• Три сражения генерала

    Тема «Спорта». Дик Адвокат

    03.04.10 17:09

    Имидж генерала, который Дик Адвокат очень любил, голландский тренер поддерживал неустанно. Однако даже в те годы, которые принесли Петербургу чуть ли не все возможные трофеи, нельзя сказать, что в его армии обходилось без конфликтов. Что тому причиной — бескомпромиссный характер Адвоката, несносность подопечных или просто стечение обстоятельств, судить вам. А лучше и не стоит — победителей, говорят, не судят...

    Кержаков

    Приехал Дик в Петербург, блестя позолоченными пуговицами на синем пиджаке, похожем на мундир, и сверкая вызывающим взглядом, готовый дать отпор каждому, кто посягнет на генеральское величие. Адвокат сразу же заявил, что любит только тех игроков, которые хорошо работают, а журналистам, задававшим каверзные вопросы, отвечал с выражением лица епископа, изгоняющего сатану. Исходя из теории вероятности, нетрудно было предположить, что конфликт — не за горами.

    Первое крупное столкновение — с битыми стеклами и тресканьем бамперов — у Адвоката произошло с Александром Кержаковым. Яркий форвард, у которого на руках были предложения из зарубежных клубов и который не так давно забил свой сотый мяч за «Зенит», не принял подхода Адвоката и, как следствие, попал в число тех, кто «плохо работает». Выводы делайте сами. Кержаков угасал на глазах, а Адвокат требовал, чтобы Александр «доказывал свою профпригодность работой на тренировках». В ответ голландец получал что-то вроде «я немало доказал в своей карьере, чтобы со мной так обращались», но и ухом не вел. Интересно, что при этом другой посланец страны тюльпанов — Гус Хиддинк — продолжал вызывать Кержакова в сборную России, что свидетельствовало как минимум о проблемах коммуникации между двумя соотечественниками-миссионерами. В итоге Кержаков с боями уехал в «Севилью», причем Адвокат был как раз тем, кто даже и не думал удерживать нападающего. Впоследствии Саше приписали фразу: «Пока Адвокат в «Зените», мне там делать нечего».

    Аршавин-Денисов-Анюков

    Второй раз проявить характер Дику уже не дали. Мы не знаем (или делаем вид, что не знаем), каким образом история с ночными гуляньями в отеле «Кемпински» троицы Аршавин-Денисов-Анюков стала достоянием общественности (почему-то тайное превращается в явное всегда выборочно), но Адвокат изначально

    среагировал на нее, как и положено человеку со вспыльчивым характером, да и вообще главному тренеру, в конце концов. Дик отстранил перечисленных футболистов от тренировок с основным составом, сулил им позор, а самое главное, «Зенит» должен был обойтись без своих лидеров сразу в двух важных матчах: против «Спартака» в Кубке и против «Амкара» в чемпионате. Интересно, что публичный расстрел состоялся после того, как «Зенит», нашпигованный звездами, проиграл на своем поле «Спартаку» в чемпионате. Да-да, в той самой игре, когда Владимир Федотов выпустил на поле стайку первоклашек и те, к изумлению всей страны, побили хозяев.

     

    Однако, найти крайних, как мы уже знаем, Адвокату не удалось. Довольно неожиданно, срок «исправительных работ» был сокращен и Аршавин, Денисов и Анюков возвратились в основной состав, над чем в Петербурге тайно и явно посмеивались. Словно представляли себе, как руководство клуба убеждает голландца не делать поспешных выводов. Мнения по данному вопросу в городе на Неве разделились. Одни кричали «доколе» и требовали наказания для пьяниц и дебоширов, другие переживали за то, что иноземный тренер так и не разгадал загадочную русскую душу. Тех, кто считал всю эту ситуацию вопиющим случаем в плане абсолютного дисбаланса в системе взаимоотношений клуб-тренер-игроки, было абсолютное меньшинство.

    Улыбки и слезы

    Сказать бы, что Адвокат проиграл борьбу за влияние в тот самый момент, да не получается, поскольку выиграл генерал с сине-бело-голубыми очень и очень много всего. На любую ироничную попытку сказать, что вот, дескать, футболисты из своего шефа веревки вить начали, нам обязательно скажут, что без Адвоката не было бы ни чемпионства, ни Кубка УЕФА, ни Суперкубка. И, конечно же, будут правы.

    Так или иначе, прошло не так много времени, и образ железного Дика с горящими вызовом глазами стал стремительно таять. Переломным моментом в поведении Дика считается тот самый отрезок сезона-2007, когда «Зенит» дважды в течение недели встретился с «Динамо» и матчи эти чудесным образом завершились с абсолютно противоположным результатом. В чемпионате «Зенит» был бит беспощадно и безоговорочно 4:2, а через несколько дней в Кубке сине-бело-голубые устроили подопечным Андрея Кобелева экзекуцию, от которой до сих пор не может отойти голкипер Антон Шунин. 9:3 на «Петровском»! И Адвокат, который после матча в Москве впервые с трудом подбирал резкие выражения, вроде «разберемся», «всем покажем», а наоборот, как-то растерянно улыбался, расцвел, стал разговорчивым и розовощеким, как подобревший Карабас-Барабас. Прежде кипятившийся от глупых вопросов на пресс-конференциях, Дик теперь снабжал каждого нерадивого журналиста снисходительной улыбкой и отвечал с юмором, который можно назвать как казарменным, так и голландским одновременно. Таким Адвокат оставался до своих последних дней пребывания в «Зените», и более того — даже научился плакать, чем умилил всех падких на подобные спецэффекты питерцев.

    Крижанац

    Тем не менее, в 2008-м голландцу пришлось разрешать еще одну острую ситуацию, которая всплыла на ровном месте  — после триумфа в чемпионате России и Кубке УЕФА в «Зените», по идее, должны были царить тишь да гладь, пусть даже и чрезмерные. Гром шарахнул, когда его не ждали: матч второго круга «Зенит» — ЦСКА был показан даже на итальянском телевидении, дабы Европа видела, что генерал свой сухой паек получает не зря. К сожалению, встречу питерцы провалили, уступив 1:3 намного более мобильному сопернику. Начало было положено быстро: уже на

    3-й минуте молодой и дерзкий Алан Дзагоев пробил Вячеслава Малафеева, воспользовавшись тем, что голкипер «потерял» ближний угол. В перерыве, как выяснилось позже, разнервничавшийся Ивица Крижанац, никогда не стеснявшийся рубить правду-матку, какой бы горькой она ни была, повздорил с Малафеевым, который как будто предъявил претензии защитникам. «Слава, хоть раз признай свою ошибку!» — предложил хорват, на чем, собственно, инцидент можно было бы считать исчерпанным (сколько таких рабочих перебранок случается в любой команде!), если бы вдруг главный тренер не решил проявить участие. Сделал он это, впрочем, в одностороннем порядке, устроив разнос Крижанацу. Ивица обиделся не на шутку, и, по словам близких к нему людей, чуть ли не велел своему агенту искать новый клуб. Адвокат вывел его из состава и предоставил шанс Томашу Губочану, который весьма неплохо выступил в выездном матче с «Локомотивом», где «Зенит» одержал уверенную победу. Проблема заключалась в том, что следующую игру питерцы проводили уже в Лиге чемпионов с «Реалом», и опыта словака элементарно не хватило для того, чтобы противостоять звездной атаке мадридцев. «Последовательный» тренер вынужден был признать, что без Крижанаца заканчивать сезон будет непросто, и стороны заключили мировую. Надо сказать, что Крижанац на Адвоката держать зла не стал и в каждом интервью с уважением отзывается о голландце. Другое дело, что интервью — это интервью, а чужая душа на то и потемки, чтобы в нее особо не заглядывать.

    Итак, за три года Петербург успел досконально узнать Дика Адвоката. В частности то, что его генеральский имидж далеко не всегда подкрепляется поступками и решениями, во всяком случае, на территории Российской Федерации.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»