• Цена имени

    25.03.10 23:25

    В первом же раунде плей-офф КХЛ с надеждами на Кубок Гагарина-2010 пришлось расстаться сразу трем клубам со славной историей и/или большими амбициями: «Динамо», СКА и ЦСКА. Комментаторы «НТВ-Плюс» Юрий Розанов и Денис Казанский рассуждают о «магии имен» в хоккее.

    Удар по репутации

    Мнение Дениса Казанского

    Когда я иду в магазин, неважно за чем — детским питанием или колбасой — я, как, наверное, и многие из вас, смотрю на производителя. На бренд. Крепкий и проверенный? Тогда беру. Что-то новое — с опаской (детское питание точно не возьму).

    Когда я выбираю себе хоккейные причиндалы (форму или клюшки), отмечаю про себя: вот в этом играет Ови, в этом Кови, а в этом Сид. Бренды с такими лицами не подведут. Все остальное — либо сломается после первого щелчка, либо после пятой тренировки выглядеть будет ужасно.

    Наша жизнь уже бредит брендами. Видели, как ваша жена припадает к роскошной витрине с гламурной надписью, а мимо точно такого же наряда, но без лейбака, пройдет, сморщив милый носик? Я, например, к этому уже давно отношусь нормально. Может оттого, что и сам таким становлюсь. Хотя нет — со шмотками как-то проще дело обстоит. С колбасой и вправду сложнее.

    Власть бренда заставляет по-особенному смотреть на турнирную таблицу любого чемпионата. Я не слежу за чемпионатом Голландии, например, но знаю, что «Фейенорд» должен быть в лидерах. Нет? Что-то не ладное там, в стране тюльпанов. А как там ПСЖ во Франции. Где? Да ладно! «Монпелье» в лидерах? Это еще что за новости!

    Ровно такое же отношение у обывателей к нашему дорогому КХЛ. Мой товарищ, дока в Формуле-1 и абсолютный ноль в хоккее, глядя на итоговую таблицу регулярного чемпионата КХЛ, округлил глаза, когда увидел на предпоследнем «кубковом» месте Запада ЦСКА.

    Мои объяснения, что в хоккее многое изменилось, его как-то не убедили. Ну не может клуб с такой историей, такой бренд, находится так низко. Он должен быть первым. Когда мой формулический друг узнал о 0:3 от Балашихи, он вообще дар речи потерял.

    — Но это еще не все, — говорю, — знаешь, кто еще вылетел?

    — Только не говори, что СКА и «Спартак»!

    — Не говорю. СКА вылетел, «Спартак» остался, «Динамо» в ауте.

    — Ничего не понимаю, это что же ХК МВД и «Нефтехимик» остались, а армейцы — и те, и другие — уже на Бали?

    — Вот именно там.

    Совсем не обязательно, что мой товарищ на следующий год вспомнит, как легендарные клубы выступили в этом году. Даже напротив, я удивлюсь, если он не забудет. Но после таких разговоров всегда остается осадок. Ведь бренд и правда предполагает качество. Сначала ты работаешь на свое имя, потом уже имя на тебя. Но в спорте эта житейская мудрость все-таки требует корректировки. Имя будет работать в том случае, если ты будешь работать на недосягаемом для других уровне. Проще говоря — побеждать. Если нет, то и цена тебе грош. И имени твоему.

     

    «Динамо», СКА, ЦСКА свою репутацию зарабатывали годами. Питерцы вообще разговор отдельный. Мало ли деньги — пойди «Салават» ими удиви. Каких персон собрали со всего хоккейного мира! «Ледовый» был битком и ходил смотреть на личностей: Яшина, Зубова, Эша, Сушинского, Чаянека, Сапрыкина… К их победам привыкли настолько, что на Ригу явился полупустой дворец. Народ ждал финала (и конференции, и Кубка Гагарина), а на шуплеровскую компанию чего размениваться. Неужели это непонятно? Бренд же работает. СКА — это красивый, результативный, но главное — всепобеждающий хоккей.

    «Динамо», в принципе, из той же серии. Народ до сих пор упивается буллитами Умарка в интернете, неужели его умение не доведет команду до главных матчей? Правда, соперник был такой же брендовый. «Спартак» он и в Корее «Спартак». Так что в отличие от СКА и ЦСКА для «Динамо» с точки зрения обывателя все-таки есть много «но» и «если».

    Мне кажется, нормально, что ты должен соответствовать своему имени. В данном случае бренду. Тут и такая деталь (опять же с обывательской точки зрения) — кому охотней деньги дадут: известной команде или коллективу с неярким названием?

    И спрос с тебя всегда будет особенный. Народ ждет только победы. Если ее нет, то первая мысль — что-то там не так в соревновании. Вторая — это не соревнование плохое, это марка ненадежная. Лейбак «левый». Ведь марка должна отличаться качеством. Иначе это просто собрание букв. СКА «рижским» провалом дискредитировал свое имя. На то, чтобы вернуть репутацию, следующего сезона не хватит.

    Середняки крепчают

    Мнение Юрия Розанова

    Первый раунд плей-офф Кубка Гагарина принес сильный «западный ветер». Вышло вроде бы так, что не Восток — «дело тонкое», а как раз Запад. Вылет СКА и «Динамо», проход дальше трех из четырех команд, стоявших ниже в регулярке — все это провоцирует наброситься на команды, считавшиеся записными фаворитами. И, так сказать, разорвать их на куски. Причем желание это столь сильное, будто ты чуть ли не квартиру поставил букмекерам на проход СКА, к примеру. С такими эмоциями анализировать непросто, согласитесь. А надо ли?

    Надо. В принципе, и в ходе регулярки тот же СКА ничего же не мог поделать со «Спартаком». Будто бы продолжая вкраплениями «добивать» прошлогоднюю серию. Да и «Динамо» статистикой матчей с красно-белыми похвастаться не могло. И рижанам с 3:0 уступало, помните? Как это ложится на драматургию первого кубкового матча бело-голубых, правда? Даже с ЦСКА у «Динамо» порой возникали проблемы. Хотя по составу — как их равнять?

    Вот я и говорю: утверждать, что подобное должно было случиться непременно — нельзя. Допускать — можно. Понимаю, многие сочтут это «крепостью задним умом» и будут правы. Однако, поверьте, «в курилке» перед началом плей-офф ваш покорный слуга не раз говорил: «Нынешнее «Динамо» — не команда для плей-офф. Условных Эриков Ландри там маловато. На голом классе исполнителей вольно обыгрывать команды либо медленные, либо недостаточно организованные. «Спартак» не попадает ни в одну из этих категорий. Потому шансы Ржиги и Ко как минимум не ниже».

    Говорил я и о том, что — помните, до последнего матча не было ясно, кто именно будет на Западе восьмым — ЦСКА будет разобран питерцами, если что, на винтики. А вот у рижан шансы есть. Правда, оговаривался я, небольшие. Они сыгранные, рижане. Злые. Неунывающие (число «камбэков» по ходу чемпионата велико). И им терять нечего. А СКА, как и в прошлом году, стал заложником звездной комплектации. Питерцы очень похожи на «Ак Барс» времен локаута в НХЛ. И помимо неготовности к тому, что игра пойдет на равных не только в серии целиком, но и в каждом эпизоде (эту готовность как раз и должен был обеспечить Барри Смит), показали истеричное неумение «изменить себя самого» по ходу серии. Стучась раз за разом одним и тем же «кодом» в захлопнутую Масальскисом дверь (это уже в неменьшей степени вина игроков).

    А в том, что мы все готовы предрекать победу тем или другим на основании не столько даже таблицы регулярки, сколько на эффекте узнаваемости имен и сумм контрактов — наша собственная инерционность. А значит, и наша собственная вина. Потому что бренд СКА — только формируется. Как и «Динамо». Двух лет для того, чтобы его сформировать с нуля, мало. «Как это двух лет?» — могут возмущенно вопросить. — «Динамо» — это сила в движении!». И будем Мальцева вспоминать, да? Неправильно это, все по новой нынче. И то, что Вейнхандль — большой мастер, не означает автоматом, что он возьмет и обыграет всех один. На одном коньке. Потому что так в плей-офф никто никого не обыгрывает. И я не готов говорить, что строящиеся СКА или «Динамо» сильно от этого вылета пострадают. Что, руководители возьмут да на эмоциях клубы распустят? Или бюджет следующего года урежут в десять раз?

    Там, за океаном, в лиге, на которую КХЛ стремится быть похожей, раз за разом пылит в регулярке «Сан-Хосе». И что у них год за годом в плей-офф? Что до недавних пор (пока не подросли «Питтсбург» с «Вашингтоном») было на Востоке у «Филадельфии»? Так что не требуйте побед «по определению». Их не бывает, в плей-офф…

    Лига-то растет. Середняки крепчают. И лично для меня куда важнее отследить начало строительства нового бренда, чем приговорить существующий. Потому что иначе сразу скажешь: знакомцы (они же лидеры) вылетели — это плохо. А по мне — хорошо. Не с фигой в кармане, не злопыхательски. А потому, что теперь «виднее будет» достижение Олега Знарка, к примеру (как бы его ХК МВД не сыграл с рижанами. Тренер сборной Латвии против сборной Латвии — вот ведь интрига, чем плохо-то?). Или возвращение в Ярославль Петра Воробьева. То есть что-то из серии «Старые песни о главном».

    По-моему, это как раз хорошо. А бренды, которые можно порушить за неделю — лично у меня сожаления не вызывают. Я и не считаю СКА или «Динамо» готовыми, на века, брендами. Они только строятся. Ну, проиграли. Питерцы — проиграли снова. Ничего. Падая и вставая, ты растешь.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»