• Трос оборвется — пол-лица снесет!

    17 июня в районе Крестовского острова стартовала регата Adventure Race 80dg — 2013. Тринадцать яхт из шести стран мира отправились по маршруту Санкт-Петербург — Шлиссельбург — о.Коневец — Валаам — о. Кижи — Соловецкие острова — Архангельск — Земля Франца-Иосифа — Мурманск. К первому этапу этого захватывающего мероприятия решил присоединиться корреспондент «Спорта День за Днем». И вот что из этого получилось.

    День первый: уступи дорогу танкеру

    Точнее сказать, вечер. К пристани яхт-клуба «Крестовский» я подошел около 21.00. Тут царила суматоха. Люди бегали туда-сюда, отдавали друг другу приказы. Решил найти кого-нибудь из организаторов. Нашел девушку по имени Виктория. Она рассказала, что на ближайшие три дня моим домом станет судно под названием «Альтер эго». Также выяснилось, что стартует регата в полночь и у меня еще полно времени. Решил потратить его на знакомство с участниками мероприятия. Да и потом, морякам всегда есть что рассказать.

    Всего в регате участвовали тринадцать яхт, из которых только три были с российскими экипажами. Остальные — финны, поляки, норвежцы, шведы, голландцы. Ино­странные гости всякий раз были рады моему появлению. Они с готовностью общались и устраивали экскурсии по своим яхтам, но вот с байками оказалась настоящая проблема. Просьба рассказать о захватывающих историях и приключениях всякий раз вводила их в ступор. «Все в порядке, никаких проблем», — отвечали они. Признаюсь честно, удивился.

    Спасли норвежцы с яхты Anne Mari. Судя по всему, этим парням не привыкать попадать во всякие истории. Даже в этот раз по пути в Санкт-Петербург они умудрились нарваться на наших пограничников. В аптечке на яхте обнаружился морфин в таблетках. В России он считается наркотиком.

    — На море всякое бывает, — оправдывался помощник капитана по имени Айвинд. — Трос оборвется, ударит по голове — и пол-лица снесет. Вот и взяли морфин на всякий случай. Пообещали пограничникам вывезти столько же, сколько и ввезли. Однажды мы плыли вблизи Северного полярного круга, и нам пришла просьба о помощи: забрать украинских полярников с научно-исследовательской станции, которая на полтора месяца оказалась в ледовой ловушке. Связались со станцией, нас зачем-то попросили доставить туда еще сахар. Удалось пробиться сквозь лед и привезти 20-килограммовый мешок сахара. Оказалось, из него украинцы гонят самогон, и нужно было что-то оставить для будущих экспедиций. Взамен нам подарили две бутылки водки. Ну и самих полярников, конечно же, спасли.

     

    Около двенадцати ночи я наконец поднялся на борт «Альтер эго», и вскоре мы отошли от берега. Столь поздний старт связан с разводкой мостов, через которые предстояло пройти. Зрелище это, особенно с воды, просто потрясающее, но оно сильно тормозило регату: приходилось по полчаса стоять перед каждым мостом и пропускать танкеры. В итоге последний мост мы прошли часов в пять утра. Сил уже никаких не было, я отправился спать в каюту.

    День второй: самоубийцы без мотора

    Разбудил меня жуткий грохот. Позже выяснилось, что так работает мотор на пределе своих возможностей, — мы шли против течения реки. Все попытки вновь погрузиться в сон оказались напрасными. Пришлось вставать.

    По пути в кают-компанию несколько раз ударялся о низкий потолок, но до цели добрался живой и невредимый. Завтрак состоял из макарон по-флотски, залитых яйцом, и бутерброда с плавленым сыром. Запил еду кофе — выяснилось, что жизнь прекрасна! Выбравшись на палубу, я осмотрелся: яхты все так же плыли по реке, выстроившись в линию. И хотя на небе не было ни облачка, ветер дул с такой силой, что долго любоваться красотами природы было невозможно. Одевшись потеплее, вернулся обратно. У штурвала, как и накануне вечером, стоял 74-летний Валерий Ильич Лукин.

    — Вы совсем не ложились спать? — спросил у капитана.

    — Часок прикорнул в кают-компании, — ответил Валерий Ильич. — А больше и не надо.

    «Капитанит» Лукин с 13 лет. Тогда он получил в пользование яхту, списанную с флота. Он же — первый, как утверждает, советский участник зарубежной регаты.

    — В 1984 году мы находились в канадском порту, и у меня что-то сломалось на яхте, — вспоминает капитан. — Увидев советский флаг на одном из торговых кораблей, пошел к нему. Думал, помогут. Поднялся на корабль, попросил у капитана нужную деталь. Стали общаться. «А ты с кем здесь?» — спрашивает он меня. Ответил ему, что один. Но мне так и не поверили. Раньше так не принято было. Если ты где-то за рубежом сходишь на сушу, обязательно нужно брать с собой кого-то еще, чтобы друг за другом следить.

    ...Так за разговорами мы незаметно подошли к Шлиссельбургской крепости, а оттуда уже вышли в Ладожское озеро. Спустя еще три часа мы добрались до Осиновецкого маяка. Так как яхты не могли подходить близко к берегу, переправляться на сушу пришлось на «тузиках» — резиновых шлюпках с мотором. Наш «тузик» внезапно подвел: мотор отказался заводиться, и лодку быстро унесло метров на двести от яхты. К счастью, помощь пришла быстро и сразу с двух сторон: справа мчался другой «тузик», а слева спешил катер МЧС. «Тузик» оказался быстрее и отбуксировал нас к берегу.

    На берегу участников регаты ждали ужин, музыка и фильмы о парусных суднах и полярной кругосветке. Около трех часов ночи вернулись на яхты.

    День третий: опять макароны? Вам добавки?

    Непосредственно сама регата для меня закончилась в тот момент, когда мы пришвартовались у Осиновецкого маяка. Третий день был полностью посвящен морскому фестивалю «Старый маяк», который проходил на берегу. Сюда я и прибыл на «тузике», предварительно попрощавшись с командой яхты.

    Открывая фестиваль, организаторы регаты заявили: мероприятие придумано для детей. Их, к сожалению, собралось немного. Но ребята приняли участие в придуманных для них развлечениях — перетягивании каната, мастер-классе по латино-американским танцам, волейболе.

    Чуть поодаль от нас были замечены странные люди. Они стояли на коленях у самой кромки воды, кланялись в сторону горизонта и время от времени что-то выкрикивали. Спустя несколько минут все так же с криками они зашли в воду и стали плавать. Чего только не бывает.

    Гвоздем мероприятия стали опять-таки макароны по-флотски, приготовленные на полевой кухне. Спагетти словно специально варили до тех пор, пока они не превратились в кашу. Туда добавили тушенку, перемешали и в таком виде подали на стол. К моему удивлению, иностранные участники регаты млели от удовольствия, поедая ложками белую кашицу из макарон и кусочков мяса. Некоторые даже подходили за добавкой.

    На этом фестиваль официально завершился. Участники регаты потихоньку переправлялись на «тузиках» к своим яхтам. Им еще предстоит путь до Архангельска, а оттуда самые отважные пойдут к Земле Франца-Иосифа, где смогут отколоть кусок от антарктического айсберга себе на память.

    А я поехал на машине назад в Петербург, путь занял всего два часа. «И стоило так все усложнять?» — подумает непосвященный. С ним не согласится тот, кто хоть раз участвовал в регате.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»