-
Цена вопроса Война объявлена
15.06.07 16:01
Последние недели ознаменовались новым витком напряжения в отношениях между УЕФА и руководителями G-14, новый президент которой Жан-Мишель Оляс заявил о расширении лиги с 18 до 40 команд и выделении ее в отдельную федерацию. Причем членство в ней клубы получат согласно рейтингу УЕФА. В свою очередь глава УЕФА Мишель Платини, крайне обеспокоенный активизацией оппонентов, на внеочередном конгрессе УЕФА призвал элитные клубы расформировать коалицию. События последнего месяца совершенно по-иному расставили акценты в противостоянии и заставили многих пересмотреть свои взгляды на деятельность G-14. Если еще вчера объединение рассматривалось только с точки зрения смутной перспективы возможного раскола европейского футбола, то сейчас идеи руководителей клубов-грандов стали более понятными и конструктивными.
Жить дружно уже не получится
Мы помним, на каких лозунгах пришел к власти Мишель Платини. В своей предвыборной кампании он опирался на поддержку так называемых «бедных федераций» и обещал восстановить «свободу, равенство и братство». То есть расширить права одних за счет ущемления других. В частности, это касалось реформирования Лиги чемпионов, где француз собирался увеличить квоту своих будущих избирателей. Естественно, при таком раскладе пострадали бы клубы, представляющие страны футбольной топ-пятерки.
К счастью, пока Лига никаких изменений не претерпела, потому что нельзя вмешиваться в идеально работающий механизм, который приносит прибыль. Завершившийся сезон опять принес рекордные финансовые показатели. Зачем что-то менять, если бизнес процветает и интерес к матчам Лиги чемпионов растет?
Уже давно прошли сто дней со дня прихода Платини в УЕФА, но француз фактически продолжает делать то, что делал Леннарт Юханссон. Ничего нового за время своего правления он не предложил. Соответственно, включается логика любого чиновника: надо как-то себя проявить.
И вот он разразился обращением к руководителям G-14. Если отбросить цветастые формулировки и высокопарные фразы типа «влиться в единую общеевропейскую семью», останется суть. А она сводится к противоречию. С одной стороны, призыв кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно», с другой – «Сгиньте, вы мешаете моему спокойствию». А как иначе можно трактовать единственную содержащуюся в обращении конкретику: «Отзовите свои судебные иски и распустите организацию».
Компетенция месье Платини и раньше вызывала сомнения, сейчас же он явно обнаруживает более чем посредственные управленческие способности и подтверждает, что реального стратегического плана у УЕФА в ее нынешнем составе нет. Лигу чемпионов тронуть нельзя: это совершенно очевидно приведет к падению доходов, а оно в свою очередь обернется громким скандалом и признанием, что Платини с треском провалил работу. Великий в прошлом футболист это понимает. Но такого понимания недостаточно, чтобы руководить ассоциацией, в которую входит 52 национальные федерации и которая управляет клубными европейскими соревнованиями с совокупным доходом 3–4 миллиарда евро. Кроме того, нельзя забывать, что современная УЕФА не только самоуправляющаяся автономная организация, но и объективно один из столпов современной европейской политики.
Революция застала врасплох
Когда мы говорим о противостоянии УЕФА и G-14, то имеем яркий образец материалистического закона единства и борьбы противоположностей. При полярных интересах жить друг без друга они не могут. Во всяком случае пока не могут. И все же последние события обозначили авантажную позицию G-14. К тому есть три предпосылки: экономическая, политическая и организационно-менеджерская.
Если посмотреть статьи, рефераты, научные публикации, интервью крупных представителей научно-исследовательского сообщества, работающего в области спортивного маркетинга, еще 4–5 лет назад они говорили, что футбол – не бизнес. На тот момент это было чистейшей правдой. Даже в английской премьер-лиге от силы четвертая часть команд сводили дебет с кредитом. Остальные в той или иной степени зависели от спонсоров. Что уж тогда говорить о командах из Голландии, Бельгии...
Однако затем последовал прорыв, судьбоносными стали два рекордных контракта с телевидением. С Canal + на 1 800 000 евро за три года заключила французская федерация, а затем англичане перебили это достижение, что в корне изменило все. Футбол перестал быть лотереей. Он превратился в прибыльный и привлекательный для инвесторов бизнес.
УЕФА, долгие годы существовавшая при иных реалиях, к переменам оказалась не готова и вовремя не сориентировалась. А произошла простая вещь. Раньше футбол был чистой воды доброй волей богатых людей, которые ТРАТИЛИ деньги. Теперь это вотчина богатых людей, которые ЗАРАБАТЫВАЮТ деньги.
Сегодня на основании конкретных цифр можно сделать совершенно иные выводы, чем 2–3 года назад. Возьмем «Ньюкасл». Заштатный клуб, который давно ничего не выигрывает на европейской арене, имеет средства на то, чтобы менять самых высокооплачиваемых тренеров. Сейчас, например, клуб подписал тренера Сэма Эллардайса. Многострадальный стадион «Сент Джеймс Парк» уже дважды достраивался. Нынче он вмещает 52 тысячи, но хозяева «Ньюкасла» считают, что и этого недостаточно.
Баланс компромиссов
Политическая подоплека такова, что у денежных мешков, владеющих клубами-грандами, появилась мощная поддержка в лице Евросоюза. Мы неоднократно отмечали стремление Европарламента на законодательном уровне охватить единым административно-правовым и организационным полем все страны ЕС и все секторы экономики, в том числе футбол. Если соответствующий закон будет принят, клубы получат полное право создавать объединения, ассоциации, коалиции, проводить турниры без чьей-либо указки и высокого позволения УЕФА.
На наших глазах происходит смычка интересов крупного капитала и политической бюрократии, которая делает погоду в Европе. Произойдут перемены через год или через пять, неизвестно, но предпосылки к ним очевидны. Единственное, что их удерживает, – некий баланс сил. Видимо, он на сегодня таков, что рвать по живому пока еще рано.
Третье, на чем зиждется позиция G-14, – организационно-менеджерский фактор. По контрасту с УЕФА, где по большому счету отказались от профессионалов, здесь все четко. Президентский корпус – это футбольные маршалы, которые прекрасно знают направление, в котором им предстоит двигаться. Есть в их распоряжении и пехота, и офицерский состав, и штабы, генерирующие идеи на основании самых современных разработок. Ничего подобного в УЕФА не наблюдается.
Предшественник Платини Леннарт Юханссон понимал, что так или иначе ему придется идти на компромиссы с G-14, чтобы сохранить сложную систему противовесов. Он, естественно, критиковал руководителей объединившихся клубов. Но делал это мягко, тактично. Потому что нельзя рубить сук, на котором сидишь. Швед готов был идти на переговоры по поводу спорного вопроса, связанного с травмами игроков, полученными в матчах за сборную.
Юханссон соглашался на диалог, предлагал обсудить проблему и даже поделить ответственность за здоровье игроков национальных сборных. Платини же непреклонен: все должно остаться так, как есть. Что, естественно, авторитета французу в глазах боссов успешных клубов Европы не добавляет. И уж никак не забудут они Платини фразы, брошенной еще до того, как он возглавил УЕФА: «Я ненавижу G-14».
«Переадресация платежей»
Мы часто ругаем наших футбольных функционеров, но в некоторых вопросах зарубежным коллегам стоило бы у них поучиться. Когда РФС заключил небывалый спонсорский контракт с «Росгосстрахом» на $50 млн, Виталий Мутко 85% отдал клубам. Если бы Юханссон или Платини делились столь же щедро, G-14 наверняка отказалась бы от своих планов или вообще не была бы создана. Ныне же коалиции есть за что бороться. Она не против «бедных», она больше не хочет «кормить» чиновников УЕФА.
Представьте себе ситуацию: «Рено», «Пежо», «Фольксваген», «Фиат», «Опель» и другие компании объединились в некую европейскую ассоциацию автомобилестроителей. Каждая из этих компаний зарабатывает прибыль и большую ее часть перечисляет в ассоциацию. Абсурд? Сегодня такой абсурд в футболе. Ведь «Манчестер», «Лион» или «Реал» производят прибыли точно так же, как «Опель», «Рено», «Шкода». И точно так же платят налоги, но при этом еще содержат УЕФА.
G-14 долгое время не проявляла активность. Организация, на данный момент объединяющая 18 элитных клубов, словно чего-то выжидала. По всей видимости, нужный момент наступил, сигналом чего стало избрание президентом G-14 Оляса.
«Лион» под его руководством совершил настоящую экономическую революцию, выгодно разместив свои акции на бирже. Глава французского клуба добивается успеха благодаря серьезной работе созданной им аналитической группы. В данном случае он снова сделал мудрый, тонко просчитанный политический ход – объявил о расширении G-14 до 40 членов за счет клубов из Восточной Европы и стран Скандинавии. Абсолютно здравая идея. Нельзя искусственно ограничивать свой ареал и упускать неосвоенные рекламные рынки других стран. Например, России, где объем прирастает гигантскими темпами (по 50–70% в год) и к 2015 году достигнет $20 млрд. То же самое можно сказать о рекламных рынках Украины и Казахстана, где речь также идет о миллиардах, часть которых однозначно достанется футболу.
Обнародовав свое стремление к укрупнению организации, G-14 предельно четко обозначила свою программную цель: не обособиться и проводить собственные турниры, а отнять у УЕФА клубный футбол. По сути, для клубов ничего не изменится, произойдет лишь так называемая «переадресация платежей», причем на более выгодных для клубов условиях.
Мы имеем здесь свой интерес
Возможно, последней каплей, переполнившей чашу терпения лидеров G-14, стало решение отдать европейский чемпионат Польше и Украине. Впрочем, если это и повод, то формальный. Причина кроется в другом.
В той схеме, которую предлагает Оляс, есть место всем – России и другим странам, национальным чемпионатам. Есть место и УЕФА. Она может сосредоточиться на процессах регулирования, лицензирования, борьбы с расизмом, помощи бедным федерациям и самое главное – на проведении чемпионатов Европы. Клубный футбол УЕФА потерять может, но на уровне национальных сборных ее позиции незыблемы.
В России как минимум четыре клуба имеют теоретические шансы вступить в G-14. Это большая московская тройка ЦСКА, «Спартак», «Локомотив», а также питерский «Зенит».
С финансированием проблем нет, а пока будут решаться оргвопросы, у каждой из этих команд появятся современные стадионы (у «железнодорожников» таковой уже есть).
Открою небольшой секрет: президент одного из наших грандов неформально уже является членом G-14. Его приглашают на всевозможные заседания, в его присутствии обсуждаются разнообразные стратегические вопросы. Не афишировал своего сотрудничества с коалицией этот руководитель (я не в праве называть его имя) по одной простой причине: за организацией тянулся негативный шлейф. Ведь до недавнего времени причастность к
G-14 воспринималась как некое сектантство. Сегодня уже видно, что представители объединения вовсе не такие злонамеренные люди, каковыми их хотят представить.
В политике не бывает постоянных друзей и врагов. Бывают только постоянные интересы. Наш интерес заключается в том, чтобы мы постоянно были там, где идет большая игра, и чтобы мы там зарабатывали и деньги, и авторитет. Как будет чувствовать себя при этом месье Платини, думаю, подавляющему большинству российских болельщиков глубоко безразлично.
Кстати
Платини воззвал
В Цюрихе прошел десятый внеочередной конгресс УЕФА. Выступивший на нем Мишель Платини обратился к руководителям клубов, входящих в G-14:
«Я официально призываю крупные и значительные клубы Европы расформировать свою элитарную группировку, отозвать различные иски, поданные в суды, и воссоединиться со всеми остальными клубами, чтобы вступить в плодотворный и демократичный диалог с прочими членами европейской футбольной семьи», – заявил глава УЕФА.
Сила конструктивизма
Глава «Лиона» Жан-Мишель Оляс рассказал, что давно получил предложение возглавить G-14, однако взял время на размышление, чтобы проанализировать перспективы коалиции и сформулировать свои стратегические ориентиры.
В итоге Оляс согласился стать президентом, но только в том случае, если члены организации согласятся на расширение G-14 еще на 16 команд. На закрытом совещании Оляс поделился аргументами в пользу такого шага. По всей видимости, аргументы боссов клубов-грандов убедили, и Оляс получил карт-бланш на проведение реформ.
«Севилья» готова
Одним из клубов, который в ближайшее время может вступить в G-14, является испанская «Севилья». Команда Александра Кержакова при относительно скромных финансовых возможностях второй раз подряд завоевала Кубок УЕФА и на данный момент лидирует в рейтинге наиболее успешных клубов планеты.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»