• Светлая память

    Мнение Владимира Юрзинова

    14.09.11 00:29

    Конечно, в эти дни я скорблю по ребятам из «Локомотива». Погибло столько друзей, столько талантливых ребят. Но, как писал Сергей Рахманинов: «Умер только тот, кто позабыт». Я убежден, что никто из этих ребят забыт не будет. Они останутся со мной, в моей памяти и в моем сердце – молодые, здоровые, красивые.

    ***

    После шести лет работы в швейцарском «Клотене» я получил приглашение от руководства «Локомотива», которое поставило передо мной задачу омоложения команды, подготовки игроков и тренеров. Это меня привлекло. До этого у меня все проекты были длинные, по шесть – десять лет в одном клубе, я представлял, как вывести хорошую ярославскую молодежь на новый уровень, и мне было интересно заняться этим.

    Я пригласил в тренерский штаб Евгения Попихина, которого хорошо знал по совместной работе; Анатолия Хоменко; великолепного специалиста по атлетической и специальной технической подготовке Бориса Барышева, который много лет возглавлял конькобежную сборную и подготовил несколько олимпийских чемпионов. Потом еще пригласили из Торонто Николая Борщевского. Удалось собрать хорошую тренерскую бригаду.

    Работали очень много, но с удовольствием, потому что было очень интересно. Создали группу из молодых игроков – человек 12-13. Они тренировались как с первой командой, так и отдельно. Мы их готовили целенаправленно, разработав обширную программу, включавшую и техническую работу, и тактическую, и физическую, и индивидуальную, и катание, и видеопросмотры. Там было много очень хороших ребят: Артем Анисимов, Семен Варламов, Дмитрий Мегалинский, Алексей Швалев, Константин Глазачев, и, конечно, Саша Галимов, Гена Чурилов, Андрей Кирюхин, Саша Калянин, Саша Васюнов, Виталий Аникеенко… С Чуриловым интересно получилось. Он до этого год отыграл в Канаде – в юниорской команде «Квебек» у знаменитого Патрика Руа – и собирался снова туда ехать. Но перед этим в Яро­славле увидел наши тренировки и решил остаться.

    Для меня это была очень интересная работа. До сих пор с удовольствием ее вспоминаю. В Ярославле были созданы все условия для подготовки молодых хоккеистов: спортивная база с искусственным полем и гандбольной площадкой, возможность тренироваться на основной арене – все великолепно. Работалось в удовольствие, потому что эти молодые ребята были очень одухотворенные, желающие совершенствоваться. Всё схватывали на лету. Конечно, им приходилось непросто, но проблем никаких не возникало: ни с режимом, ни с дисциплиной. В общем, интереснейшая группа, давно я не видел таких открытых ребят.

     

    ***

    Они начали у меня играть уже с 17 лет. Если уж Анисимов был центром в звене с Антоном Бутом и Димой Власенковым! Регулярно играл Аникеенко, выходили Васюнов, Кирюхин. Калянин, помню, забил гол ЦСКА великолепным кистевым броском – сказочный. Все очень спортивные и очень дружные. По итогам нашей серьезной работы сразу восемь-девять ребят, в том числе и Ваня Ткаченко, входили в сборную России. Молодые же под руководством Евгения Попихина выиграли серебряные медали на чемпионате мира среди 20-летних – в сборной были Аникеенко, Васюнов, Кирюхин, Чурилов, а также Анисимов и Варламов. Попихина даже попрекали, что он «тащит» в команду ярославских.

    Просто мое тренерское счастье, что я встретил таких ребят! Они все были серьезные, трудолюбивые, немного закрепощенные. И мы их учили расслаблять плечи, быть более уверенными в себе. Тому же Васюнову это было необходимо, ведь он прирожденный снайпер. Ставили технику катания. Нам все эти ребята были как родные. Когда они заиграли, стали попадать в сборные, я радовался. Я жил их успехами, смотрел, как они развиваются. Я их люблю. Сейчас их уже нет, но они все по-прежнему со мной. И для меня они никуда не ушли…

    От работы с ними у меня остались самые светлые чувства. Я ощущал радость развития, созревания игроков. А на подходе во второй команде были еще и перспективные хоккеисты – например, Никита Клюкин, – их тоже подключали. Мы внимательно следили за всеми. Такая работа вообще характерна для «Локомотива», надо отдать должное руководству клуба. Они много лет работали в этом направлении, приглашали талантливых ребят, создавали условия, развивали. Ярославский клуб – один из лучших в плане подготовки резерва. И в нынешнем составе было много молодежи, самые яркие из которой – чемпионы мира среди молодежи прошлого года Даниил Собченко и Юрий Урычев. Считаю, в этом направлении должны работать все клубы. Я сам и в «Динамо», и в Финляндии старался выстраивать подобную систему, поэтому и получил приглашение работать в Яро­славле.

    ***

    Естественно, я хорошо знал не только молодежь «Локомотива». Карлиса Скрастиньша я в свое время пригласил в финский ТПС из рижской «Пардаугавы», и он отыграл у меня три сезона. За все время Карлис не пропустил ни одной тренировки, ни одного матча – он потом и в НХЛ стал главным «железным человеком» лиги. Вообще у нас в команде это было как закон: если у местных игроков назначена тренировка по желанию, то «ауслэндеры», то есть иностранцы – Скрастиньш, Саша Смирнов, Гера Титов, Андрей Скопинцев, Леша Кудашов – тренировались всегда.

    Карел Рахунек и Иван Ткаченко тоже играли за «Локомотив», когда я там работал. В той молодой команде они были поопытнее. С Русланом Салеем пересекались – он как-то приезжал ко мне в летний лагерь. Жизнь нас всех сводила. Александр Вьюхин работал с моим сыном в Новосибирске и Череповце. Так что для нас это семейное горе.

    А уж тренеры Игорь Королев и Александр Карповцев – это просто мои родные люди. Я их знаю лет с 17, когда работали вместе в «Динамо», я был знаком с их семьями. Игорь и Саша – ребята с очень сильным характером, настоящие трудяги. Они ни в какой ситуации не гнулись, не боялись.

    Отдельного слова заслуживает тренерский и административный штаб. Там были собраны настоящие профессионалы и великолепные люди, всегда готовые помочь. Они создавали микроклимат в команде – климат доброты. Это ребята с большими знаниями, сами спортсмены. Саша Беляев – мастер на все руки, золотой человек. У меня до сих пор остался брелок, который он мне сделал: конечек с числом 17 – он помнил, что я играл под семнадцатым номером. Андрей Зимин, Володя Пискунов… Они все жили хоккеем. Женя Сидоров – умница, сильнейший методист и видеотренер. Умнейший и добрейший человек. Летом я выступал на семинаре для тренеров по физической подготовке, и они все там были – и Сидоров, и Зимин, и только пришедший в «Локомотив» Коля Кривоносов, сын известного белорусского хоккеиста и тренера. Они хотели узнавать новое! Я был счастлив, что в команде такие ребята.

    ***

    К сожалению, обстоятельства сложились так, что в 2006-м мне пришлось уйти из «Локомотива». Мне так не хотелось оставлять эту команду. Она уже была, что называется, у нас, тренеров, в руках. Было готово первое звено, подходила молодежь. Но и за то время, что я там работал, нам удалось сделать немало, развернуть многих ребят. У нас была самая молодая команда чемпионата, если не считать воробьевских «масочников» из «Лады», и при этом – одна из самых результативных. Мы дошли до полуфинала. Прогрессировали и тренеры, и игроки. Великолепные люди, и о каждом можно говорить, как о родном.

    Судьба наносит порой очень жестокие удары, но судьба дает и такую радость, какую я испытал от работы с этими ребятами. И они остались со мной, они никуда не ушли. Я их всех помню, всех люблю.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №35 (14-21 сентября 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»