-
Тренер двух месяцев
17.04.07 16:00
По соотношению цена/качество подавляющее большинство легионеров превосходят отечественных игроков. Слишком уж завышены цены на россиян на трансферном рынке, особенно после введения лимита на легионеров.
Этот тезис, стремительно превратившийся у нас в аксиому, долгое время не подвергался соменению. Точнее, сомнений этих просто не вызывал. Ну да, о чем спорить? Возьмите хотя бы Рахимича, которого Гаджиев откопал для своего «Анжи» чуть ли не за 50 тысяч долларов. Или Хагена. Или Лагиевку. А Самедова «Локомотив» покупает за четыре миллиона, и даже неважно, что сейчас не вспомнишь – долларов или евро. Чувствуете разницу?
Опровергая Дарвина
Так и жили, сотрясая воздух банальностями, которые все недосуг было проверить на прочность, пока в российском тренерском цехе не появился Юрий Крансожан, заполнив своей крепкой рослой фигурой пустовавшую, как оказалось, до него нишу. Были до бывшего учителя физкультуры из Кабардино-Балкарии в премьер-лиге «наши все», был «наш Моуриньо», были молодые и многообещающие, заезжие варяги – и вот пришел Красножан. С узнаваемым почерком, быстро перешагнувший через планку «тренера одной команды», – клуб один, да, – но команды разные. Его работа опровергла один из самых устойчивых постулатов отечественного футбольного мира, сделав его таким же несостоятельным, как дарвинская теория об эволюции.
Оказывается, можно иметь годовой бюджет клуба семь, ну максимум десять миллионов долларов – и при этом комплектоваться россиянами. Не везти из-за рубежа невесть кого, тех, кто становится спустя месяцы надежными, неплохими, но малозаметными персонажами, а опираться на незамеченных, недооцененных. Был, например, такой неплохой хавбек в хабаровской «СКА-Энергии» Виктор Файзулин: молодой, подающий надежды, но вроде ничего особенного: может вырасти в игрока, а может и остаться героем в рамках области. А сейчас у Красножана он превращается в футболиста ключевого, если пока еще игру не ведущего, то уж точно направляющего ее. Или Валентин Филатов, забытый практически всеми, кроме горстки фанатов «Зенита», уехавший играть в Румынию – туда, откуда мы уже практически перестали ввозить легионеров. Но Красножан вернул защитника в премьер-лигу – и в матче с ЦСКА мы увидели, как Красич ничего не может поделать против своего оппонента на фланге.
Колодец идей
Файзулин, Филатов – а есть еще и Машуков, Евсиков, наверняка кто-то еще. Те, о ком мы пока не говорим, потому что не знаем их уровня, их возможностей. В этом году много и по делу восхищаются смелостью Владимира Федотова, доверяющего молодежи. Получает свою порцию комплиментов и газзаевский ЦСКА – за Григорьева, Таранова, которых тренер обещает чаще выпускать во втором круге, Бурмистрова. Но это все же не параллельные прямые: в столичных клубах-грандах отменно работают школы, в Нальчике же пока нет. Красножану приходится не брать, а отыскивать – принципиально разные вещи.
Год назад кавказский «Спартак» радовал глаз – не только качеством игры, но и результатом. Сейчас кабардино-балкарцы в плане очков идут чуточку скромнее, однако к ним относятся с уважением, едва ли не с большим. Часто команды, неспособные похвастаться солидным бюджетом, отменным подбором исполнителей, танцуют от печки – наглухо закрываясь на своей половине поля против любого соперника. «Спартак» из Нальчика не таков, он даже против ЦСКА в «Лужниках» играет как равный. Красножан сделал команду без комплексов – и присуждай в России, как в Англии, титул тренера месяца, он мог бы претендовать на приз и в марте, и в апреле.
Интересно, какой у Юрия Анатольевича дом, что у него есть на участке? Создается впечатление, что у него во дворе есть колодец, из которого он черпает свои идеи. Колодец без дна. Безлимитный, одним словом.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»