• Свои и «бывшие»

    24.04.11 01:30

    Свои и «бывшие» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Чрезвычайный комитет ФИФА после консультаций с УЕФА утвердил состав «комиссии по нормализации ситуации в Боснии и Герцеговине». В комиссию во­шли шесть человек из этой страны, которые знакомы с футболом не понаслышке. Как известно, еще 1 апреля ФИФА, а затем и УЕФА после неоднократных преду­преждений дисквалифицировали футбольную федерацию Боснии и Герцеговины (NFSBiH), отстранив ее сборные и клубы от участия в соревнованиях, проводимых под эгидой этих организаций. Поводом для дисквалификации стал порядок управления федерацией: ею, сменяя друг друга через полгода, руководят три президента – босниец, хорват и серб, которые к тому же назначаются не по своим профессиональным качествам, а по этническому происхождению.

    C уть проблемы кроется в слепом копировании футбольной федерацией сложного принципа политического руководства, существующего в Боснии и Герцеговине, – государстве, образованном в 1992 году после выхода из состава СФРЮ. В октябре прошлого года, к примеру, в стране появились сразу три президента: по одному от каждой из общин. В том же октябре генеральная ассамблея NFSBiH была готова принять предложения ФИФА, выбрав единого президента, но против этого выступила сербская сторона, испугавшись, что в случае избрания представителя иной общины к голосу сербов перестанут прислушиваться.

    Теперь же, когда срок уговоров истек и последовало решение о так называемой предварительной дисквалификации Боснии и Герцеговины, ФИФА и «комиссия по нормализации ситуации» начали совместно искать свет в конце туннеля. Времени ни у тех ни у других попросту не осталось, зато выявилась заинтересованность в быстрейшем решении проблемы. Почему? Дело в том, что 31 мая и 1 июня пройдет конгресс ФИФА, заключительной точкой которого станут выборы президента. Сначала они намечались как безальтернативные, но потом противостоять Зеппу Блаттеру решился президент Азиатской конфедерации футбола Мохаммед Бен Хаммам. Так что и без NFSBiH забот у вершителей мировых футбольных судеб вполне хватает: предвыборная кампания в разгаре. Президент ФИФА в эти дни раскатывает по миру, держа в одной руке кнут, а в другой пряник. Только-только поругал бразильцев за отставание от графика подготовки к чемпионату мира – 2014, как спустя несколько дней, узнав их гневную реакцию на свои слова, сразу же извинился: «У бразильцев проблем уже нет».

    Если компромисса в вопросе Боснии и Герцеговины достичь не удастся, эту ассоциацию придется отстранять от участия во всех международных соревнованиях. А зна­чит, и не допускать ее национальную сборную к очередному матчу европейского чемпионата, намеченному на 3 июня в Люксембурге. Это вряд ли понравится Блаттеру, наверняка готовящемуся рассказывать на выборах о победах и достижениях на всех фронтах. Констатировать ослабление роли ФИФА, пусть даже в такой небольшой стране, как Босния и Герцеговина, в его планы, естественно, не входит.

     

    Таков нежелательный вариант развития событий. Пытаясь его избежать, ФИФА вместе с «комиссией по нормализации ситуации» утвердили иной план, который состоит из двух рабочих фаз. До 26 мая в Боснии и Герцеговине должна собраться генеральная ассамблея, которая решит, как жить дальше, причем только вместе с ФИФА. А не позднее 30 ноября 2011 года новый состав Федерации футбола Боснии и Герцеговины предполагается утвердить на вне­очередных выборах. С «бывшими» ФИФА уже не разговаривает.

    Владимир Радионов, член комитетов ФИФА и УЕФА в 1990–2006 гг.:

     – Зная принципы работы ФИФА и УЕФА изнутри, я могу однозначно заявить, что обе организации прежде всего заботятся о порядке в деятельности национальных ассоциаций. Да, выдвигая ультиматумы, они ведут себя жестко, но в душе и в мыслях надеются на понимание противоположной стороны. И будут всячески поддерживать те силы в стране, которые пойдут на урегулирование проблемы. В любом государстве могут действовать хоть сто футбольных федераций, но ФИФА в итоге признает только ту, которая не просто победит на выборах, но и будет уважать ее устав. Даже независимо от того, поддерживает само государство эту футбольную федерацию или нет. Правда, это самый негативный вариант развития событий. Выход же есть всегда. В данном случае я тоже не понимаю, зачем футбольным президентам в Боснии и Герцеговине меняться каждые полгода? Устраивайте свои выборы раз в четыре года. Кроме того, я не сомневаюсь, что у сербов, боснийцев и хорватов наверняка найдутся вполне компетентные в футболе люди, которые будут занимать этот пост исходя из своих профессиональных качеств. Чего в том числе и добивается ФИФА.

    Подлог по-мексикански

    ФИФА и УЕФА за последние годы неоднократно вводили временные дисквалификации национальных ассоциаций. Делается это для того, чтобы не доводить ситуацию до жестких санкций в отношении сборных и клубов той или иной страны и получить время для ведения конструктивного диалога с национальными федерациями, провинившимися в нарушении устава международных организаций.

    Однако в 1990 году ФИФА все-таки пошла на крайние меры и дисквалифицировала мексиканскую федерацию. Дело в том, что в 1989 году мексиканцы грубо нарушили регламент мирового чемпионата среди юношей до 19 лет, заявив в состав команды сразу четверых переростков! Подлог выяснился очень скоро, причем поспособствовали этому сами же мексиканцы. Все четверо были внесены в состав национальной сборной Мексики, причем в графе «год рождения» был указан их настоящий возраст. Тогда в ФИФА действительно разозлились не на шутку. Сборные Мексики всех возрастов были дисквалифицированы аж на два года! Но наиболее всего пострадала национальная команда. Ее сняли с отборочного турнира чемпионата мира – 1990.

    Отставка Колоскова

    В апреле 2005-го на внеочередной отчетно-выборной конференции новым президентом РФС был избран сенатор от Санкт-Петербурга, бывший президент питерского «Зенита» и РФПЛ 46-летний Виталий Мутко. Он занял место Вячеслава Колоскова, который поначалу говорил о готовности противостоять Мутко, но потом отказался от борьбы. О том, что за отставкой Вячеслава Колоскова, который возглавлял советский и российский футбол более чем два десятилетия, стоят государственные структуры, он сам упоминал в книге «В игре и вне игры». Подробно описывал свои встречи с бывшим в ту пору главой администрации президента России Дмитрием Медведевым, а также его заместителем Владиславом Сурковым.

    В разговоре с Медведевым тот прямо спросил президента РФС, есть ли у него преемник? Колосков заметил, что Российский футбольный союз не династическая организация, но при этом несколько имен назвал. Первым в списке стоял Александр Тукманов, а в числе прочих прозвучала и фамилия Виталия Мутко. «В конце встречи Дмитрий Анатольевич посоветовал мне еще раз подумать о преемнике. Позвонив через три недели, был краток и лаконичен: «Наша кандидатура – Виталий Мутко. Предварительные разговоры с ним велись, он согласен. С вами свяжется мой заместитель Владислав Сурков, решите с ним все организационные вопросы. Проблема одна – не затягивать их», – вспоминал Колосков в своей книге.

    Накануне конференции сошел с дистанции гендиректор РФС Александр Тукманов, объяснивший это решение «личными причинами», а непосредственно в ходе выборов снял свою кандидатуру Михаил Жуков, представлявший ярославскую общественную организацию «Футбольный клуб «Шинник». Зарубежные СМИ писали о том, что в России происходят попытки волевого смещения президента РФС Колоскова в обход норм, принятых в мировом футболе, что расценивается как вмешательство власти в дела общественной организации и может повлечь за собой санкции ФИФА. Однако протестов со стороны Вячеслава Колоскова не последовало, и ФИФА в итоге согласилась с выбором Виталия Мутко.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»