• Сумма мест

    03.07.11 03:28

    Сумма мест - фото

    Фото: сайт РПЛ

    Владельцам клубов – частным, коллективным, государственным – необходим результат. Что бы они ни говорили о красоте игры, приверженности с детства атакующему футболу, главное их ожидание – титулы. Они постоянно, изо дня в день, живут ожиданием отдачи от вложенных средств. Не денежной, разумеется, отдачи, хотя настает момент, когда они начинают задумываться над тем, как бы получить с футбольного дела прибыль. Отдачи результатом.

    Амбиции владельцев по отношению к титулам, понятно, разнятся.

    Роман Абрамович, скажем, вот уже несколько лет спит и видит, как «Челси» выигрывает Лигу чемпионов. Сделать это не помогают ни огромные средства, ни тренеры, которых лондонский клуб меняет, словно модник перчатки в зависимости от погодных условий, ни постоянные покупки новых игроков, объявленную (и «Челси» погашенную) стоимость которых с качеством игры состыковать практически во всех трансферных случаях не удается.

    Сергей Галицкий, «Краснодар»  которого, наподобие Монголии, перескочившей однажды из феодализма сразу в социализм, минуя ряд других общественных формаций, перепрыгнул, пользуясь везением и протекционизмом футбольных чиновников, в кратчайшие сроки из КФК в премьер-лигу, мечтает для начала в лиге этой закрепиться, стать в ней своим и приступить затем к штурму российских высот.

    Леонид Федун, раздосадованный, безусловно, постоянными неудачными попытками «Спартака» выиграть, наконец, титул чемпиона России, без которого соперники оставляют спартаковский клуб вот уже десять лет (вряд ли этот юбилей собираются отмечать в торжественной обстановке с привлечением артистов, певцов и певичек, завсегдатаев корпоративов из числа болельщиков народной команды) жаждет увидеть свою команду выше, нежели ЦСКА. Для начала.

    Бесконечное строительство

    Владелец «Спартака» гордится победой в первом круге над ЦСКА (единственное поражение лидера), намекая при этом, что и в кубковой встрече его клуб мог бы победить, если бы не арбитр. Чемпионат, однако, турнир длительный (особенно нынешний), и  успешно в нем выступить можно только в том случае, если не задаваться целью непременно выиграть у какого-то конкретного соперника (неважно, у ЦСКА или «Волги»), а тщательно распределять силы на протяжении всей дистанции. Именно это, к слову, делает ЦСКА. «Спартак» после ухода Олега Романцева в 2003 году не только, в отличие от того же ЦСКА (три чемпионства за это время, пять Кубков России, четыре Суперкубка страны, Кубок УЕФА), ничего не выигрывал, но вообще заметно уступал армейскому клубу. В восьми последних чемпионатах сумма мест, занятых «Спартаком», – 38. У ЦСКА этот показатель – 17.

     

    Евгений Гинер называет себя очень терпеливым и говорит о том, что не поддавался на провокации прессы, регулярно судачившей о якобы предстоявшем увольнении Леонида Слуцкого. Леонид Федун – редчайшего терпения человек. Из года в год он полностью, вот уже третий сезон, доверяя совместителю Валерию Карпину, закупает вполне квалифицированных новых футболистов, из которых, к сожалению, так и не удается сделать боеспособную команду, готовую к жесткой конкуренции со всеми претендентами на титул. Бесконечная стройка продолжается.

    Добро от добра

    В одном из прогнозов Миодраг Божович напророчил своей бывшей команде неизбежный, в ближайшее же время, спад. Провалились динамовцы после увольнения черногорского специалиста лишь один раз – в Казани. Ничего закулисного – по причинам, имеющим отношение только к футболу. Игнорирование фланговой игры вышло боком. Ошибку преемник Божовича, тогда еще и. о., признал и внес ее в реестр ошибок, заставивших Сергея Силкина выучить дополнительный урок. Силкина уже успели назвать «скучным» тренером. Если исходить из того, что Силкин не бегает, заламывая руки и закатывая глаза, вдоль бровки, не цепляет легким матерком бокового арбитра, не выскакивает после игры на поле для разборок с главным судьей, не паясничает на пресс-конференциях, не вступает в перепалку с болельщиками, грубо обзывая при этом одного из соперников, то – да, скучнее не бывает. Но Силкин при этом, к счастью для футбола, занят только игрой, за которой он следит, не отвлекаясь на ерунду, за ее изменениями, ходами соперника, а потом игру эту квалифицированно комментирует как во время флэш-интервью, так и на послематчевых пресс-конференциях. Он не клоун, обожающий эпатировать прессу и публику. Он – тренер, проделавший, наполняя себя профессиональными знаниями, долгий путь, прежде чем занять место главного на скамейке запасных не самого последнего в России клуба. Добро от добра в «Динамо» искать не стали.

    Божович не видел на поле Анд­рея Воронина. У Силкина. Воронин – ключевая фигура в том, что имеет отношение к игре и к жизни команды. Лидер на поле и в раздевалке. Странно, что Божович не разглядел его потенциала. Черногорец на ведущие позиции выдвинул Звездана Мисимовича. У Силкина Мисимович пребывает в запасе.

    «“Динамо” – это Силкин в движении», – так, переиначивая на свой лад известное изречение одного из основателей «Динамо» Феликса Дзержинского, острили на трибунах в дни первых выходов Силкина на поле в динамовской футболке. В концовке первого круга командное движение «Динамо» не заметить было нельзя. Скорость задают Александр Самедов, Воронин, Александр Кокорин, Марко Ломич, Игорь Семшов. Самые слабые места у «Динамо» – центр обороны и зона опорного полузащитника, и, по всей вероятности, в перерыве на эти позиции могут быть приобретены новые футболисты. В полном соответствии с представлениями Силкина, а не клубного руководства, какого плана новички должны в этих зонах появиться.

    Использование контингента

    По потенциалу состав «Локомотива» не уступает, полагаю, подав­ляющему большинству команд премьер-лиги. Разве что ЦСКА и «Зениту». Все остальные, в том числе и «Спартак», весьма неожиданно «Локо» одолевший, подбору локомотивских игроков могут только позавидовать. Иной вопрос – как в «Локомотиве», тренеры которого в этом году вынуждены, похоже, принимать кадровые решения с оглядкой на президента клуба, используют имеющийся в их распоряжении контингент. Судя по всему, во-первых, не всегда так, как им бы хотелось. И, во-вторых, с издержками, сказывающимися как на самой игре, так и на ее результате. Только по этой, на мой взгляд, причине «Локомотив» оказался в глубокой яме в заключительной трети первого круга. В десяти первых турах «Локо» набрал 18 очков, в пяти заключительных матчах – четыре. Объяснение столь крупного провала создавшейся в результате деятельности Ольги Смородской чересчур нервозной и наэлектризованной атмосферой выглядит слишком простым и носит все же эмоциональный оттенок. Основная же причина громких неудач связана только с футболом – не выстроенной в должной мере игрой, отсутствием надежности в обороне, удивительной слабостью в единоборствах (матч с ЦСКА «Локомотив» может просматривать время от времени, как наглядный пример катастрофического поражения в единоборствах), не совсем верным, думается, распределением сил в середине поля, длительное время продолжавшейся ставкой в атаке на погрузневшего и давно, к сожалению, растерявшего кондиции Дмитрия Сычева. Игра «Локомотива» становится настолько предсказуемой, что с ней, как все видели, справились даже молодые ребята из «Спартака», которые туром позже были нещадно биты динамовцами.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»