-
Тренер вратарей СДЮШОР «Зенит» Алексей Поликанов: «Отношение к вратарям в «Зените» странное»
21.06.13 01:17
Это сейчас у Михаила Кержакова за плечами успешный сезон в премьер-лиге и статус одного из главных ньюсмейкеров межсезонья, будущее в топ-клубе. А когда-то он ничем не выделялся на фоне ровесников и обращал на себя внимание разве что завышенной самооценкой. Кому еще об этом рассказывать, как не наставнику, который обучал Кержакова вратарским премудростям с малых лет и на чьих глазах прошло футбольное становление новобранца «Анжи». Заметим, что Алексей Поликанов — в прошлом вратарь московского «Торпедо» и ленинградского «Динамо», работавший в тренерском штабе «Зенита», когда его возглавлял — в начале 1990-х — Вячеслав Мельников.
— Алексей Анатольевич, как оцениваете новый карьерный этап своего ученика?
— Как доказательство его профессионального роста. Миша постоянно повышает свой уровень, и приглашение в «Анжи» доказывает, что он уже состоялся как классный вратарь. Ведь серьезные клубы должны иметь двух близких по классу вратарей, иначе усилия в один момент десяти человек могут пойти насмарку. Раз выбор «Анжи» пал на Кержакова, значит, его считают готовым к выступлению на таком уровне.— То есть считаете, что его взяли как равноценного конкурента Габулову?
— Пока, думаю, все-таки на роль дублера. Но наверняка в перспективе его видят первым вратарем.— Вы с Кержаковым-младшим контакты поддерживаете?
— Да. Постоянно, когда он приезжает в отпуск. Исключением стало только это межсезонье. Я ему в последнее время говорю, что он уже стал классным вратарем и уверенности у него прибавилось.— Он советовался с вами — стоит ли переходить в какой-то клуб?
— Мы с ним еще в начале его карьеры решили — в этом вопросе никогда не угадаешь. Тебя могут взять на роль дублера, но ты можешь хорошо проявить себя, когда придется подменить основного вратаря, и после этого уже сам станешь основным. Но бывает и наоборот. Приходишь первым номером, в какой то момент ситуация складывается так, что приходится выпускать на поле молодого парня. А он играет не хуже. И уже ты сам отправляешься на скамейку. Такие вещи не предусмотришь, поэтому надо рисковать.— В чем Кержаков прибавил за последний сезон?
— Отмечу, что он стал более рискованно и уверенно играть на перехватах, чаще выходит из ворот. То есть сильнее стал в предупреждении моментов.— Какие качества Михаила выделяли в детстве?
— Он пришел в нашу школу в 12 лет. И, кроме роста, ничем особым не выделялся. Но потихоньку у него стали проявляться трудолюбие и стремление не отстать от старшего брата. Такое вообще у братьев часто бывает. И когда Кержаков-младший оканчивал спортшколу, уже полностью научился терпеть и стремиться к большему. А сейчас его терпение восхищает. Ведь уже скоро исполнится десять лет с момента, как он попал в профессиональную команду. С тех пор ему пришлось поиграть в разных городах, причем за команды, в которых вряд ли можно удовлетворить амбиции. Но Миша не опустил руки, продолжал работать и наконец обратил на себя внимание на высоком уровне. Пожалуй, терпение и целеустремленность — главные его качества.— Что особенно запомнилось за время работы с ним?
— Выделю самое начало работы. К нам в СДЮШОР «Зенит» Кержаков пришел абсолютно сырым, но с очень высоким мнением о себе. Ему казалось, что он уже все умеет. Но когда начал тренироваться и увидел уровень других вратарей, быстро перестроился, засучил рукава и взялся за серьезную работу. Еще большую пользу ему принес Антон Голубев, друг Миши, с которым они занимались в одной команде.— Чем же он помог Кержакову?
— Антон всегда был очень трудолюбивым. Они с Мишей сдружились и по инициативе Антона ходили в тренажерный зал, работали самостоятельно. Природных способностей у Голубева было меньше, чем у Кержакова. Не знаю, согласится ли он со мной, но я считаю, что трудолюбие Антона Мише очень помогло и положительно сказалось на его воспитании. Думаю, и Саша Кержаков повлиял на брата. Повторю: во многих семьях часто принято тянуться друг за другом. И успехи Сашки, на мой взгляд, помогли Мише стремиться к тому, чтобы тоже быть на виду.— Считается, что вратари созревают позже полевых игроков. 26 лет Кержакова можно назвать только началом карьеры?
— В целом — да. Именно сейчас он обрел уже необходимый опыт, уверенность и мастерство для стабильного выступления на высоком уровне. Путь Михаила мне напоминает карьеру Александра Уварова. Тот был долго в «Динамо» на вторых ролях, стал основным вратарем лишь к тридцати. Но и в сборную СССР попал, и в Израиле много лет прекрасно отыграл, признавался лучшим. Даже Лев Яшин стал играть постоянно ближе к 25, зато выступал аж до 42 лет! За всю историю нашего футбола я знаю только двух вратарей, которые начали в юном возрасте. Это Харин и Акинфеев, они уже в 16–17 лет выступали за команды высшего дивизиона. Но это исключение. Их можно назвать самородками, исключительно развитыми физически и психологическими.— Сожалеете, что Михаила так и не пригласили в «Зенит»?
— Трудно сказать, как бы у него здесь сложилось. Кто знает, может быть, через год тот же Лодыгин будет играть сильнее Кержакова. Другое дело, что политику «Зенита» по отношению к вратарям считаю непонятной и неправильной. Обычно как бывает? В командах есть два опытных сильных вратаря, а третий — молодой. Которого подводят к первой команде постепенно. А в «Зените» долго на этой позиции находились три медведя — Малафеев, Жевнов и Бородин. Я этого не понимаю. В итоге за все это время они к «основе» не подтянули ни Кержакова, ни Заболотного, ни Зайцева. А эти люди были сильнейшими в своем возрасте, в сборные вызывались! Только сейчас появился Бабурин. С другой стороны, останься в свое время Миша Кержаков в «Зените», вряд ли он тогда был готов переиграть Славу. А вот сейчас другое дело — он прошел огонь и воду низших дивизионов, достаточно поиграл в премьер-лиге. Опыт получил очень полезный. Самое время пробовать себя на более высоком уровне.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»