-
Телекомментатор Наталья Фабричнова: «Повезло, что Квята поддерживает «Ред Булл», — нужна поддержка и Петрову»
11.10.14 21:09
Для кого-то «Гран-при России» является развлечением, возможностью скоротать время у телеэкрана, для кого-то — это работа. Ко второй категории относится Наталья Фабричнова. Если Алексей Попов — «российский голос “Формулы-1”», то Наталья — женский голос «Королевских гонок» в нашей стране. Но, что самое главное, не менее компетентный. Все-таки она — бывшая гонщица картинговой серии World Formula. Специальный корреспондент «Спорта День за Днем» встретился с Натальей в Сочи и попросил рассказать о нюансах работы и общении с самыми быстрыми людьми планеты.
«Снежная королева»? Кими Райкконен
— Большинство обывателей считает, что комментаторы на короткой ноге со всеми пилотами «Формулы-1». Это действительно так?
— Все зависит от того, сколько лет ты являешься комментатором. Если ты новичок, то должен следовать общим правилам, пользоваться исключительно пресс-окнами, у которых есть свое расписание. Но есть в паддоке и такие люди, которые работают в «Формуле-1» уже десять-двадцать лет. Естественно, они уже прошли со многими пресс-атташе пилотов чуть ли не полжизни, их все знают, поэтому они могут чувствовать себя немного свободнее. Но комментатор, конечно, немного привилегированная профессия. В отличие от газет, тебе необходимо выдавать получаемую информацию не на следующий день, а тут же, в эфир. Поэтому нам надо как можно больше свежих новостей, каких-то инсайдов.— Лично вы уже можете подойти к любому пилоту или только к россиянам?
— Мне очень помогает Алексей Попов, который в «Формуле-1» уже двадцать три года. Он всех знает, поэтому показывает мне правила хорошего тона. У каждого в пропуске прописаны зоны доступа, поэтому Алексей выступает в качестве гида, показывая, как же функционирует мир, организованный Берни Экклстоуном. Понятно, что я на короткой ноге с испаноговорящими пилотами, потому что говорю на их языке, и мне сложнее с тем же Льюисом Хэмилтоном, носителем английского языка. Алексей, например, блестяще владеет французским, поэтому общается свободно с его носителями. Ну и конечно, нам повезло, что и Виталий Петров, когда он был в «Формуле-1», и Даниил Квят — очень открытые ребята. К ним всегда можно подойти поговорить вне общего окна для прессы, и они расскажут что-то, что тебя интересует в данный конкретный момент.— Судя по тому, что я успел увидеть в паддоке, самый открытый из гонщиков — это Даниэль Риккьярдо. Или есть более словоохотливые ребята?
— Помимо того, что это гонщик ведущий команды, а значит, у всех на виду, он действительно постоянно улыбается. Риккьярдо всегда в хорошем настроении, может пошутить. В общем, классный парень. Но есть ребята, вроде Пастора Мальдонадо, которые находятся с другой стороны пит-лейна, если вы понимаете, о чем я (у гонщика «Лотуса» нет ни одного набранного очка в нынешнем сезоне, — «Спорт День за Днем»). Он выступает за команду, которая сейчас не является топовой. На него постоянно сыпятся шишки, потому что он чуть ли не в каждый уик-енд разбивает машину, попадает в какие-то ситуации, после которых его наказывают. На этот сезон он взял тринадцатый номер, и мне кажется, что все с ним происходящее — неслучайно. Это человек невезения. Но он по-настоящему открытый парень, может помахать тебе и сказать «Привет» даже когда идет по трассе с инженерами. Ну и еще можно отметить Адриана Сутиля. Где сейчас «Заубер» — ноль очков. Перед ним нет толпы журналистов, но он тоже очень интересный человек. С ним можно поговорить о чем-то кроме «Формулы-1», что является большим плюсом.— А кто, эдакая «Снежная королева»?
— Ответ на этот вопрос можно угадать, посмотрев всего пять минут общения гонщиков с прессой (смеется). «Снежная королева» из снежной страны.— Кими Райкконен?
— Да. Причем мне кажется, что последние год-два он стал немного работать на этот имидж. Я сама видела, как он улыбается, когда ему задают длинный, трехэтажный вопрос, на что он говорит «Да», «Нет» или просто кивает головой. И все смеются.— Есть ли такие, кто поймал звезду?
— Они все в праве чувствовать себя звездами, их всего двадцать два человека в «Королеве автоспорта». Чаще всего звездная болезнь приходит к тем, кто рано добивается успеха. Потом они все успокаиваются и становятся нормальными ребятами.— Кто из иностранных гонщиков успел лучше всех овладеть русским языком?
— Самый большой словарный запас у Фернандо Алонсо.— Все ясно, благодаря его подруге Даше Капустиной.
— Да, Даша внесла и продолжает вносить в это свой вклад. Мы с ней немного пообщались, и она сказала, что Фернандо знает не только «Доброе утро». Хотя и это, согласитесь, неплохо, потому что это выражение посложнее, чем «Привет» или «Пока». Алонсо — полиглот. Он дает пресс-конференции на нескольких языках, легко переключается с одного на другой.В Сочи даже пряники есть!
— Какие плюсы у вас от работы на домашнем «Гран-при»?
— С одной стороны, не важно, чтобы организаторы говорили по-русски, чтобы понять, как получить аккредитацию или забронировать за собой место в пресс-центре. С другой, гораздо приятнее психологически. Вплоть до того, что тебе не надо думать о визе или собирать большой чемодан (улыбается). Даже пряники в пресс-центре есть, что уже помогает чувствовать себя приятнее.— А если говорить о сложностях?
— Более сложное расписание. У нас заметно прибавилось количество прямых включений и репортажей. При этом остается усиленная подготовка к включениям — тебе необходимо все читать в таком же объеме и при этом работать в два-три раза больше.— Отличается ли чем-то телевизионный показ?
— Он стандартный. Но в этот раз мы показывали свободные заезды на «России-2», а не на «Спорте-1», как на других этапах. Ну и конечно, в Сочи намного больше съемочная бригада.— Паддок, пресс-центр... Все в Сочи сделано по шаблону или чем-то отличается от зарубежных «Гран-при»?
— Если шаблон и есть, то он высший (улыбается). Давайте приведу пример. Пресс-центр на городских этапах — это какая-то сборная конструкция. В Канаде — это вообще чуть ли не тент, который продувается всеми ветрами, а люди вынуждены сидеть в куртках. Здесь все гораздо удобнее. И нет такого, как на азиатских «Гран-при», где на улицах очень жарко, а в пресс-центрах кондиционеры работают так, что приходится сидеть в куртках. В Сочи даже еда для журналистов есть.— То есть так не везде?
— Далеко не везде. Иногда тебе просто дают воду, а здесь вы видите, какое разнообразие всего. Дьявол, как говорится, в мелочах.Запомните имя — Иван Маркелов
— Правильно я понимаю, что многие гонщики скептически относились к «Гран-при России»? Во многих интервью они говорят о том, что трасса здесь оказалась лучше, чем они думали.
— Просто, когда ты видишь новую трассу и тот же третий сектор с поворотами под девяносто градусов, думаешь, что она окажется медленной. А если посмотреть на интервью гонщиков, то они всегда называли своими любимыми трассами — скоростные.— Все идет к тому, что победителем сочинского этапа окажется кто-то из гонщиков «Мерседеса»?
— Я бы сказала, что сюрпризы все равно есть. Тот же Боттас из «Уильямса» по ходу свободных заездов показывал время даже быстрее Росберга. У них тоже мотор «Мерседес», что дает определенное преимущество. Баттон и Магнуссен были также потрясающе быстры. Хотя Кевин и потеряет пять мест на старте из-за смены коробки передач. Фернандо Алонсо выглядит чуть хуже по сравнению с тем, что он показывал в пятницу. Но мы знаем, что он умеет выжимать больше, чем максимум. Кто знает, может исход окажется не таким очевидным, как кажется.— Даниил Квят со следующего сезона становится гонщиком «Ред Булл». Насколько вероятно, что он сразу же сможет бороться, пусть и не за чемпионство, но хотя бы за тройку сильнейших с учетом силы нового болида?
— Я всегда опасаюсь прогнозов. Иногда в регламенте могут поменять совсем, казалось бы, незначительные вещи, но раз — и темп теряется. Те же «Макларены» переходят на «Хонду», «Лотус» переходит на моторы «Мерседес». Нельзя заранее сказать, что «Ред Булл» будет в такой же хорошей форме. Хотя, естественно, мы на это надеемся. Особенно зная талант самого Квята. Если все сложится, будем болеть за подиумы и победы.— Не ходят ли в кулуарах разговоры о появлении в «Формуле-1» кого-то еще из россиян?
— Пока нет. Радуемся, что у нас есть Квят, рассчитываем на тест-пилота «Заубера» Сироткина... Но обычно команды до последнего держат закрытой информацию подобного рода.— Получается, вероятнее лишь возвращение Виталия Петрова, если он найдет спонсора?
— Да. Это определяющий момент. Даже за Алонсо есть банк «Сантандер». Нам повезло, что Квята поддерживает «Ред Булл», нужно, чтобы кто-то поддержал и Петрова.— Видите ли вы в других гоночных сериях россиянина, способного заявить о себе в «Формуле-1»?
— Мы весь сезон следим за Артемом Маркеловым из GP2. Это очень талантливый мальчик. Все что ему нужно — просто справиться с квалификациями. Он просто блестяще едет в гонках, но в квалификациях, говоря его словами, «постоянно проваливается». То чистого круга нет, то машина ломается, то своя ошибка... Он часто умудряется приезжать в очковую зону, стартуя из конца двадцатки. Посоветовала бы запомнить всем именно это имя.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»