• Торговый баланс

    08.04.08 17:31

    Торговый баланс - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Сезон-2007/08 подходит к концу, уже не так много времени остается до момента, когда клубы начнут усиливать составы. Впереди – чемпионат Европы, для продавцов – шанс показать товар лицом, для покупателей – присмотреть себе талантливого новичка. Кроме того, небезынтересно, готовы ли клубы Италии или Испании бросить вызов Альбиону, который в последнее время прочно лидирует в европейской табели о рангах.

    Владычица полей

    Никого не удивит известие о том, что английская премьер-лига имеет трансферный оборот, почти равный двум следующим за ней турнирам. Вполне объяснимо, что именно она является крупнейшим импортером игроков — сверхдоходы английских клубов позволяют им отбирать лучших из лучших. И это касается не только игроков — тренерские кадры в Англии не так давно пополнились Хуанде Рамосом, двукратным обладателем Кубка УЕФА. И не забудем еще нового наставника английской сборной Фабио Капелло, прошлогоднего чемпиона Испании с «Реалом». Можно покачать головой, мол, без малого миллиард, потраченный премьер-лигой на игроков, означает, что в самой Англии футболистов необходимого класса явно не хватает, и упомянуть о судьбе сборной, оставившей своих болельщиков без Евро. А можно вспомнить и о том, что половину из восьмерки четвертьфиналистов Лиги чемпионов составляют английские клубы, и порадоваться умению британцев с толком использовать средства.

    Финансовая мощь туманного Альбиона столь велика, что даже второй дивизион английского футбола — чемпионшип — также вошел в европейскую десятку. Причем на солидном шестом месте, опередив первенства Голландии и Португалии. Правда, в отличие от клубов элитного дивизиона, которые живут на широкую ногу, тратя примерно вдвое больше, чем приобретают, второй эшелон предпочитает протягивать ножки по одежке — баланс у клубов чемпионшипа положителен. И все же цифры и факты свидетельствуют, что Англия остается владычицей полей.

    Кузница кадров

    Второе место испанской примеры ожидаемо, а вот то, что на третьей строке окажется французская лига, опередившая не только бундеслигу, но и серию А, — это довольно интересно. Правда, достигнуто это прежде всего доходами от продажи игроков. Выходит, что во Франции в промышленных масштабах готовят качественных футболистов. Французский чемпионат — единственный из пятерки, действующий на трансферном рынке с прибылью. Даже у немецких клубов, имеющих репутацию крайне экономных, расходы превысили доходы более чем на 100 млн евро, а французы почти столько же заработали.

     

    И все же французская лига является лишь вторым по величине экспортером в Европе, уступая португальской. Статус крупнейшего поставщика футбольных талантов объясняется не только высоким качеством школ (подготовивших, например, Криштиану Роналду и Нани, которые выступают за МЮ), но и тем, что именно в Португалию переезжают многие бразильцы, желающие освоиться в Европе с минимальными усилиями. Так, Деку в итоге прижился настолько, что даже предпочел защищать красно-зеленые цвета сборной.

    Наше место под солнцем

    Замыкают десятку Россия и Украина. Это означает, что лидеры постсоветского пространства неплохо интегрировались в мировой рынок и являются заметными величинами. Правда, обороты пока довольно скромны: Россия и Украина вместе недотягивают даже до чемпионшипа. Кроме того, и российская премьер-лига, и украинская высшая лига имеют отрицательный баланс, а значит, на территории бывшего СССР по-прежнему существует дефицит ка­чественных исполнителей, который не может быть покрыт за счет внутренних резервов. Стоит отметить также, что минус Украины заметно превышает российский, то есть наш рынок ближе к насыщению игроками хорошего уровня. В целом же, приятно отметить, что по финансовым показателям наши лиги обходят не только датчан и швейцарцев, но и Турцию, Грецию, Бельгию, Шотландию — крепких европейских середняков.

    Обратите внимание на замыкающую двадцатку Румынию: еще не так давно ее клубы впечатляюще выступали в еврокубках, а теперь пожинают плоды своих успехов, причем имеют возможность больше покупать, чем продавать.

    На тонких ножках

    Если внимательно посмотреть на приведенную двадцатку, то можно заметить, что почти все страны футбольной пятерки представлены в ней не только высшими, но и вторыми по статусу дивизионами. Исключение составляет лишь Испания: хотя элитный дивизион пиренейской страны занимает почетное второе место, а вот сегунда не попала даже во второй десяток. Это серьезный симптом, который, помимо всего прочего, означает, что финансовый фундамент испанского футбола далеко не столь прочен, как, например, в Италии. Примера сохраняет устойчивую репутацию турнира двух команд: мадридского «Реала» и «Барселоны». Даже сейчас, когда оба испанских гиганта переживают кризис, на чемпионство по-прежнему претендует «Королевский клуб». Впрочем, было бы несправедливо говорить лишь о проблемах только двух лидеров испанского футбола. Традиционно ожидающая любой оплошности лидеров «Валенсия» также затеяла затянувшуюся реконструкцию и пока не подает признаков выздоровления, несмотря на то что в финансовом отношении «летучим мышам» жаловаться не на что.

    «Севилья», даже дважды подряд выиграв Кубок УЕФА, пока не смогла выбраться из ниши команды, поставляющей игроков богатым клубам. Пусть и не в столь катастрофичной форме, но андалусцы повторяют судьбу своих предшественников, выходивших в Лигу чемпионов и с треском проваливавшихся в национальном чемпионате.

    «Двойная звезда»

    К обеспеченным командам Испании можно отнести также «Вильяр­реал». Прочие же в финансовом отношении далеко не столь благополучны, как гранды. Зато рост доходов «двойной звезды» — «Реала» и «Барселоны» — превысил 60% за период с 2001 по 2007 год. И это значительно быстрее роста испанской экономики в целом. Если в 2001 году доходы «Реала» и «Барсы» составляли 0,038% от валового национального продукта страны, то в 2007-м — уже 0,061%. Экономические показатели «Реала» вознесли его на первое место в мире: прирост доходов в 2007 году — 20%. Это стало возможно в том числе и благодаря сделке с компанией Mediapro, согласно которой «сливочные» получат более миллиарда евро за семь лет. Еще 130 млн — на 10 млн больше, чем в прошлом году, — принесли усилия маркетинговой службы. Ну и, наконец, доходы от билетов — здесь увеличение прибыли составило 7 млн.

    «Барселона» несколько отстает — прирост доходов составил «всего лишь» 12%. Главным образом улучшения касаются маркетинговых показателей — здесь прибыли выросли более чем на 18 млн евро — и рекламы. Особенно полезным оказалось наличие собственного телеканала Barca TV, благодаря которому доходы от телерекламы выросли на 13%. Кроме того, каталонцы успешно эксплуатируют свою популярность, извлекая дополнительные прибыли из товарищеских матчей. Уже упоминавшаяся компания Mediapro заключила соглашение и с «Барсой». Эта сделка вступила в силу в начале этого сезона и будет приносить «блаугране» 140 млн евро ежегодно.

    Не гляди, что на груди…

    Ни один бизнесмен не забывает о том, что любая надпись на футболке популярной команды будет неоднократно показана по телевидению и на фото игроков в прессе. И руководители клубов не упускают такую возможность заработать. Тот же «Реал» получает от Bwin ежегодно 15 млн евро, но эта сумма не является рекордной. Сразу три команды немецкой бундеслиги за рекламу на футболках имеют 20 млн. А лидером является «Манчестер Юнайтед», который получает от AIG 20,9 млн.

    Однако прямая связь между суммами рекламных контрактов и достижениями клуба просматривается далеко не всегда. Например, скромный по достижениям «Вольфсбург» получает от «Фольксвагена» в три раза больше, чем чемпион Германии «Штутгарт».

    Португальская тройка «Порту», «Бенфика» и «Спортинг» носят на футболках логотипы Portugal Telecom, за что им ежегодно капает 3,5 миллиона евро. В то же время в Бразилии, которая имеет давно сложившуюся репутацию «рога изобилия отборных футболистов по доступным ценам», ведущие команды получают больше.



    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»