-
Сынок, привези из Италии макарон и грамм двести колбасы
История чемпионатов мира14.05.14 15:20
(Фото: РИА «Новости»)
Впервые наша сборная не смогла преодолеть групповой этап. Кто бы тогда мог вообразить, что спустя каких-то полтора года аббревиатура СССР исчезнет с карты мира.
Чарльтон удивился отсутствию Саленко
Относительно спокойно преодолев сито отбора (наша команда опередила Австрию, ГДР, Турцию и Исландию), на Апеннины сборная Валерия Лобановского отправлялась в ранге вице-чемпиона Европы. Но футбол никак не мог быть оторван от общества. Все, что происходило в стране, бумерангом возвращалось и на футбольную почву. Экономика рухнула в одночасье! Полки магазинов опустели, зато появились талоны, купоны… Вспоминаю, как накануне мундиаля в «Футбольном обозрении» выступали наши юмористы (перестройка и гласность дали возможность говорить то, что вчера еще под пыткой никто бы не промолвил). И вот Илья Олейников зачитал телеграмму в адрес одного из «сборников», якобы от родни: «Сынок, бог с ними, с медалями! Привези нам из Италии макарон и грамм 200 колбасы!» Но было бы смешно, если бы не было так грустно. Футболисты через приоткрытые двери границы пытались всеми правдами и неправдами вырваться из лап доживающего свой век социализма. Заваров, Алейников, Дасаев, Хидиятуллин. Именно тогда в обиходе появилось слово «легионер». А еще парад суверенитетов. Грузия, Литва перестали быть частью советского футбола, следовательно, у Лобановского и его штаба сузился выбор исполнителей.
Откровенно говоря, команде недоставало свежей крови. Впрочем, доверие к Валерию Васильевичу по-прежнему сохранялось. Его программа, неоднократно приносившая результаты, должна была сработать и в Италии. Должна, но не сработала… В очередной раз накануне чемпионата наша команда понесла серьезную потерю. Алексей Михайличенко в контрольной игре с израильтянами (2:3) вывихнул плечо. И хотя один в поле не воин, но, как выяснилось позже, киевского «высокого блондина» сборной очень недоставало. Не взял Лобановский в Италию лучшего игрока сезона-1989 Федора Черенкова. Даже несмотря на аргументы председателя Федерации футбола Вячеслава Колоскова: «Свозить Черенкова на чемпионат мира стоило в качестве поощрения, своеобразной премии за долгие годы служения футболу». Валерий Васильевич не вступал в полемику. Уже много лет спустя он объяснил, что не приглашал Черенкова на крупные турниры исключительно из-за проблем со здоровьем… дальше не будем развивать эту тему. А вот почему не оказалось в заявке 20-летнего воспитанника СДЮШОР «Смена» Олега Саленко, и по сей день остается загадкой? Даже чемпион мира — 1966 Бобби Чарльтон очень удивился, когда не увидел киевского динамовца в сборной СССР. Видимо, сэр Бобби запомнил Саленко на чемпионатах мира и Европы среди юношей и юниоров, где питерец молотил голы, как семечки щелкал.
Был еще один щекотливый момент. Своей базой наш тренерский штаб выбрал городок Чокко на севере Италии, расположенный на высоте 550 метров над уровнем моря. Чтобы добраться в Бари или Неаполь с их 30-градусной жарой, приходилось спускаться на вертолете, потом лететь на самолете и ехать на автобусе. Соответственно, обратно проделывали такую же операцию. В условиях скоротечности турнира и запредельных нагрузок Лобановского такие перемещения действительно могли негативно отразиться на готовности команды.
Но, пожалуй, главная ошибка киевского маэстро заключалось в том, что тренер заранее объявил об уходе из сборной, вне зависимости от результатов. На Евро-2012, кстати, точно так же поступил Дик Адвокат, и ситуация получилась зеркальной.
Фредрикссон не отличил футбол от волейбола вперемешку с гандболом
Стартовые минуты первого матча с Румынией не предвещали печальной развязки. Наши создали три голевых момента (Протасов, Заваров, Алейников), а под конец тайма пропустили. Удар в ближний угол Мариуша Лэкэтуша не был из разряда неберущихся, что дало повод назвать Рината Дасаева одним из виновников поражения. Это была последняя игра в сборной великого вратаря. Во втором тайме уругвайский судья Кардельино решительно показал на 11-метровую отметку в эпизоде, когда Вагиз Хидиятуллин сыграл рукой в метре (!) от линии штрафной площади. Лэкэтуш с «точки» не промахнулся. Лобановский провалом признал лишь второй тайм. Команда, выражаясь футбольным сленгом, была «пустой». Кстати, блеклая игра с румынами стоила хорошего контракта форварду Олегу Протасову.
— «Фиорентина» проявляла ко мне интерес еще до начала чемпионата мира, — вспоминал Олег Валерьевич. — Но после матча с румынами во Флоренцию отправился Лэкэтуш, «отгрузивший» нам два мяча…
Во втором матче с аргентинцами, которые, так же как и мы, неожиданно проиграли на старте — Камеруну, напомнил о себе Диего Марадона, но не ослепительной игрой «а-ля 1986-й», а очередными маленькими футбольными хитростями (или пакостями?). Диего выбил мяч, летевший в пустые ворота, но наш старый знакомый швед Фредрикссон волейбол в вперемешку с гандболом от футбола отличить не сумел. Добавим, что игра проходила в Неаполе, а Диего Арамандович выступал как раз за местный «Наполи». В итоге сборная СССР уступила чемпионам мира 0:2 и практически лишилась шансов пробиться в плей-офф.
— Мяч после моего удара летел в угол. Марадона настолько откровенно выбил его из ворот рукой. И ведь Фредрикссон стоял рядом! Думаю, предвзятость все-таки была. Ну не переваривал человек все советское, органически не переваривал! Знаете, в то время над нами шутили: пока у вас, ребята, красный флаг развевается — вас так все время судить будут, — рассуждал много лет спустя защитник киевского «Динамо» Олег Кузнецов.
Интересно, что персональную опеку Марадоны главный тренер доверил минчанину Андрею Зыгмантовичу, доселе не блиставшему ни в клубе, ни тем более в сборной.
— «Как ты себя видишь в противостоянии с Марадоной?» — спросил Лобановский за день до игры. У меня глаза на лоб! Валерий Васильевич поставил задачу: «Персонально против Марадоны, когда тот на нашей половине поля». Диего сыграл не лучший матч. Бегал он мало, но мысль... Очень трудно было не дать ему получить мяч. Показывает в одну сторону, идет в другую. Пытался принимать мяч под дальнюю ногу, чтобы я не достал. Но после игры Лобановский меня лично не упрекал, — вспоминал Зыгмантович.
Напоследок, правда, наши футболисты «проснулись», разгромив сборную Камеруна — 4:0. «Неукротимые львы» под руководством советского тренера Валерия Непомнящего навели в Италии шороху, лишь в четвертьфинале в дополнительное время уступив англичанам. А наши паковали чемоданы. Практически все действующие лица сборной-1990 позднее признавали, что Лобановский ошибся в своих расчетах при выходе на «пик формы» всего на пару дней и в 1/8 финала команда обязательно бы «побежала». Но, как говорится, поезд ушел... Хотя мы могли запрыгнуть на подножку. Для этого в матче Аргентина — Румыния кто-то должен был выиграть 1:0, но фейр-плей на ЧМ вышел из моды. 1:1 — и в плей-офф двинулись наши соперники, что в общем-то было справедливо.
Каются в церкви!
На этом итальянская история не закончилась.
— Главной, на мой взгляд, причиной поражения стало отсутствие прежнего единства, — считает полузащитник Василий Рац. — В 1986-м про деньги вообще не вспоминали, но через четыре года они вышли на первый план. У нас был договор со спонсором — одной из компьютерных фирм. За каждый матч футболистам полагалась определенная сумма в долларах. Однако после того как мы не смогли выйти из группы, руководители отказались платить. Мы отправились на переговоры с Вячеславом Колосковым. Начались собрания, ультиматумы. Нам говорили: за что деньги? Вы проиграли! И прочие громкие слова. Короче, уговорили вернуться. Самолет улетел в Союз, а деньги так до конца и не выплатили.
Дома сборная подверглась жестокой критике, местами вполне заслуженной, местами же основанной лишь на домыслах и эмоциях. На коне оказались главные оппоненты Лобановского — Анатолий Бышовец и Эдуард Малофеев. Анатолий Федорович был категоричен: «Игроки были искусственно разделены на тех, кто задавал тон, притом не столько на поле, сколько за его пределами (прежде всего это относится к футболистам киевского «Динамо»), и на тех, кому заранее отводилась роль скорее пассивных наблюдателей, чем активных участников». Эдуард Васильевич предложил Лобановскому покаяться, на что Валерий Васильевич парировал: «Каются в церкви, а на тренерском совете — деловой отчет о проделанной работе».
Вот так бесславно была перевернута последняя страница повести под названием «Сборная СССР на чемпионатах мира по футболу».
Вокруг мундиаля
Герои
Официально в герои был записан 26-летний форвард Сальваторе Скилаччи, дебютировавший в сборной буквально накануне домашнего ЧМ. Короткостриженый, с безумным взглядом, «Тото» стал джокером тренера Вичини, но к победе «Скуадра адзурра» не привел. Поэтому объективно лучшим следует назвать немецкого полузащитника Лотара Маттеуса. «Десятка» бундестим работал на команду, а не наоборот. В итоге Кубок мира отправился в Западную Германию (объединились немцы, к слову, осенью 1990-го)
Тактика
Специалисты признали итальянский чемпионат одним из самых скучных в истории. Большинство команд сделало откровенную ставку на оборону. Даже бразильцы по приказу тренера Лазарони стали играть с «либеро» и… отправились домой уже после 1/8 финала. Сборная Лобановского использовала схему 4-5-1, а вот немцы продемонстрировали фундаментальную организацию обороны (3-5-2) с «чистильщиком» и двумя «персональщиками».
У микрофона
Итальянский ЧМ, впервые показанный советским ТВ в полном объеме, запомнился своими трансляциями, точнее — паузами. Коммерческая реклама в те годы только начинала свое победное шествие по телеэкранам. Спустя 24 года слоган «Беги в ''Адидас Торшн''. Пружинящих в такт движениям твоей стопы, с одной поставленной им целью — победить... ''Адидас Торшн''!» кого-то возвращает во времена романтической юности.Офсайд
А знаете ли вы, что чемпионат мог состояться в СССР?! Первоначально желание принять ЧМ-90, который по принципу очередности должен был пройти в Европе, выразили четыре страны: Италия, СССР Англия и Греция. Две последние вскоре сошли с дистанции. Существует версия, что президент ФИФА Жоао Авеланж обещал поддержку своему коллеге Вячеславу Колоскову — первому вице-президенту мирового футбольного хозяйства. Но ровно за одиннадцать дней до судьбоносного исполкома (в мае 1984-го) СССР объявил о бойкоте Олимпийских игр в Лос-Анджелесе… Исполком заслушал получасовой доклад президента Федерации футбола Италии Сордильо и… пятиминутное сообщение Колоскова. Затем президентов выставили за дверь и провели голосование — 11:5 в пользу Италии.
Скандал
В эпицентре оказались форвард Руди Феллер и голландский универсал Франк Райкаард, который для затравки сюжета плюнул в затылок своему оппоненту. Брутальный немец полез разбираться с обидчиком, за что также получил предупреждение. Всего через четыре минуты футболисты сцепились вновь, за что оба были удалены с поля. Произошло это в середине первого тайма, покидая поле почти родного «Сан-Сиро», Райкаард, защищавший честь «Милана», плюнул Феллеру непосредственно в лицо. Спустя годы голландец неоднократно заявлял в своих интервью, что сожалеет о гнусном поступке (при этом Феллера он обвинил в расизме), а немец демократично рассказывал, что простил обидчика. В итоге немцы победили голландцев (2:1) и вышли в четвертьфинал.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»