на результат, то от него можно ждать успехов. Если спортсмен пашет на тренировках, то рано или поздно он начнет выигрывать. Это закон.

    – Но неужели и Олимпийские игры 1988 года ничем не отличаются от Игр 2006 года?
    – Мне сложно судить, потому что в 1988 году я был действующим спортсменом. А в Турин поехал уже тренером. Поэтому соревнования воспринимались совершенно по-разному. Лыжники должны полностью концентрироваться на результате. Вся обстановка, тусовка воспринимается как средство восстановления. А тренеры… В Турине я вообще жил не в Олимпийской деревне, а рядом со стадионом. Там нам снимали квартиру, чтобы мы не тратили время на дорогу к трассе. Ведь в шесть утра мы должны были находиться уже на стадионе. Готовили лыжи, мазали, выбирали, какие лучше едут. Игр толком и не видели.

    Сыну нравится целина

    – Во время спортивной карьеры вы дома бывали редко. Теперь снова мотаетесь по соревнованиям. Из семьи не выгоняют?
    – (Смеется.) Смирились уже. Ничего не поделаешь – издержки профессии. Причем когда бегал, в короткое время между сборами и стартами еще умудрялся домой во Владимир съездить. А теперь надо чаще бывать в Москве. Решать всякие тренерские, «бумажные» дела. Это, кстати, была еще одна причина, почему я долго думал, прежде чем согласиться стать тренером.

    – Супруга вместе с вами не ездит?
    – Нет. У нее студенты. Она преподаватель в университете. В этом году даже отдыхали они с сыном  Григорием и бабушкой без меня.

    – Гриша на лыжах уже стоит?
    – В этом году катались вместе в парке около дома. Ему три с половиной года, но ничего – подобрали ему малюсенькие лыжи. Бегает. Не капризничает. Причем любит кататься не просто по лыжне, а по целине. Про соревнования еще рано говорить, но самое главное, что ему это нравится. Не хнычет. Дома он лазает по шведской стенке, кувыркается. Когда я приезжаю, утром заставляет меня делать зарядку. Так что постигаем основы спорта!


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»