• Тренер «Серебряных Львов» Александр Прокопьев: «У «Зенита» есть конкуренция,у «Авангарда» — нет»

    Хоккей России

    24.01.12 02:51

    Тренер «Серебряных Львов» Александр Прокопьев: «У «Зенита» есть конкуренция,у «Авангарда» — нет» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Реклама • OLIMP.BET
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Трехкратный чемпион страны, обладатель Кубка европейских чемпионов, рекордсмен сборной России по числу сыгранных матчей Александр Прокопьев теперь уже в качестве тренера работает в Петербурге.

    Первым позвонил Сушинский

    — Александр Юрьевич, как оказались в городе на Неве?
    — Мне позвонил Максим Сушинский и сказал, что в Питере есть команда «Серебряные Львы», которая выступает в МХЛ. В клубе тогда появилась вакансия тренера. Долго не думал, приехал в Петербург, по смотрел условия. С руководством договорились сразу же. Вот так и получилось, что я теперь работаю тренером в городе на Неве.

    — Сейчас ситуация с хоккеем в Питере улучшается. СКА после прихода «Газпрома» ушел из числа команд-аутсайдеров. ХК ВМФ, сменивший «Спартак» в высшей лиге, также добивается прогресса в результатах. Сопут ствует успех нашим молодежным командам. Судя по всему, в самом ближайшем будущем появятся новые питерские клубы в МХЛ. Тем не менее еще не так давно, в первой половине прошлого десятилетия, ситуация была просто аховой. И иначе как болотом состояние дел в хоккейном хозяйстве не называли. Не страшно было ехать работать в Питер?
    — Нет, никаких сомнений у меня не было. Я согласился приехать практически без раздумий, потому что мне нравился сам город. Что касается работы, то и в Москве, и в Мытищах, и в Питере те же требования, те же условия. Но все-таки на мой переезд сюда в большей степени повлиял сам город. Здесь все нормально, меня все устроило.

    — Директор хоккейного клуба «Серебряные Львы» Алексей Попов, поигравший в свое время в СКА, имеет большие связи в мире хоккея. В Петербурге уже трудятся в детской школе извест ные в прошлом игроки: Алехин, Башкатов, Галушкин, Курочкин. Анатолий Семенов возглавляет молодежную команду. Вы были раньше знакомы с Поповым? Или ключевую роль в вашем приглашении сыграл Сушинский?
    — Первым это предложение мне озвучил, конечно, Максим. Тем не менее с Алексеем я был уже знаком.

    Тихонов был авторитетом и диктатором

    — По ходу нынешнего сезона «Серебряные Львы» совершили практически невозможное. Отставая примерно на десять очков от зоны плей-офф, команда сумела ликвидировать отрыв и по итогам матча с «Татранскими Волками» вошла в заветную четверку. За счет чего такой прогресс?
    — Не хотелось бы сейчас бежать впереди паровоза. Ждет еще много игр. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Будем стремиться к тому, чтобы закрепиться в зоне плей-офф. Я прекрасно понимаю, что для этого нужно приложить очень много сил. Будем стараться.

     

    — Почему команда так плохо стартовала?
    — В июле-августе приходилось просматривать игроков, чтобы полностью сформировать состав. 2 и 3 сентября у нас состоялись последние выставочные матчи перед началом сезона. Только тогда на сто процентов мы определились с составом и сформировали его. Поэтому о какой-то сыгранности в звеньях невозможно было говорить.

    — Получается, что наигрывание связей происходило уже по ходу сезона?
    — Да. Плюс ко всему по ходу первенства мы пытались укрепиться другими игроками. Хорошо, что несколько ребят из СКА нам подошли.

    — Свою карьеру на высшем уровне вы начали в ЦСКА. Судя по всему, пришло время служить?
    — Да, хотя в команду мастеров «Кристалл» (Электросталь), которая выступала в первой лиге, я привлекался еще до службы в армии. Потом пришло время отдать долг родине. Не было возможности поступить в институт с воинской отсрочкой, поэтому многие мои партнеры по молодежной команде пошли в армию. Мне улыбнулась удача. Сначала я попал в СКА МВО (Тверь), а уже оттуда перешел в ЦСКА.

    — Вы оказались в армейской команде в тот период, когда она уже перестала быть гегемоном советского чемпионата. Но тем не менее сезон-1990/91 — это было еще не 23-е место в Межнациональной хоккейной лиге, куда свалились армейцы спустя два года. С кем из знаменитостей удалось познакомиться?
    — С Каменским, Павлом Буре, Гусаровым, Константиновым, Стельновым, Михайловским. Правда, о дружбе речь не шла. Мне было на тот момент всего 18 лет. А они уже были звездами. Мы, конечно же, при встрече здороваемся, но регулярного общения между нами нет.

    — Какие у вас остались впечатления от работы под руководством Виктора Тихонова?
    — Он великий тренер. Это понятно всем. В то время отношения с игроками строились совершенно по-другому. Тренер был царь и бог. От него зависела дальнейшая судьба хоккеиста. Все бытовые и финансовые вопросы решал только он.

    — Раньше ведь не было президентов, владельцев клуба, генеральных директоров и все эти проблемы целиком и полностью ложились на плечи тренеров...
    — Да. Виктор Васильевич был для всех авторитетом, где-то диктатором. Из-за того, что каждый год команду ЦСКА покидало много игроков, по восемь-десять человек, уезжавших в НХЛ, чувст вовалось, что все потихонечку разваливается. Быстро заменить уехавших не получалось.

    В Чехии все было по-другому

    — Именно поэтому вы покинули ЦСКА и оказались в московском «Динамо»?
    — Нет, я вернулся в Электросталь. Закончилась служба в армии, демобилизовался. В ЦСКА меня не оставляли. Попытался попасть к Игорю Дмитриеву в «Крылья Советов». Но и там к моей персоне не проявили интереса. В результате поехал домой, в Электросталь, где и выступал до окончания сезона-1992/93. Мы съездили в турне по Канаде. Ну а потом за мной приехал тренер-селекционер московского «Динамо» Георгий Журавлев. Кстати, нынешний губернатор Нижегородской области тогда работал у бело-голубых финансовым, или коммерческим, директором. Команда была молодая, но практически все известные ребята через год-другой уехали в НХЛ.

    – В 1995 и 2000 годах вы становились чемпионом России в составе «Динамо». Какое из чемпионств было самым памятным?
    – Оба. И тот и другой результат никак нельзя разделить. Не стоит забывать, что в 2004 году я в третий раз стал чемпионом страны, но уже в составе «Авангарда». Вот тогда как раз было больше эмоций. Трудно передать словами, что означала та победа для болельщиков Омска. В городе творилось какое-то неистовство.

    – Практически ничего не известно о чешском этапе вашей карьеры, когда вы выступали в «Витковице». Как там оказались?
    – В 1996 году у меня закончился трехлетний контракт с «Динамо». На чемпионате мира в Вене, где я выступал в составе сборнойРоссии, ко мне подошли представители «Витковице» и предложили попробовать свои силы в чешском клубе. Финансовые условия, естественно, были лучше, и я решил уехать в Чехию.

    – Чем запомнилось то время?
    – Вся жизнь там отличалась от нашей. В России мы много жили на сборах.

    – Даже после распада Союза?
    – Да. А там ты приходишь из дома на тренировку, на игру. Никаких сборов. Как профессионал ты сам за себя отвечал, сам готовился, питался. Был предоставлен самому себе. Не было таких больших перелетов. На выездные матчи мы добирались на автобусах. Все это было в новинку. В остальном… красивый город. Все было нормально, все устраивало. К тому же я там был не один. Сначала с Димой Ерофеевым – бывшим защитником «Крыльев Советов». На второй год приехал еще воспитанник «Химика» Саша Чербаев из Финляндии. Дружили семьями, проводили вместе свободное время. Неподалеку играл Валера Белов – нынешний тренер сборной России. Ездили в гости друг к другу. Ко всему прочему мы еще удачно выступили, заняв второе и третье места. До этого же команда плелась в хвосте турнирной таблицы.

    – Сейчас все знают, что уровень зарплат в Чехии и России несопоставим. Тогда же все было несколько иначе, в Европе контракты были выше.
    – Да, получал где-то в два с половиной раза больше. Плюс премии.

    У меня всегда были хорошие партнеры

    – Почему не задержались в Чехии?
    – Приезжая на вызовы в сборную России, мы базировались на базе в Новогорске. Пересеклись там с Зинэтулой Билялетдиновым. Он предложил мне на следующий год выступать в «Динамо».

    – Но задержались там недолго. Выиграв золото в 2000 году, отправились в Омск. Почему?
    – Сыграл свою роль финансовый вопрос. «Динамо» не до конца выполнило свое обещание. В Омске я оказался уже будучи опытным, повидавшим, поигравшим. С точки зрения эмоций чемпионство-2004 было самым ярким. В профессиональном же плане и там, и там все было здорово.

    – Омск – город, который болен хоккеем. Вы почти полгода проживаете в Петербурге. Наверное, уже успели ощутить, что здесь в основном все болеют за «Зенит». В каком городе болельщики больше больны своим любимым клубом: в Омске – «Авангардом» или в Питере – «Зенитом»?
    – Все-таки в Омске. Потому что там, помимо «Авангарда», практически ничего нет. В Петербурге все-таки поднимается хоккей, есть и другие виды спорта. Отношение к СКА уже совсем другое. Ледовый дворец заполняется полностью. Поэтому здесь у «Зенита» есть конкуренция. А в Омске есть только хоккей. Поэтому сибирский город выигрывает в этом плане.

    – Вашими партнерами по звену в «Авангарде» были Дмитрий Затонский и Максим Сушинский. Можно ли говорить, что именно с ними вам игралось наиболее комфортно?
    – Нет. Ведь у меня были прекрасные партнеры и в «Динамо». В первом сезоне: Воробьев – Белов. Затем Петренко – Афиногенов, Кувалдин – Харитонов. Наверное, с омской связкой удалось больше всего выиграть за карьеру. Впрочем, не стоит забывать, что в первый сезон в «Авангарде» моими партнерами были Рамиль Сайфуллин и Андрей Субботин. Поэтому мне было со всеми удобно и приятно выходить на лед. Мы старались сыграть на сильных качествах друг друга, старались дополнять их.

    Убивать в себе игрокане стоит

    – Задумываться об окончании карьеры начали уже в «Химике»?
    – Да. Неслучайно я тогда вернулся поближе к Москве. Мы давно были знакомы с менеджером Равилем Исхаковым, еще по Электростали. Морально я был готов к тому, что скоро придется заканчивать. Причем такие мысли стали посещать еще до травмы глаза. Реально осознавал, что уже давали о себе знать возраст, травмы.

    – Именно тогда появилось желание стать тренером?
    – Я получил травму. В течение полугода шли операции. Тогда окончательно понял, что как у профессионального хоккеиста у меня все уже закончилось. Шла борьба за поврежденный глаз. Все в итоге сложилось нормально. Но мне пришлось думать о жизни после завершения карьеры. В итоге понял, что, кроме хоккея, я ничего по большому счету не умею. Да, у меня был небольшой бизнес. Принял решение попробовать себя на поприще тренера.

    – В игровых видах спорта бытует такое мнение: для того чтобы стать тренером, нужно убить в себе игрока. Не так давно в интервью нашей газете известный в прошлом полузащитник «Зенита» Александр Спивак заявил, что не понимает, зачем в себе нужно что-то убивать и подавлять. По его словам, время активных выступлений позволяет обогатиться огромным опытом, который можно и нужно использовать в тренерской деятельности. Согласны?
    – Да, все это мы и используем. Нужно ли убивать в себе игрока?

    – Может, это своеобразный штамп?
    – Возможно. Когда стоишь с другой стороны лавочки, все видишь уже по-другому. Начинаешь понимать, почему тренер именно так поступал, когда ты сам был игроком. Осознаешь, что именно так и надо было делать. То, что было в игровой карьере, пытаешься применить уже на тренерском поприще.

    Об Олимпиаде не думал

    – Поговорим о вашей карьере в сборной России, рекордсменом которой по числу сыгранных матчей вы являетесь. Какой-то самый памятный из них можете выделить?
    – Да, когда завоевали серебряные медали, в 2002 году. Обыграли в полуфинале финнов, но в решающем матче, к сожалению, проиграли словакам. Вот эти две игры запомнились мне больше всего.

    – По итогам того чемпионата мира Максим Соколов был признан лучшим вратарем мира. Объявление об этом было сделано еще перед началом финального матча, в котором, как известно, он допустил роковую ошибку. Сыграло ли это обстоятельство с ним злую шутку?
    – Все возможно. С другой стороны, он столько игр помогал, выручал сборную. Сложно сказать, почему он ошибся тогда.

    – Вы выступали за сборную в 1990-е годы, когда для отечественного хоккея наступили черные времена. Почему из года в год сборная России терпела неудачу на чемпионатах мира?
    – Постоянно шел отток игроков за границу, в НХЛ. Время начала чемпионата мира совпадало с плей-офф за океаном. Многие лучшие игроки не могли попасть в сборную. Приходилось формировать команду из тех, кто выступал на родине.

    – Сыграть на Олимпийских играх вам так и не довелось. А в список кандидатов вас хотя бы включали в 1998 и 2002 годах?
    – Нет.

    – Было обидно?
    – Нет, не обращал на это внимания.

    Если Штепанек не будет делать грубых ошибок – СКА победит

    – К какой команде испытываете больше симпатий: к «Динамо», «Авангарду»? Быть может, к СКА, поскольку работаете теперь в Петербурге?
    – Не стал бы вдаваться в конкретику в этом вопросе. Будучи игроком, особенно в младшем возрасте, не отдавал предпочтения какой-либо команде.

    – Какое впечатление оставляет игра СКА в нынешнем сезоне?
    – Считаю, что тренерский штаб проделал плодотворную работу. На хорошем уровне была проведена селекция. СКА набрал ход и, на мой взгляд, является реальным претендентом на Кубок Гагарина.

    – Согласны, что вопрос с победителем регулярного чемпионата уже решен?
    – Да, шансы армейцев высоки.

    – А не сыграет ли это недобрую службу? Ведь в последние годы победитель регулярного чемпионата даже до финала не добирался.
    – Нет, я думаю, коллектив Милоша Ржиги избежит этих ошибок. В команде все поставлено, налажено. Считаю, что провала не будет.

    – Стало быть, вылета в первом или втором раунде плей-офф СКА в этом году избежит?
    – Знаете, если голкипер Якуб Штепанек не совершит таких ошибок, которые были в прошлом году, то армейцы выиграют текущий чемпионат. Вратарь – это уже, наверное, больше, чемполкоманды. И если вратарскаябригада сыграет на своем уровне, то, я думаю, все будет нормально.

    – Удается ли вам выбраться в свободное время на матчи СКА?
    – Да, но это происходит очень редко.

    – А на другие мероприятия? Футбол, кино, театр?
    – Несколько раз выбирался посмотреть матчи ХК ВМФ. А вот на футболе пока ни разу не был. У меня маленький ребенок. Семья сейчас вместе со мной. Удается совершать только экскурсии, но и то непродолжительные. Свободного времени нет. Семья – работа – семья.

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»