• Тук-тук, Европа!

    05.08.08 04:23

    Тук-тук, Европа! - фото

    Фото: сайт РПЛ

    Первыми в еврокубковых турнирах от России стартуют «Спартак» и «Москва», которым предстоит пройти отборочную стадию. Спартаковцам к ней не привыкать. Они регулярно выступают на различных этапах Лиги чемпионов. В прошлом году, можно вспомнить, не сумели пройти «Селтик» и ограничились участием в Кубке УЕФА. «Москва» же в Европе — дебютант: клуб впервые в своей короткой истории попал в континентальный турнир. Матчи последнего тура — «Спартака» в Томске и «Москвы» в Питере — стали своего рода репетициями перед встречами с киевским «Динамо» (видимо) и варшавской «Легией». Станислав Черчесов и Олег Блохин просят не торопиться с определением «репетиция», они напоминают, что их командам до европейских матчей предстоит еще сыграть по туру в чемпионате страны и по кубковой встрече. Все это так, но за неделю с небольшим, оставшуюся до старта в Европе, основательно изменить контуры российских представителей практически невозможно. Уже сейчас видно, что представляют собой «Спартак» и «Москва». В первом, стоит оговориться, приближении.

    Спартаковская оборона

    Огромное количество пропущенных мячей заставило Черчесова кардинальным, можно сказать, образом изменить построение команды — она стала играть с тремя опорными полузащитниками. Один из них, Ковач, располагающийся в центре, говорит, что опорный хавбек — он один, а два его партнера действуют чуть выше. Это, несомненно, так, но только тогда, когда «Спартаку» приходится атаковать. В тех же случаях, когда наступает время для оборонительных действий, тройка «опорников» (Шишкин — справа, Ковач — в середине, Моцарт — слева) — словно на ладони. Все трое — футболисты оборонительного плана. Всем троим вменяется в обязанность активно помогать защитникам центральной зоны, а Шишкину и Моцарту еще и на флангах. Шишкин, которому игра на позиции правого защитника не в диковинку, занимается страховкой Паршивлюка, заменяет его, когда тот вместе с Быстровым отправляется в атаку. Моцарт, который фланговым защитником никогда не играл, то же самое делает по отношению к Фатхи.

    В обороне «Спартак» группирует нынче мощные силы (берет, правда, скорее числом, чем умением), но не пропускает при этом два матча подряд — удивительно для команды, прежде весьма пренебрежительно относившейся к тщательности при построения игры в обороне.

    Похоже, мы наблюдаем нынче первые шаги по реализации нового для «Спартака» принципа, о котором кто-то из футболистов, ссылаясь при этом на тренера, оговорился в интервью: главное — не пропустить, забить же мы забьем. Принцип, надо сказать, заметно отличается от залихватского «нам забьют, сколько смогут, а мы — сколько захотим» и в большей степени соответствует сегодняшним футбольным реалиям.

     

    Мертвая зона

    Шишкин, Ковач и Моцарт в категорию игроков-созидателей не входят. В лучшем случае от них раз за матч могут последовать длинная передача, удар-другой по воротам и попытка сыграть с партнером в «стенку». Справа у «Спартака» играет Быстров, слева — Прудников, впереди — Павлюченко. Быстров и Прудников смещаются в центр, становятся инсайдами, освобождая зоны для возможных атак Шишкину — Паршивлюку и Моцарту — Фатхи и поддерживая эти атаки. Заметно, что при таком построении не хватает футболиста в центральной зоне, который, занимаясь организацией игры в середине и влияя на изменение направлений атак, отрабатывал бы и назад, не имитируя оборонительные действия, а осуществляя их если и не наравне с двумя опорными хавбеками, то во всяком случае на приближенном к ним уровне.

    «Спартак» фактически использует сейчас семерых футболистов оборонительного плана. Пять из них время от времени принимают участие в атаках, но атакующая их квалификация такова, что в отсут­ствие на поле квалифицированного координатора командных игровых действий бессистемность атак очевидна.

    Третья команда

    Олег Блохин говорит, что ему в течение сезона приходится работать с третьей командой. Наверное, нынешний состав «Москвы» действительно для тренера третий. В зимнее межсезонье он готовил одну группу футболистов, потом, когда из-за травм «вылетело» полсостава, пришлось тренировать другую, а сейчас, после состоявшихся приобретений, — третью. Невозможно сказать, какая из них сильнее. Играют те футболисты, которые есть в распоряжении тренера, и именно из них необходимо выжать максимум. Вот только как это сделать?

    Блохину не понравилась атака его команды в матче с «Зенитом». Она никому не могла понравиться. Ни намека на созидательность, отсутствие отработанных коллективных приемов, несколько хаотичных ударов в сторону ворот, беспомощность (Самедова, Ребко, Стрелкова, Бракамонте) при попытках добиться превосходства за счет индивидуальных качеств.

    Основательно насыщенная хавбеками «Москвы» середина поля преимущества столичной команде не принесла. Более того, «Москва» центр поля (особенно во втором тайме) напрочь проиграла сопернику — в скорости, в осмысленности действий, в умении использовать аритмию и менять направления атак. Это было и при построении 4-2-3-1, и при последовавшем во втором тайме после замен построении 4-1-4-1. Неурядицы «Москвы» можно, разумеется, объяснить не сыгранностью «третьей команды» (действительно, был, например, во втором тайме отрезок — небольшой, правда, — когда на поле одновременно находились Шешуков, Самедов, Ребко, Чеснаускис и Стрелков — недавние приобретения, которым, безусловно, до понимания друг друга еще далеко), однако заметно и другое: чрезмерное количество позиционных ошибок в обороне, невнятные переходы из одной игровой стадии в другую, дисбаланс в уровне готовности футболистов.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»