• Страна оценила заслуги чемпионки

    Спортивные легенды Питера

    15.06.11 00:02

    Ничего удивительного нет в том, что право произвести полуденный выстрел сигнальной пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости за тысячу дней до старта Олимпиады в Сочи доверено было Галине Ивановне Зыбиной.

    Напомним, что в 2008 году, когда в Санкт-Петербурге проходила Эстафета олимпийского огня, эта легендарная спортсменка пробежала первый ее этап.

    Все закономерно. Галина Ивановна Зыбина — первая советская олимпийская чемпионка в толкании ядра, поднимавшаяся на пьедестал на четырех летних Играх, 21 год входила в сборную страны!

    Победительница Игр в Хельсинки свою первую медаль на первенстве страны выиграла в 1949 году, а по-следнюю 20 лет спустя... Сегодня мало кто знает, что та награда, завоеванная Зыбиной в 1949-м, была первой в ее спортивной коллекции. А вообще-то первую награду Гале вручили, когда ей было 13 лет, да какую! То была медаль «За оборону Ленинграда». Потом эта спортсменка, в детстве хлебнувшая горя сполна в блокадном городе, поднималась на пьедестал почета на трех Олимпиадах, а на чемпионатах Европы еще и во всех трех видах метания — копье, ядро, диск.

    Спорт в блокадном Ленинграде

    Такое удивительное спортивное долголетие, блистательные выступления на Олимпиадах во славу своей страны и города на Неве… и все это после блокадного детства.

    — Я сразу поняла, что без спорта пережить войну будет крайне тяжело. Это сейчас далеко не все ребята в школе ходят на физкультуру. А в наше время практически все учащиеся чем-то да занимались. Я, например, играла в волейбол. Участвовала во многих районных и городских соревнованиях. Наверное, смогла бы проявить себя и в баскетболе, но, к сожалению, тогда не было площадок. Все-таки волейбол попроще — можно играть в обычном дворе. Не зря же говорят, что движение — это жизнь. Все время надо следить за своими мышцами: они должны быть разогретыми и готовыми к жизнедеятельности. Те же, кто сдался, часто лежал на кровати, уходил в себя, увы, выжить не смогли. Плюс ко всему спорт воспитывал характер. Без него во время блокады делать было нечего. Школьные уроки повлияли на мой выбор, бесспорно. Я ведь раза в два дальше всех метала гранату. Могла спокойно перекинуть ее через пятиэтажный дом. Потом, когда уже пришла к знаменитому тренеру по легкой атлетике Виктору Алексееву, он долго удивлялся моим способностям, когда искал пущенную мной гранату в кустах (смеется). Так что в 1945 году окончательно поняла, что моя будущая судьба связана с толканием ядра.

     

    Так вспоминает в разговоре с автором этих строк Галина Ивановна свои первые шаги в спорте.

    Всегда в отменной форме

    Собственно говоря, со спортом, или, точнее, физкультурой, она никогда и не прощалась. Зыбина и сегодня в прекрасной форме. Не зря же бежала Эстафету олимпийского огня.

    — У меня есть дома шведская стенка, на которой занимаюсь по утрам ежедневно. Беру в руки стандартное ядро, кручу-верчу его, могу показать ряд упражнений молодым спортсменам, — охотно делится секретами прославленная чемпионка.

    Разносторонняя подготовка, начатая в детстве и продолженная под руководством легендарного ленин-градского тренера, создателя легкоатлетической школы чемпионов Виктора Ильича Алексеева, привела к тому, что Галина Зыбина с успехом выступала и в толкании ядра, и в метании диска и копья. И частенько неизвестно было, в каком виде программы ждать от нее наивысшего успеха. Она единственная в истории спортсменка, завоевавшая медали чемпионатов Европы в обоих видах метания и толкании. Это достижение вписано в Книгу рекордов Гиннесса.

    — Я была фавориткой Игр в Хельсинки в метании копья. А в этом секторе заняла второе место, сказалось нервное напряжение. Соревнования мужчин в метании молота затянулись на полтора лишних часа, вот я, что называется, и перегорела. Хорошо еще, что компенсировала победой в толкании ядра, — вспоминает Галина Ивановна.

    — Правда ли, что в Мельбурне вы упали перед началом соревнований в обморок и только поэтому проиграли подруге по команде Тамаре Тышкевич?
    — Сущая правда. Жара в Австралии была жуткая. Да и некоторые разногласия к этому времени появились с Виктором Ильичом. Я начала пробовать несколько иную методику толчка, начиная вращение спиной вперед. Он был категорически против. Я отстаивала свою точку зрения, все-таки к Мельбурну опыт-то был накоплен огромный. И переосмысливала я его постоянно, к занятиям относилась серьезно, вдумчиво…

    — Тамара Тышкевич — не просто ваша подруга по олимпийской сборной СССР. Она ведь из той же школы Алексеева. И она же ваша непосред­ственная соперница, прямая, можно сказать, конкурентка, причем не единственная из знаменитой питер­ской легкоатлетической команды. Как складывались отношения с девушками, которые выходили вместе с вами в сектор оспаривать победу?
    — Я ведь сама себе конкуренток готовила. Я их учила, я им технику ставила. Нас на тренировку выходило по сто человек, и никакого различия между олимпийским чемпионом и новичком. Наоборот, Алексеев заставлял опытных спортсменов, чего-то достигших, заниматься с молодыми. Я ведь и тогда, в Мельбурне, подсказывала Тышкевич, помогала ей, и… помогла.

    Ее заветная черта

    Зыбина стала первой спортсменкой, преодолевшей 17-метровый рубеж в толкании ядра. Это, без преувеличения, историческое событие нашло отражение в книге, написанной ею впоследствии и названной «Заветная черта».

    Нельзя было, беседуя с Галиной Ивановной, не поинтересоваться, в чем секрет успеха ее тренера Виктора Ильича Алексеева.

    — Он был тренером, который показывал ученикам каждое упражнение, он до последнего своего занятия выполнял все вместе с ними. Он обладал огромным даром убеждения, вел за собой, изобретал что-то новое, для каждого свое.

    — Галина Ивановна, я читал в вашей книге «Заветная черта», как он заставлял вас вместо копья палочки метать, а вместо ядра — шишечки.
    — Именно! Так все и отрабатывалось, закреплялось. Но главное все-таки показывать самому. Сегодня же многие тренеры стоят и командуют, сами даже не шевелятся. Алексеев работал наравне со своими учениками. Я и сегодня считаю эту систему един-ственно правильной.

    — Олимпийское золото — ваша самая дорогая награда?
    — Самая дорогая моя награда — это орден Трудового Красного Знамени. Оценила все-таки страна мои заслуги.


    Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»