• Томислав Дуймович: «В команде Билича все равны»

    Персона

    25.05.12 00:31

    Томислав Дуймович: «В команде Билича все равны» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Хорватский хавбек «Динамо» – о новом тренере «Локомотива», несговорчивом Кака, фанатах «Сарагосы» и баскетболистах, обожающих футбол.

    — Славен Билич на днях сообщил, что по окончании Евро‑2012 возглавит столичный «Локомотив». Что, на ваш взгляд, он может дать вашему бывшему клубу?
    — Если не брать в расчет его недолгую работу в «Хайдуке», это его первый клубный опыт. Ранее в интервью он неоднократно говорил, что хотел бы поработать в клубе, и, учитывая его сложившуюся тренерскую репутацию, он вряд ли согласился бы возглавить какую-то заштатную команду. Биличем интересовались серьезные клубы из Англии и Турции, и уже тогда было ясно, что он сделает выбор в пользу клуба с именем. О том, как у него сложится в «Локомотиве», говорить рано – о работе тренера всегда говорит результат. Что касается работы, проделанной им в сборной, ее результат говорит сам за себя – под его руководством Хорватия уже давно занимает место в первой десятке мирового рейтинга ФИФА.

    — До того, как сообщить публично о принятом им решении, Билич с вами не связывался, чтобы обсудить, что за клуб «Локомотив»?
    — Нет, ни он, ни кто-либо из его окружения, ни из самого «Локомотива» не звонил мне. Все, что мне стало известно на этот счет, я узнавал из газет, в том числе и про якобы имевший место интерес к Биличу со стороны «Динамо». Теперь, наверное, на этот счет пообщаемся с тренером на сборах перед Евро, но это, скорее, будет касаться каких-то житейских деталей, нежели клубных дел. Уверен, что у Билича еще до встречи со мной будет уже довольно много информации о его новом клубе.

    В «Локо» к Биличу? Все возможно!

    — Предположим, вы стали свободным игроком. Захотели бы вернуться в «Локо» и играть под началом своего нынешнего тренера в сборной?
    — Честно говоря, не думаю в таком ключе. Мои мысли в первую очередь связаны с приближающимся чемпионатом Европы, к тому же мой контракт с «Динамо» действует еще чуть больше года. Еще не понятно, кто будет тренировать коман­ду в новом сезоне (беседа с Дуймовичем состоялась 17 мая. – c), и я сам не знаю, буду ли востребован в «Динамо»: если меня хотят сохранить в коман­де, я вернусь и буду доказывать любому тренеру, что заслуживаю место в составе. Если окажусь не нужен, тогда будем садиться за стол и обсуждать дальнейшие шаги. В случае если стану свободным игроком, все опции будут в игре, не только вариант с «Локомотивом». В таком случае буду взвешивать предложения и выбирать лучшее из них. Но в этом вопросе много нюансов, учитывая, что я еще не знаю, какова позиция «Динамо» по отношению ко мне. Формально по окончании аренды я вновь стал полноправным игроком «бе­ло-го­лу­бых», мой контракт действует до 1 августа 2013 года.

     

    — Билич утверждает, что в сборную Хорватии трудно войти, но еще труднее из нее выйти. Как вы лично трактуете такую позицию: как здоровый консерватизм или же отражение его философии, что успехи команды в первую очередь зиждятся на выстраивании хороших отношений внутри коллектива и длительной совместной работе с одними и теми же игроками, вместе с которыми он прошел многое?
    — Второе как раз в яблочко. Ключевые слова в отношениях Билича с командой – лояльность друг к другу и преданность всех общему делу. Он сам в работе со сборной постоянно демонстрирует, насколько предан коман­де, игрокам, своим соратникам в тренерском штабе. Отношения строятся на взаимном доверии, и действительно, если ты однажды оказался в таком коллективе, покинешь его с трудом, поскольку там нет черной и белой кости, в команде Билича подразумевается, что все равны, поскольку у всех есть одно общее дело.

    — Такая философия приживется в клубе, в частности в таком, как «Локомотив»?
    — Трудно сказать, но я уверен, что будет очень интересно наблюдать за этим. В сборной собираемся раз в три месяца и вместе проводим несколько тренировок. Клубная работа гораздо более динамична, интенсивна, и команда выходит на поле раз в неделю. Какие бы отношения тренер ни построил с игроками, если команда, условно, проигрывает трижды подряд, эти отношения могут пошатнуться, дать трещину. Поэтому и считаю, что будет любопытно понаблюдать за трансформацией Билича из тренера сборной в тренера клубного.

    — Чем в первую очередь Билич производит впечатление на подопечных?
    — Своего рода симбиозом высокого уровня профессионализма и доверительных отношений с игроками. Наладить хороший контакт с игроками в клубе чуть труднее, но в сборной Хорватии именно хорошие отношения тренера с игроками – одна из основных составляющих успеха, и заслуги Билича в этом трудно переоценить. К тому же в сборной собраны лучшие футболисты страны, известные своим профессиональным отношением к делу, и найти общий язык с ними тренеру нетрудно.

    — 14 ноября 2009 года, Винковци. Полузащитник «Локо» Томислав Дуймович в возрасте 28,5 лет дебютирует в сборной Хорватии. Я знаю, что этого вызова вы ждали долго, и вот – наконец, свершилось. Какими были ваши эмоции, когда Билич пригласил вас под знамена «клетчатых»?
    — Мне трудно описать радость, которую испытывал в тот момент. Всю жизнь занимался футболом, мечтая только об одном – когда-нибудь выйти на поле в футболке сборной Хорватии. Мой путь в национальную команду получился извилистым – на родине я не выступал за хорватских грандов и дорогу в сборную прокладывал, играя за рубежом. Попасть на карандаш главного тренера сборной оттуда гораздо сложнее, но если у тебя получится сделать карьеру за границей, то и дома начнут уважать, и я был безмерно счастлив, когда получил вызов Билича. Отношения с ним с первых же дней были корректными и прозрачными. Он сказал, что за мной наблюдал на протяжении длительного периода времени и что меня пригласили в коман­ду не за красивые глаза.
    Каждый новый вызов лишь укрепляет эти отношения, возрастает уровень взаимного доверия. И Билич, и все члены его тренерского штаба – легенды, на мундиале в 98‑м они добились исторического успеха, и я был счастлив, что коман­да таких людей, прекрасно разбирающихся в футболе специалистов, ценит то, что я делаю на поле, и готова принять меня в созданный ими коллектив. Естественно, вначале было и немного мандража, но после каждого очередного вызова его становилось все меньше.

    — Билич очень обрадовался вашему переходу в «Сарагосу», поскольку понял, что его опорный хав будет получать игровую практику. Вы после этого общались?
    — С тех пор мы только однажды говорили по телефону, он позвонил после одной из игр, в которой я был заменен. Тренер подумал, что замена была вызвана травмой, и набрал мой номер, но, к счастью, со здоровьем у меня было все в порядке. А так у Билича есть свои соратники, как правило, когда-то игравшие в тех странах, в которых теперь просматривают сборников и кандидатов в сборную. Taк, к примеру, игравший во Франции Алеша Асанович следил за игроками, выступающими во французском чемпионате, Никола Юрчевич отвечает за Германию, Австрию и страны Центральной Европы. Что касается Испании, то, насколько мне известно, скаутинг был поручен Горану Вучевичу, в 90‑е игравшему за вторую команду «Барселоны». Билич же наверняка имел возможность смотреть «Сарагосу» по телевизору, наши игры против «Реала», «Валенсии» и «Атлетико» транслировались и в Хорватии.

    — Временный отъезд из «Динамо» восприняли с облегчением?
    — Друзья и близкие знают, что я живу футболом 24 часа в сутки и отношусь к нему вовсе не как к работе, это – моя жизнь. И это касается не только тренировок и игр, я веду спортивный образ жизни, слежу за здоровьем, работаю над собой и максимально предан своему делу. Естественно, мне было тяжело, когда перестал попадать в состав «Динамо», поскольку был убежден, что мог бы пригодиться команде и принести пользу. Но в жизни и в футболе далеко не все развивается по тому сценарию, по которому нам хотелось бы, и я принял то решение тренера, но при этом не бросил работать. Когда получил шанс проявить себя в «Сарагосе», согласился без особых раздумий, поскольку очень хотел играть.

    Встреча на бензоколонке

    — Вам довелось выйти на поле против «Реала» в Мадриде, в запасе провели домашнюю встречу с «Барселоной». Против вас играли простые смертные или все-таки инопланетяне?
    — Почти что инопланетяне (смеется)! Я отыграл все 90 минут в матче с «Реалом», это был мой второй матч в футболке «Сарагосы», и мы уступили 1:3, хотя даже вели в счете. В грязь лицом не упали, но наиг­рать на большее не смогли.
    Превосходство таких команд видно во всем – и по тому, как они приезжают на стадион, разминаются, ведут себя на поле. За «Барсой» я наблюдал со скамейки, действительно великая команда (каталонцы разгромили «Сарагосу» в гостях со счетом 4:1. –c). То же самое можно сказать и о «Реале», с той разницей, что с ними мы встречались на «Бернабеу» и во всем чувствовался пафос величия Королевского клуба.

    — Мандража не было?
    — Если и был, то сразу после выхода на поле улетучился. Перед стартовым свистком ты должен собраться и тут же окунуться в игру с головой и показать, что тоже чего-то стоишь. В пылу борьбы забываешь, у кого какая фамилия на спине, зацикливаться на авторитете соперника некогда. Гораздо тяжелее наблюдать за игрой со скамейки, пока ребята бьются на поле. Зато со скамейки можно увидеть и то, что иначе не увидишь.
    Мне показалось, что в «Барселоне» больше командного единства, ее игроки более скромные, с ними можно неформально поболтать и поменяться футболками после игры. С «Реалом» в этом плане немного сложнее, звездный статус их игроков будто выше, нежели у каталонцев. Кстати, я попробовал обменяться футболками с Кака, еще по окончании первого тайма подошел к нему и предложил устроить обмен после матча, но он отказал. Ответил, что не может, якобы кому-то уже обещал футболку…

    — «Сарагоса» сохранила прописку в Примере благодаря фантастической победной серии в концовке чемпионата и буквально в последнем туре спаслась, обыграв на выезде «Хетафе». Как на ваш подвиг отреагировали болельщики?
    — О них можно говорить только в превосходной степени. До начала матча с «Хетафе» нас ждали 3000 наших фанатов, приехавших на стадион задолго до начала игры. В итоге мы разминались в присутствии одной торсиды «Сарагосы», да и по ходу матча было впечатление, что играем дома. После финального свистка мы не покидали поле еще полчаса, совершали круг почета, скандировали речовки вместе с фанатами и подходили к каждой трибуне, чтобы поблагодарить их за поддержку. Потом они дожидались нас около автобуса, а уже по дороге домой была еще одна неожиданная встреча: наш автобус остановился на бензоколонке, и там тоже было много наших болельщиков, заехавших заправиться. Обнимались, пели, радовались вместе… В Сарагосу мы вернулись лишь в третьем часу ночи, и в это позднее время нас встретили лишь несколько журналистов и телеоператоров. Зато на следующий день на центральной площади города на широкую ногу отмечали сохранение прописки, но очевидцем этих празднеств я, к сожалению, не стал – уехал домой сразу по возвращении в Сарагосу, и о том, что творилось в городе, узнавал от партнеров по команде.

    — В игре против прямого конкурента за место в Примере, «Гранады», вы забили победный мяч, а в том самом матче против «Хетафе», выйдя на замену, получили красную карточку под занавес встречи. Каково было очутиться в шкуре героя и антигероя?
    — Перебираясь в Испанию, я думал, что буду много играть и исполнять важную роль в команде, но после нескольких поражений тренер Маноло Хименес стал тасовать состав, и я был немного огорчен тем, что потерял его доверие. Когда забил, испытал смешанные эмоции: я был рад за команду, парт­неров и фанатов, поскольку видел, что весь город живет футболом, и с этой точки зрения было бы тяжело не отметить забитый мяч, но, с другой стороны, хотел дать тренеру понять, что недоволен его отношением ко мне. Как бы ни было, этот мяч принес нам три очка, и это самое главное.

    — А как вы умудрились схлопотать прямое удаление в последнем туре?
    — Ничего из ряда вон выходящего там не случилось – я снес игрока «Хетафе» недалеко от их штрафной, метрах в двадцати от ворот. Я даже не понял, что случилось что-то серь­езное, это не был грубый подкат, мой визави тут же поднялся с газона. Однако тут подбежал арбитр и с ка­ким-то паническим выражением лица показал мне красную карточку! То, что я сделал, тянуло максимум на желтую, но партнеры объяснили мне, что судья, видимо, решил таким образом немного уравнять силы на поле – до того он удалил двух игроков «Хетафе», и решение удалить меня, видимо, было попыткой компенсации. Шла 83‑я минута, и мы уже вели 1:0, но несколько минут спустя он удалил и третьего игрока «Хетафе», а свой второй мяч мы забили уже в добавленное время.

    «Сарагоса» – нет. Испания – да

    — В арендном контракте с «Сарагосой» опции возможного выкупа вашего соглашения с «Динамо» не было. Будь она предусмотрена, вы захотели бы остаться в «Сарагосе»?
    — Не уверен. Насколько мне известно, в рядах «Сарагосы» за последние годы побывало около сотни футболистов, и нет гарантий, что такая политика не продолжится и впредь. Команда постоянно борется за выживание, что неудивительно при такой кадровой текучке. Сначала нужно обеспечить стабильность и выдать кредит доверия тренеру, кем бы он ни был – Хименес или кто-то другой, это не столь важно. Естественно, «Сарагосе» нужен костяк команды, который хоть какое-то время останется вместе, а то большое количество арендованных игроков уже уходит, у других заканчиваются контракты, и «Сарагоса» сразу по окончании чемпионата потеряет с десяток футболистов. Построить новую коман­ду в таких условиях будет очень трудно. В то же время, я не прочь остаться в Испании – фантастическая лига, до отказа заполненные стадионы, великолепная атмосфера, какой я не встречал ни в России, ни в Хорватии, и ощутить себя причастным ко всему этому дорогого стоит.

    — Пока играли в Испании, следили за тем, что происходит в российском футболе?
    — Конечно, причем весьма интенсивно. После шести лет, проведенных в Pоссии, поймал себя на том, что российские газеты читал, возможно, даже больше, чем хорватские. Что касается футбола, был в курсе примерно 90 % того, что происходит в России – следил как за моими бывшими и нынешним клубами, так и за общим положением дел.

    — И как вам итоговая таблица чемпионата?
    — Немного жаль, что «Динамо» не закончило сезон на втором месте, поскольку, на мой взгляд, ребятам это было вполне по плечу. Но, видимо, на ключевом отрезке за последние пару месяцев что-то с коман­дой произошло, и другие клубы тут же воспользовались своим шансом. Что касается «железнодорожников», видно, что «Локо» сформировал костяк из российских игроков. Были и хорошие игры, яркие победы, но и неожиданные поражения, и это в итоге привело к неубедительному финишу и седьмому месту, в результате чего руководство приняло решение расстаться с тренером.

    — Вы лично верите в то, что Андрей Воронин не мог отвоевать место в основном составе «Динамо»?
    — Я сомневаюсь, что дело именно в этом. Вряд ли он на тренировках работал хуже, чем в прошлом году, когда команда показывала футбол высочайшего уровня. Он, вероятно, остался таким же игроком, что и был, какие-то кардинальные изменения тут невозможны, и вряд ли они с Семшовым занижали к себе требования на тренировках… После двух поражений подряд тренер просто убрал их из коман­ды, решив дать шанс другим игрокам. Такое в футболе случается, мой пример – тоже из этой серии, но их вряд ли бы убрали из основы, если бы «Динамо» продолжало побеждать, как в прошлом году. Но последовали поражения, и тренер стал тасовать состав.

    Греков бояться не надо

    — Вернемся к сборной и предстоящему Евро. Славен Билич утверждает, что у Хорватии цель на ЧЕ‑2012 та же, что и четыре года назад – выиграть. Это реально?
    — Я думаю, что команда после того несчастного Евро окрепла. Да, мы не попали на ЧМ‑2010, но отобрались на чемпионат Европы и готовы показать высокий результат. Слова Билича ко­му-то могут показаться помпезными, но я думаю, что ребята готовы к великим делам: все исполняют важные роли в своих клубах, и у нас есть основания надеяться на успех.

    — Как выйти из группы с Испанией и Италией?
    — Самый главный матч для нас – стартовый, с ирландцами. Если выиграем, возможно все. Хорватия традиционно хорошо играет с грандами, Италии мы не уступали давно, а расписание игр идет нам на руку – с Испанией встречаемся в третьем туре группового турнира, и в зависимости от того, как сыграем в первых двух, эта игра может быть как ключевой, так и не иметь турнирного значения. Жеребьевка – палка о двух концах. Да, соперники очень тяжелые, но в то же время, если выйдем из группы, то со второй командой из нашей же группы встретимся не раньше полуфинала. Что-что, а с теми же испанцами, к примеру, в четвертьфинале встречаться не хотелось бы, но при озвученном раскладе это и теоретически невозможно.

    — Контакт со своими хорватскими друзь­ями-баскетболистами подмосковных «Химок» Планиничем и Лончаром поддерживаете?
    — Да, мы с Зораном и Крешо постоянно созваниваемся, контакт не теряем. Они большие фанаты футбола, в Хорватии футбол столь популярен, что иногда у меня создается впечатление, что самим бас­кетболистам он даже важнее бас­кетбола. Зоран с Крешо также оптимисты в преддверии Евро, верят, что в этот раз сборная может забраться высоко.

    — Они приедут в Познань или Гданьск поболеть за своего друга?
    — Не думаю, у каждого есть свои дела. Зоран по традиции уедет в Штаты, его жена – хорватка, родившаяся в Чикаго, и поездка в США у него в расписании каждый год, сразу по окончании сезона. У Крешо же родилась дочка, и, я думаю, родительские заботы для него теперь превыше всего.

    — В ходе отбора к Евро‑2012 вы дважды встречались с будущими соперниками россиян, греками, и заработали в этих встречах лишь очко. Чем опасны подопечные Фернанду Сантуша?
    — Это крепкий коллектив, у которого четко прослеживается, где голова, а где – хвост. Они здорово организованы, в составе хватает опытных игроков, сыгравших довольно много матчей на топ-уров­не. Греки – не зрелищная команда, предпочитают действовать компактно, организованно. Бояться их не стоит, если бы мы были чуть решительнее, то завоевали бы первое место в группе. За 10 туров они никого не разгромили ни разу, даже Мальту… Манера их игры проста – терпеливо ждут своего шанса на протяжении минут 80 и в концовке забивают в основном со стандартов. Как играли против нас, так играли и против мальтийцев. Есть, правда, одно «но» – для многих из них это последний чемпионат, и они выложатся максимально, чтобы уйти из сборной на мажорной ноте.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»