• Трагическая случайность

    Два вопроса

    12.09.11 22:52

    Трагическая случайность - фото

    Фото: сайт РПЛ

    Столкновение Веллитона и Акинфеева в недавнем матче «Спартака» и ЦСКА, в котором последний получил разрыв крестообразных связок, породило столкновение двух клубов и их болельщиков, да и просто раскололо футбольный мир на тех, кто «за Веллитона» и тех, кто «за Акинфеева». Чтобы разобраться в вопросе, надо ли наказывать спартаковского бразильца, а также что за напасть преследует вратарей российского первенства в этом сезоне, «Спорт день за днем» обратился к известным голкиперам прошлых лет, задав им два актуальных вопроса.

    1. Вратарь во многих видах спорта – фигура неприкосновенная. Несколько лет назад партнеры наверняка отомстили бы за своего вратаря. Почему, на ваш взгляд, армейцы этого не сделали?

    2. В этом году тяжелые травмы в столкновениях получили Деян Радич, Сергей Нарубин, теперь Акинфеев. Что или кто может защитить вратарей?

    Анзор Кавазашвили,

    бывший голкипер «Спартака»

    1. Сразу скажу тем, кто обвиняет Веллитона в преднамеренном «убийстве» Акинфеева: это самая настоящая глупость! Это я вам как профессионал говорю. Это был обычный игровой момент. Когда Акинфеев вышел из штрафной площадки, он стал полевым игроком, и отношение к нему – как к обычному полевому игроку. Если бы его атаковали в штрафной площади, то это можно было бы трактовать как нападение на вратаря. Тогда судья дал бы свисток, чтобы наказать нарушившего правила. А тут ничего такого не было. Игорь раньше времени выпрыгнул за мячом, чтобы сыграть головой, в этот момент подлетел Веллитон, попытался выпрыгнуть вверх, но прыжок у него не получился. И вышло так, что он «подсек» находящегося в воздухе вратаря. А Игорь просто расслабился и при соприкосновении с землей не учел, что должен быть гуттаперчевым мальчиком, сгруппироваться и упасть на бок для того, чтобы сохранить свои мышцы. А он опустился на колено и разорвал себе связки.

    Но Веллитон тут не виноват, это несчастный случай. И никого я обвинять не хочу и не буду. Что касается мести, то что должны были сделать армейцы? Напасть на Диканя, что ли? Или вырвать Веллитону ноги в следующей атаке? Давайте так договоримся – если мы будем играть в футбол по правилам ФИФА, то мстить здесь никому не надо. Надо просто играть красиво и зрелищно. А если мы хотим устраивать вендетту – итальянскую, например, или нашу, кавказскую, когда мы мстим кровь за кровь, то это уже другой вопрос. А то, что генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев выступил и сказал, что болельщики армейцев готовы убить за это Веллитона, это самая настоящая глупость. Такие вещи официальные лица не имеют права говорить, разжигая тем самым вражду между футболистами, командами, болельщиками… Что, у нас мало проблем в стране, если национальный вопрос у нас стоит открыто? А сейчас мы настраиваем друг против друга не только национальные меньшинства, но еще и футболистов между собой. Это глупо, нельзя этого делать.

     

    2. Есть правило – судья должен регулировать все моменты матча и быть очень внимательным. Если он видит какие-то предполагаемые моменты, агрессивные выпады против кого-то, то он сразу должен это пресекать. Предупреждать в устной форме или желтой карточкой, в конце концов – удалением. Если судья справится с этим вопросом, если пресечет грубость еще в начале игры, то команды будут нормально играть, а если он футболистов распустит, ничего хорошего не жди.

    Знаете, в английской премьер-лиге игра идет очень жесткая, но судья дает футболистам продолжать играть, не фиксирует фолы, потому что жесткость там – на грани правила. А у нас жесткость на грани фола. В этом разница, и это говорит о квалификации наших судей. Так что на данном этапе я хочу сказать: пожалуйста, не разжигайте вы, журналисты, рознь между болельщиками обеих команд, правильно подходите к этому вопросу, уберите все вопросы националистического или расистского плана, дескать, черный белого покалечил или «не наш» «нашего». Если Веллитон виноват, он понесет наказание, ведь закон для всех одинаков – и для тех, кто в галстуке, и для тех, кто в трусах. Вот когда мы будем это помнить, тогда и будем правильно реагировать на ситуацию.

    Руслан Нигматуллин,

    бывший голкипер «Локомотива»

    1. Я, честно говоря, не совсем понимаю постановку вопроса. Что значит – отомстили? Шашки наголо, что ли, и давайте рубить всех подряд?

    Понятно, очень жаль, что Акинфеев получил травму, но получил же он ее не вследствие чрезмерной грубости Веллитона, а из-за своего неудачного падения на одно колено. Потому что таких столкновений в матчах бывает очень много – это же борьба за верховой мяч. Да, Веллитон нарушал правила, но какой-то сверхгрубости или умышленного желания нанести травму в этом эпизоде я не вижу.

    Когда идет навес в штрафную площадь, и голкипер играет на выходе, там каких только столкновений не бывает. Здесь по большому счету несчастный случай. Да, столкнулись, но тот же Веллитон приземлился копчиком так, что врагу не пожелаешь. Были понятны эмоции представителей армейского клуба, чтобы Веллитон с опаской ходил по улицам, но это тоже не есть правильно. Потому что мало ли каких сумасшедших болельщиков не бывает. На мой взгляд, совершенно неправильно в данной ситуации призывать мстить спартаковскому нападающему. Это момент игровой, просто у Веллитона такой стиль. Вот когда был эпизод с травмой Габулова, та ситуация гораздо больше заслуживала порицания действий бразильца, чем сейчас.

    2. Изначально вратарская профессия очень опасна. Случалось разное. Для Сергея Перхуна, например, игровое столкновение закончилось куда более трагично. Футбол вообще очень травмоопасный вид спорта, а голкиперу тяжело вдвойне.

    Чем защититься? Только сидением на скамейке. Или вообще не выбирая такое занятие для себя. Но вратари знают, какому риску себя подвергают. У меня у самого была масса несчастных случаев – и сотрясения мозга, и по голове били ногами, и кости ломали. Но, к счастью, болячки заживают. И от этого желание выходить на поле не пропадало. Безусловно, есть определенные правила – например, с вратарем нельзя вступать в контактную борьбу в границах штрафной площади. Но ведь голкипер – такой же игрок, как и все. И будет неправильно, если за травму вратаря будут применяться особые санкции. Получается, кипера трогать нельзя, а защитников или нападающих – можно? Это ведь уже дискриминация. Должен быть просто внутренний кодекс чести, надо объяснять игрокам индивидуально, если они чего-то не понимают. В конце концов, есть арбитр матча, есть дисциплинарный комитет и, если человек действительно виноват в чьей-то травме, грубо и умышленно нарушил правила, то существуют различные наказания. Те же пятиматчевые дисквалификации и более жесткие меры. Нанес травму, лишил вратаря возможности играть в футбол и зарабатывать деньги – значит, и сам должен пропустить такой же период.

    Владимир Пильгуй,

    бывший голкипер «Динамо»

    1. А что значит отомстить? Веллитона сломать, что ли? Бывают, наверное, и такие случаи. Но крайне редко. Я вообще считаю, что это не метод. Существуют и другие способы «мести». Забить гол, например, как это и сделали футболисты ЦСКА. А иначе что может начаться, если игроки начнут друг друга «рубить»? Допустим, сломают армейцы Веллитона, те в ответ – Вагнера или кого-то еще. Ничего хорошего не получится из этого. И вообще я считаю, что в этой ситуации никакого злого умысла со стороны Веллитона не было. Хотя надо еще раз внимательно посмотреть запись. По тем моментам, которые показывали по телевизору, мне показалось, что Веллитон просто шел в борьбу, а когда понял, что он ее проигрывает, не стал до конца идти, немного сжался и по инерции врезался в Акинфеева.

    Так же, кстати, как в ситуации с Габуловым. Он просто коленкой задел Габулова по лицу. Такой же несчастный случай. И теперь после матча обе стороны неправы в своих высказываниях и действиях – как Бабаев, так и Карпин. Я понимаю, что это было на эмоциях, после игры. Это еще объяснимо. Но после чего нагнетать-то? Ведь таких моментов в игре – десятки. Тем более с полевыми игроками. Конечно, Веллитон отчасти виноват, но приземлись Акинфеев более удачно – ничего такого не было бы.

    2. Думаю, надо просто более уважительно относиться друг к другу. Ведь бывали и травмы, которых можно было бы избежать. И касается это не только вратарей. Полевые игроки тоже страдают. Игроки ведь живут футболом, это их профессия, и когда кто-то выпадает надолго из обоймы, страдает и форма, и материальное положение.

    Поэтому прежде всего футболистам надо профессионально относиться к делу, не идти в слишком жесткие стыки. Конечно, борьба должна быть, никто не против этого, но когда люди заведомо идут на нанесение травмы, это очень плохо. Регламент предусматривает наказание за это, КДК рассматривает каждый конкретный случай и определяет, носили ли действия нарушителя умышленный характер. И если футболист признается виновным, то ему выносится жесткое наказание – вплоть до отлучения от футбола. А в этом сезоне просто неблагоприятное стечение обстоятельств, что вратари один за одним получают тяжелые травмы.

    Сергей Овчинников,

    бывший голкипер «Локомотива»

    1. У меня такая позиция по этому вопросу – мы с Игорем в очень хороших отношениях, он умный человек и, безусловно, прекрасно понимает, что это была случайность и просто неудачное приземление. Веллитон действовал по-игроцки, и любой другой футболист на его месте сыграл бы точно так же. Грубого фола не было, да и злого умысла со стороны бразильца тоже. А у Игоря сейчас просто чувство досады, оттого, что он получил травму. И это вполне нормально. Ненормально только то, что мы потеряли игрока сборной. А что касается мести, то я считаю, никто в футболе мстить не будет, все понимают, что у каждого своя правда, каждый борется за свой клуб, за свои задачи. Ведь мы когда шли заниматься этим делом, прекрасно понимали, что могут быть проблемы со здоровьем, что к травме надо быть готовым в любой момент. Сейчас не надо раздувать конфликт большого масштаба. А руководителям клубов – аккуратнее делать высказывания. Ведь они фигуры значимые, на них смотрят другие люди, и сам статус такого человека, что бы он ни думал по тому или иному вопросу, не дает ему права так реагировать. Бабаев, конечно, сказал все это на эмоциях, но все равно надо держать себя в руках, помнить, какой пост занимаешь.

    2. Вратари во всем мире получают травмы. Почему их кто-то должен защищать? Такая уж у нас профессия. Специально же никто никого не калечит, все это происходит в игровых эпизодах, столкновениях. Такие вопросы, наверное, больше интересуют журналистов, а людям из мира футбола и так все понятно. Не надо сейчас из Веллитона делать какого-то монстра. Просто человек шел до конца, хотел забить. А Акинфеев – спасти свою команду.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №34 (6-13 сентября 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»