-
Театр одного форварда
Юбилей22.04.09 23:27
20 апреля исполнилось 60 лет выдающемуся хоккеисту Александру Мальцеву.
Он покинул лед четверть века назад, но и сейчас нет-нет, да мелькнет его «тень» — в чьем-то виртуозном дриблинге, выверенной передаче, ошеломляющем броске. «Как Мальцев!» — восторженно выдохнет комментатор. «Сыграл по-мальцевски!» — привычно выведет рука репортера.
Игра дважды олимпийского победителя и девятикратного чемпиона мира, действительно, гарантировала зрелище. Да и старая хроника это подтвердит…
Пеле на льду!
Эти слова — давнее, восторженное «восклицание» югославских газетчиков. В нем нет преувеличения: Александр Мальцев, действительно, творил на льду все, что хотел. А если к желанию добавлялось вдохновение, то остановить его было невозможно. Игра динамовца рождала эпитеты: «наследник Боброва», «Есенин русского хоккея»… Трижды его признавали лучшим нападающим чемпионата мира, пять раз он входил в пятерку сильнейших форвардов планеты.
Одним из шедевров Мальцева стал гол в ворота шведов на чемпионате мира семидесятого года, когда он одурачил всю пятерку скандинавов и вратаря Холмквиста. Это был образец хоккейного совершенства, театр одного форварда, в котором Александр был автором сценария, режиссером и исполнителем в одном лице. Действо, однако, было молниеносным — секунд десять, не больше. Зато овации гремели долго.
Уместно вспомнить слова известного финского вратаря Йормы Валтонена, предупреждавшего, что нельзя верить ни одному движениию Александра — все равно обманет. Защитники и вратари соперников так и поступали. Но это не помогало.
На крыльях любви
Другой пример мальцевского «коктейля» из таланта и вдохновения — матч 1973 года «Динамо» и ЦСКА. Еще перед встречей на переполненных лужниковских трибунах пронесся слух о завтрашней свадьбе Мальцева. Но этот факт заметно насторожил поклонников бело-голубых: не опьянит ли его любовный напиток?
…Сорок минут ЦСКА обрушивал на соперника всю свою неиссякаемую мощь, и казалось, что отвратительное настроение жениху после матча обеспечено. Но в третьем периоде игра вдруг перевернулась: возрожденное из пепла унизительного счета 2:6 «Динамо» устремилось на штурм армейских бастионов. Мальцев летал на крыльях любви и трижды поражал ворота Третьяка.
К исходу матча на табло горели две «ничейные» семерки. А на последних секундах Мальцев едва не добыл для своей команды викторию — его бросок угодил в штангу…
Эффектно и эффективно
Игра Мальцева при всей своей эффектности была еще — нечастный, между прочим, случай — и поразительно эффективной. Сыграв за «Динамо» в 529 играх, он забросил 329 шайб. Кроме того, он забивал в зарубежных турне бело-голубых и в розыгрышах Кубка страны.
В национальной сборной, где Мальцев пребывал полтора десятка лет и провел 322 встречу, он зажигал победный красный огонь за чужими воротами 212 раз — вряд ли этот рекорд в обозримом будущем будет побит. Нельзя не вспомнить и о множестве ювелирных, как на блюдечке, голевых передачах Александра партнерам.
За свою карьеру в клубе и сборной Мальцев, разумеется, по тренерской воле сыграл почти в 70 (!) сочетаниях и даже немного в одной тройке с младшим братом Сергеем. И с каждым из коллег Александр находил общий хоккейный язык.
Однако неверно представлять карьеру Мальцева этакой безоблачной сказкой. Были в его жизни и шипы, и тернии…
Последний звонок
В моем архиве хранится вырезка с материалом «Ничего не случилось…», опубликованным в одной из центральных газет в конце семидесятых. Это открытое письмо капитану хоккейного «Динамо» Мальцеву. Накануне команда отправилась в Швецию на Кубок Ахерна без него: рейс, назначенный на раннее утро, звездный игрок банально проспал. Но корреспондент посчитал, что этот случай логично вытекает из образа жизни форварда, который все больше отвлекается на «отдых» с пирушками. Так Мальцеву — на всю страну — вынесли серьезное предупреждение.
В той публикации были такие слова: «Не стоит, право, дожидаться очередного звонка. Ведь он, Александр, может оказаться последним. Понимаешь, последним». И Мальцев внял призыву…
Кстати, он признавался, что не раз встречался с председателем КГБ и куратором «Динамо» Андроповым. Возможно, во время одной из душевных бесед Юрий Владимирович и направил своего любимца на путь истинный. По достоверным слухам, именно шеф госбезопасности уберег Мальцева и его одноклубника защитника Валерия Васильева от посягательств ЦСКА.
…Он ушел из хоккея, когда ему шел 36-й год — в самый что ни на есть «пенсионный» возраст. Но потом признавался, что сил гонять шайбу хватило бы еще года на четыре. Даже сейчас думается об этом с грустью — сколько бы еще раз Мальцев забил, поразил и восхитил?
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»