-
Точка отсчета
07.12.10 19:59
Больше всего, признаться, удивила реакция англичан на жестокое поражение в Цюрихе. Получив всего два голоса (своего представителя и, наверное, Франца Беккенбауэра) и вылетев после первого же тура, они набросились на членов исполкома ФИФА, которых сами же на протяжении последних нескольких месяцев методично уничтожали в прессе.
Занимался этим, понятно, не заявочный комитет, который не в состоянии был повлиять на процесс, затеянный английскими СМИ (интересно, сами они додумались раскрутить сначала дело лорда Трисмана, а затем спровоцировать двух членов исполкома ФИФА или же их кто-то «навел» на это?), но слово «Англия» в данном случае оказалось ключевым. Англичане смело могли снимать свою заявку еще до начала выборов, чтобы не констатировать затем, как глава заявочного комитета Энди Энсон: «Совершенно ясно: те, кто обещали за нас проголосовать, этого не сделали». Господина Энсона можно было, конечно, попросить расшифровать слово «обещал» и назвать обещавших, но нет никакого смысла добивать побежденных, продолжающих считать, что в мире остались лишь две тайные, глубоко засекреченные организации – ФИФА и КГБ.
Уровень готовности
Россия как была перед голосованием в Цюрихе, ставшем для нее точкой отсчета, самой неготовой для проведения чемпионата мира страной, так ею и осталась. Этот ее статус – одна из победных причин: ФИФА подтвердила, что продолжает заниматься развитием в слаборазвитых в футбольном отношении странах.
Блиц-визит в Швейцарию Владимира Путина, верно, как оказалось, рассчитавшего время появления перед членами исполкома ФИФА и встречи с Зеппом Блаттером, лишний раз подтвердил, что все государственные гарантии, связанные с организацией чемпионата мира, остаются в силе и будут непременно выполнены. Средства государства, инвестиции олигархов (один из них – Роман Абрамович, входивший в состав российской делегации, там же, в Цюрихе, получил от Путина предложение «раскошелиться»), участие в грандиозном строительстве иностранных компаний – все это начнет, можно предположить, работать сразу после создания в ближайшее время основательного организационного комитета с привлечением в него не свадебных генералов, а вполне ответственных «пахарей» (и среди чиновников высокого ранга «пахарей» можно обнаружить) из различных сфер нашей жизни, имеющих непосредственное отношение к предстоящему событию.
РФС в тени
Если в ситуации с выдвижением Украины и Польши на Евро-2012 основные заявочные хлопоты и заботы легли на президента ФФУ Григория Суркиса, то РФС к продвижению российской заявки имел предельно формальное отношение. О существовании РФС применительно к этой истории вспомнилось, лишь когда на сцену в Цюрихе (после того как Зепп Блаттер достал из конверта листочек с надписью RUSSIA) вместе с теми, кто принимал непосредственное участие в продвижении заявки России и, в частности, выступал на ее презентации, поднялся Сергей Фурсенко.
Ни он, ни многочисленные сотрудники его организации не были замечены в деятельности, связанной с получением права на проведение чемпионата мира. Алексей Сорокин, конечно, продолжает числиться генеральным директором РФС, но, к счастью, все последние месяцы он был занят только исполнением обязанностей главы нашего заявочного комитета.
Впрочем, так и должно было, наверное, быть. Задача Российского футбольного союза – популяризация футбола в стране, взаимодействие с РФПЛ и ПФЛ, желательно конструктивное, и забота о выступлении российских сборных – всех, а не только первой, на которую направлены усилия президента и большой группы его советников. Зачем отвлекать людей от важного дела, когда есть возможность включить в оргкомитет специалистов, не связанных с присущей РФС повседневной рутинной работой, например, по переводу российского футбола на формулу «осень-весна».
Роль Колоскова
Мы, несомненно, должны выразить публичную благодарность Зеппу Блаттеру. Не только за то, что он, насколько известно, лично голосовал за нас, но прежде всего за то, что в ходе московской встречи с президентом России Дмитрием Медведевым, когда глава государства поинтересовался, какие следует предпринять шаги, для того чтобы российской заявке сопутствовал успех, Блаттер ответил примерно следующее: «Я бы посоветовал обратиться к доктору Колоскову, обладающему огромным опытом в международной футбольной деятельности и хорошо знающему наш мир».
Надо отдать должное присутствовавшему на встрече Виталию Мутко, который, как известно, будучи президентом РФС, Колоскова не жаловал и к его услугам, да что там к услугам – даже к советам, никогда не прибегал. В этом же случае Колосков, рекомендованный Медведеву Блаттером, получил немедленное приглашение войти в заявочный комитет. Неизвестно, была ли у Вячеслава Ивановича какая-то, пусть даже формальная, должность в этой организации. Да это и не важно. Важно лишь то, что опытный международный футбольный функционер словно обрел вторую молодость. Он без устали летал по всему миру, встречался с теми, кого прекрасно знал по многолетней работе в ФИФА и УЕФА. С кем-то из них за десятилетия Колосков подружился. Рикарду Тейшейра, член исполкома ФИФА из Бразилии, еще в советские времена, например, приезжал вместе со своим тестем Жоао Авеланжем в гости к Колоскову, они ездили на Байкал, парились в бане и ныряли в прохладу сибирского озера. С кем-то Вячеслав Иванович приятельствует по сей день. Кто-то для него просто хороший знакомый. Главное – все знают Колоскова, фигуру в международном футбольном движении весьма авторитетную.
Команда для мундиаля
Было бы, на мой взгляд, серьезной ошибкой привлечение в организационный «футбольный комитет» людей из комитета «олимпийского», пусть и зарекомендовавших себя в ходе подготовки к сочинской Олимпиаде. В качестве консультантов, способных на основе полученного в Сочи опыта уберечь от возможных ошибочных шагов, характерных для начала пути, – да, но только не в роли совместителей на постоянной основе. Такой путь может затормозить деятельность сочинского комитета и не позволить разогнать до нужной скорости работу футбольного.
Наверное, есть смысл при формировании оргкомитета обратить самое серьезное внимание на Алексея Сорокина. Он вполне, думается, готов для работы в руководстве организационного комитета. Качество сделанного им на пути к Цюриху позволяет предполагать это. Наверняка Сорокину известны имена мобильных «рабочих лошадок», которые по первому же его зову готовы приступить к исключительно сложной работе по подготовке к проведению футбольного чемпионата мира.
Вячеслав Колосков прав, когда говорит о том, что решение об оргкомитете должно приниматься на правительственном уровне. Можно вспомнить в связи с этим, сколько времени было понапрасну потеряно на Украине из-за политической нестабильности, в которой оргкомитеты по проведению Евро-2012 с определенной периодичностью вырастали словно грибы. Разумеется, правительство за оргкомитет работать не будет, но правительственное решение автоматически означает и ответственность на таком же высоком уровне.
Колонка Александра Горбунова из еженедельника «Спорт день за днем» №48 (8-14 декабря 2010 года).
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»