• Тактика и хитрость против белых волокон

    Олимпийские игры - 1972. Ситуация

    14.09.12 16:03

    Некоторые победы мюнхенской Олимпиады стоят особняком. Американцы были «унижены» в своих коронных видах. Сборная СССР в легендарном баскетбольном финале обыграла звездно-полосатых, а спринтер Валерий Борзов расправился с темнокожими бегунами на дистанциях 100 и 200 метров.

    Сейчас подобное выглядит просто невероятно. Обыграть гениев НБА и обогнать ямайского уникума Усэйна Болта (и прочих — американцев, тринидадцев, багамцев) нашим спринтерам не под силу. Почему раньше получалось, а сейчас нет? Об этом «Спорт» спросил у президента Всероссийской федерации легкой атлетики Валентина Балахничева и у заслуженного тренера СССР Евгения Гомельского (баскетбол).

    Президент Российской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев: «У нас пять лет работал врач без образования»

    — Почему мы не можем бороться в спринте с темнокожими? Физиология?
    — Конечно. Темнокожие спортсмены с Северо-Американского и Африканского континентов имеют явные генетические и природные преимущества. Этому есть и научные доказательства. Исследовались мышечные волокна атлетов с разным цветом кожи. У темнокожих атлетов было выявлено повышенное количество белых мышечных волокон, от которых зависит скорость движений, а значит, и бега.

    — Дело только в этом?
    — Других проблем тоже хватает. Нам, например, приходится конкурировать с футболом, под который сейчас по всей России строятся десятки стадионов. Это все хорошо, но туда уходят в том числе и талантливые дети, которые могли подойти нам. В футболе можно заработать больше и быстрее, чем в легкой атлетике. Стадионы для легкой атлетики тоже строятся, но не в таком количестве, как бы этого хотелось. У нас нет такого спонсора, каким, например, в футболе является Роман Абрамович.

    — И все-таки что делать для того, чтобы наши спринтеры выступали лучше?
    — Проводя чемпионат России, мы создали все необходимые предпосылки для появления у нас талантливых спринтеров. Например, мы искусственно занизили нормативы.

    — Как это поможет?
    — За выполнение нормативов присваивают спортивные звания. Более реальная возможность получить эти звания мотивирует спортсменов на то, чтобы продолжить заниматься спортом. Это, в свою очередь, дает работу тренерам, которые раньше уходили из-за отсут­ствия спринтеров. Мы уже видим результаты этого решения — в последние годы количество бегунов на короткие дистанции резко увеличилось. Для примера: на последнем чемпионате России в беге на 200 метров участвовало около 80 человек. Мы надеемся, что широкий охват позволит нам со временем выявить по-настоящему талант­ливых спортсменов.

     

    — Довольны вы нынешним уровнем российской спортивной медицины?
    — Я не доволен на сто процентов, но она стала значительно лучше. Сейчас спортивная медицина перешла в руки Федерального медико-биологиче­ского агентства. Это привело к тому, что она стала именно медициной.

    — То есть?
    — У нас был такой случай. В сборной пять лет работал один врач, потом он уволился, и выяснилось, что у него даже не было высшего медицинского образования. Сейчас же у нас работают профессиональные врачи и массажисты, увеличились зарплаты, повысилось качество медикаментов. Единственное, что не удастся быстро восстановить, — опыт, который накапливался годами. Кроме того, спортивную медицину надо выделять в отдель­ное направление и создавать крупный специализированный центр, который занимался бы этими вопросами. Сейчас всего этого нет, но скоро мы к этому обязательно придем.

    — Есть мнение, что ямайские спринтеры побеждают благодаря американцам, которые тестируют на них новые препараты.
    — Если эти препараты так хорошо действуют, почему американцы сами не применят их для своих спортсменов? Это больше похоже на бред.

    — Может быть, стоило натурализовать какого-нибудь ямайца и больше не беспокоиться за результаты?
    — Натурализация подразуме­вает не только приезд спортсмена и выплату ему заработной платы. Человека волнуют бытовые вопросы: куда он поедет, где будет жить, где ему будет комфортнее всего. Возникают проблемы климата, отношения к темнокожим. Такой спортсмен скорее выберет любую другую страну Европы, чем поедет в Россию.

    — Вот вы говорите про особенности темнокожих спортсменов. За счет чего в таком случае побеждал Борзов?
    — Он побеждал благодаря своему таланту, психологически устойчивому характеру и очень грамотному тренеру Валентину Петровскому. Мы ведь с Борзовым одного года и пересекались с ним в «Буревестнике». Из опыта личного общения с ним могу сказать, что он уже тогда выделялся высоким интеллектом.

    Заслуженный тренер СССР Евгений Гомельский: «Гегемония США не будет продолжаться вечно»

    — Наша сборная отлично выступила на Олимпиаде в Лондоне, тем не менее, выйди мы в финал, смогли бы бороться на равных с американцами?
    — Для начала хочу сказать, что выступление российской баскетбольной сборной в Лондоне-2012 было великолепным. Еще я считаю не совсем верным мнение, что завоеванная бронза — это заслуга Дэвида Блатта. Это такая же заслуга и Кириленко. Без этого выдающегося игрока у Блатта ничего бы не получилось. Что касается вашего вопроса, то все это условности, о которых даже не нужно говорить. Чтобы узнать ответ, Россия должна была сыграть в финале. Может быть, мы выглядели бы лучше испанцев, а может, нет. В любом случае российские баскетболисты выступили достойно.

    — Блатт и многие российские игроки высказывали мнение, что в одном конкретном матче американцев обыграть вполне под силу.
    — Сначала у американцев надо выиграть, а потом об этом говорить. В то же время я не считаю, что эту сборную США невозможно обыграть. Как бы это сейчас ни прозвучало, но для меня существует одна-единственная Dream Team, выигравшая Олимпийские игры в 1992 году. Сегодня звезд в Америке тоже хватает. У них потрясающий выбор — на каждую позицию по сто человек! Но и такая команда способна проиграть.

    — И как ее можно победить?
    — Любую американскую команду, будь то женская или мужская сборная, можно обыграть прежде всего за счет тактики и спортивной хитрости. Есть один нюанс, который характерен для многих сборных команд Северной Америки. Когда у них все получается, игра идет под их диктовку, они из пяти очков преимущества могут сделать «+25». Когда же у них что-то не получается, на всех участках поля им навязывается борьба, соперник избирает специальную тактику под них — тогда США проигрывают. И такое время от времени происходит.

    — И все-таки случается это крайне редко. Их гегемония будет продолжаться вечно?
    — Спрогнозировать невозможно. Однако раньше европейцев практически не было в НБА. На сегодняшний же день несколько команд собраны только из европейцев, южноамериканцев и даже африканцев. Поэтому я бы не стал утверждать, что американцы будут побеждать всегда и всех. Дай бог, чтобы и в России в скором времени появилась команда, которая будет их обыгрывать.

    — 40 лет назад сборная СССР победила США именно благодаря ­тактике?
    — В первую очередь в той команде играли великолепные звезды. Александр Белов, к сожалению рано ушедший из жизни, был, пожалуй, единственным баскетболистом в мире, которого американцы в те годы были готовы пригласить в НБА. И ему поступали такие предложения. Однако все остальные игроки были не менее великими. Плюс гениальный тренер Кондрашин, сумевший их сплотить.

    — Вернемся к текущей ситуации. Кириленко уже не молодой, впрочем, как и другие лидеры сборной, такие как Хряпа и Моня. Что будет, когда они закончат карьеру?
    — Есть много интересных и молодых игроков, и это не только Сергей Карасев, который уже сейчас выступает за сборную. У нас масса талантов. Главное — правильно ими распорядиться. Важнейшая проблема сегодня — тренерские кадры, работающие с резервом. Их подготовка — первая задача для людей, переживающих за российский баскетбол.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»