-
То, чего вы не знали о «Газпром Арене». Почему это стадион будущего
«Зенит» провел эко-экскурсию по «Газпром Арене»14.10.21 20:33
О том, что «Газпром Арена» – современный стадион, которому ФИФА присвоила самую высокую – четвертую – категорию, и единственный в стране с раздвижной крышей, знают все. Но любой стадион – огромный механизм, и внутри него происходит множество процессов, большинство их которых мы не замечаем в силу объективных причин.
«Зенит» и «Газпром Арена» стараются идти в ногу со временем. Во многом это имиджевый вопрос, важный как для клуба и города, так и для страны в целом. Особенно в преддверии финала Лиги чемпионов, который пройдет на «Газпром Арене» в следующем году.
В современном мире тема экологии одна из самых обсуждаемых. Ее можно игнорировать и закатывать глаза при любом упоминании Греты Тунберг, но то, что ресурсы небезграничны, а природа страдает от присутствия человека – факт. И если продолжать в том же духе, экологическая катастрофа действительно произойдет. Может, и не с нами, а со следующим поколением, но это не значит, что нам должно быть все равно.
«Зенит» и «Газпром Арена» создали бренд «Экостадион». Его цель – приобщить гостей стадиона к бережному отношению к окружающей среде.
– В ситуации бурного развития общества мы генерируем большое количество отходов, с которым, возможно, будущие поколения не справятся. Наша задача – начать раздельный сбор отходов, чтобы уже сейчас минимизировать влияние на природу и оставить будущим поколениям возможность жить в нормальных экологических условиях. Мы хотим показать на примере нашего стадиона, что общество готово к разделению и переработке отходов, – рассказала начальник экологической службы «Газпром Арены» Олеся Пономарева.
На всей территории стадиона, а это примерно 42 гектара, установлено около тысячи контейнеров. Желтые – для бутылок, зеленые – для несортируемых отходов. Даже операторы питания, работающие на «Газпром Арене», разделяют мусор на своих точках.
У стадиона есть своя клининговая служба, состоящая из 60 человек, включая водителей. Помимо уборки стадиона и прилегающих территорий, она занимается разделением и накоплением 50 видов отходов. Основных видов гораздо меньше, но, например, тот же пластик подразделяется еще на семь видов. Даже оставшиеся программки, выпускаемые перед каждым матчем «Зенита», отправляются на переработку.
Благодаря разделению отходов их часть, те же бутылки, из которых сейчас делают футбольную форму, можно продать заинтересованным компаниям. Это не приносит доход, но помогает экономить. Деньги, полученные с продажи вторсырья, идут на оплату его транспортировки.
– Наши зрители достаточно сознательные. Контейнеры на 90 процентов заполняются отходами, которые можно потом отсортировать. Это не отдельно банка и отдельно крышка, это все вместе, но дальше у нас проходит досортировка. Во время проведения спортивно-массовых мероприятий невозможно объяснить людям, что крышка и бутылка – это две разные фракции. Но нельзя сказать, что люди не пользуются нашим предложением разложить то, то у них осталось, по контейнерам. Это работает, – рассказал начальник клининговой службы Юрий Богза.
У «Газпром Арены» есть три пресс-компактора – это специальное оборудование, помогающее прессовать и вывозить оставшиеся отходы, которые уже невозможно разделить. В 2017-м году, когда на стадионе проводились матчи Кубка Конфедераций, после каждой игры вывозилось 8–10 контейнеров на 27 кубов. Теперь после каждого матча со стадиона уезжает два пресс-компактора. Это минимизирует не только затраты, но и количество используемого бензина, что тоже считается экологичным потреблением.
– Сначала мы собирали только бутылки и картон, а потом дошли до таких непопулярных фракций, как пенопласт и пвх. Думаю, находясь здесь, можно понять, что это возможно воплотить на любом стадионе, но, к сожалению, так дела обстоят далеко не на всех российских аренах. Самая главная мотивация – снижения отходов, вывозимых на полигон. Это уменьшает свалки, – объяснил заместитель начальника отдела клининга Алексей Малаховский.
Не заметить контейнер трудно, но есть вещи, на которые мы просто не обращаем внимания. На «Газпром Арене» работают над снижением водопотребления. Для этого в санузлах, которых на стадионе больше 800, установлено оборудование с двумя клавишами и рассекатели воды, а фонтанный комплекс работает по системе оборотного водоснабжения. То есть он повторно использует воду.
За энергопотреблением на «Газпром Арене» тоже следят. По стадиону установлены датчики движения, которые регулируют включение и отключения электроэнергии. А 90 процентов ртутных ламп заменены на светодиодные.
Проводится озеленение территории. В этом году планируют посадить около 150 деревьев и 35 кустарников в дополнение к тому, что уже растет.
Сейчас подобное – редкость, но стадионы будущего будут именно такими.
Фото: Анна Коробкова
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»