• ТВ-война: продолжение следует

    06.04.07 16:00

    ТВ-война: продолжение следует - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Отгремели бои по поводу передачи прав на трансляции матчей чемпионата России каналу «НТВ-Плюс». Вроде бы ситуация вернулась на круги своя: миллионы телезрителей по-прежнему имеют возможность смотреть матчи чемпионата страны бесплатно. И все же концептуально проблема не решена. На уровне стратегии и тактики роль и место главного компонента футбольного бизнеса – телевидения – так и осталась невыясненной. Нынешнее положение можно назвать временным перемирием. Руководство телеканала «Спорт» при активной поддержке Президента России Владимира Путина выиграло войну, разразившуюся в преддверии сезона. Однако войны имеют обыкновение время от времени повторяться.

    $30 миллионов не предел

    Наверное, нет смысла повторять то, о чем мы говорили в публикации «Тарелочка без каемочки». Главным тезисом той статьи было то, что Россия пока не готова к переходу на платную систему показа футбольных матчей. Между тем именно продажа прав на телетрансляции составляет главную доходную часть бюджета клубов, выступающих в ведущих европейских первенствах. В Англии, например, даже команда, занимающая последнее место по итогам чемпионата, получает около 30 миллионов фунтов стерлингов.

    Нашим клубам, особенно периферийным, о таких деньгах приходится только мечтать. И ясно, что, пока не произойдет кардинальных сдвигов в альянсе РФПЛ, телеканалы, клубы так и будут оставаться зависимыми от бюджетов и благосклонности местных властей.

    Впрочем, благодаря удачно разрешившемуся конфликту Лига немного выиграла в деньгах по сравнению с 2006 годом. Точных цифр пока никто не называет, но «прибавка» очевидна. «НТВ-Плюс» сначала обещал выплачивать за право показа ежегодно по $24 млн, однако, лишившись эксклюзива, снизил размер выплат до $16 млн. Если прибавить «вложения» генерального спонсора чемпионата Росгосстраха и других партнеров, получится около $30 млн. Это уже неплохо, но явно не предел.

    Больше смотрят – больше платят

    Основа основ, конечно же, интерес к игре. Он в нашей стране есть, и немалый. Недавно редактор спортивных программ телеканала «ТВ Центр» Александр Ухов сообщил, что финальный матч Кубка Первого канала между ЦСКА и «Спартаком», который транслировался в записи, смотрел каждый четвертый из тех, кто в это время смотрел телевизор. Правда, по другим данным, охват оказался равным не 25 процентам, а 13. При этом рейтинг трансляции составил 3,8 процента, что тоже является очень серьезным показателем и свидетельствует о том, что на футбольное зрелище в стране есть устойчивый спрос.

     

    Согласно опросам, проведенным по заказу Национальной академии футбола, почти треть россиян (28,3 процента) считает, что футбола на нашем телевидении мало. Совсем не смотрят матчи по телевизору всего 6 процентов опрошенных, еще 25 процентов смотрят редко, а 12 процентов респондентов заявили, что стараются не пропускать ни одного матча. Добавьте 23 процента тех, кто смотрит футбол часто, но не все подряд, и получите гигантскую зрительскую аудиторию. По численности населения Россия превосходит Италию, Испанию, Англию, Германию и Францию (то есть страны «большой футбольной пятерки») вместе взятые. А значит, потенциал, который имеется «в родном отечестве», значительно выше, чем в перечисленных государствах.

    Пока мы не в состоянии этот потенциал использовать, но он есть. Как есть и достаточно внушительная диаспора (я бы назвал ее даже не российской, а советской), сложившаяся в Германии, Израиле, на восточном побережье США. А в месяцы пика туристического сезона еще и в Турции, Испании, Египте находится по несколько миллионов российских граждан. Среди эмигрантов и временных мигрантов наверняка немало любителей футбола. И вся эта многомиллионная армия уже сейчас может приносить РФПЛ дополнительный доход – до 10 процентов от общего бюджета.

    Для этого при продаже прав на показ так называемой «нарезки», то есть обзоров туров российского чемпионата, необходимо поставить покупателя в известность: «товар» будет пользоваться спросом в таких-то странах, таких-то городах и даже таких-то отелях. Поскольку аудитория больше – и денег следует требовать больше.

    Гордиться или стыдиться?

    К сожалению, полные матчи нашего чемпионата, даже такие напряженные и яркие, каким получилось недавнее дерби ЦСКА – «Локомотив», среднестатистическому европейцу неинтересны. Вряд ли стоит упрекать иностранных любителей футбола за это.

    Если бросить мостик в шоу-бизнес, то здесь примерно такая же ситуация. Российские эстрадные исполнители большинству американцев, англичан, итальянцев и т. д. безразличны. Когда мы слышим рассказы некоторых наших звезд о том, что они «там» собирали полные залы, то должны осознавать: аншлаги обеспечил, выражаясь словами Владимира Высоцкого, «бывший наш народ».

    Здесь нечего стесняться. Ведь если в Америке с ума сходят по бейсболу, это же не значит, что в России он так же популярен. Естественно, в расчете на ностальгические и патриотические чувства русскоязычного населения за рубежом стратегию не выстроишь. Она должна опираться на внутренний ресурс. И все же игнорировать интерес к российскому футболу за пределами страны – непозволительная расточительность.

    Для того чтобы предлагаемый нами продукт был конкурентоспособен, он должен иметь презентабельный вид. Продавать можно только зрелище. С одной стороны, матчи нашего чемпионата должны привлекать бескомпромиссностью, красивыми комбинациями и голами. С другой – качество показа должно соответствовать международному стандарту. Признаемся честно: наш весенний футбол на разбитых полях, снятый одной-двумя камерами, и показывать-то стыдно. Это же «Ежик в тумане» какой-то!

    С небес на землю

    Качество «картинки» в данном случае не столько эстетический показатель, сколько экономический. Какие-то позитивные изменения, конечно же, происходят. Стало больше статистических данных, применяется компьютерная графика, появились такие принятые на Западе «фишки», как показ команд во время приезда на стадион и в подтрибунных помещениях, флеш-интервью у кромки поля и т. д.

    Но в целом положение дел удручающее. Из провинции организовать нормальную трансляцию европейского уровня можно только за счет выезда на место телебригад центральных каналов. В российской глубинке не хватает цифровых камер, современного оборудования, специалистов высокой квалификации. Мы же сами ужасаемся тому, что и как показывается на всю страну из Нальчика или Ростова, Томска или Владивостока.

    Что уж тут говорить о регионах, если даже в Москве не все в порядке. Например, при проектировании стадиона «Локомотив» не были предусмотрены места для камер общего плана, снимать сверху на одной из лучших арен страны попросту нельзя. Технические новинки внедряются с большим скрипом. В Европе давно уже используют специальные комплексы, позволяющие определить расстояние до ворот или скорость полета мяча. На всю Россию такой комплекс всего один, хотя стоит он не так уж и дорого – порядка 300– 350 тысяч евро. Словом, не нужно витать в облаках, нам, как говорят англичане, «еще есть куда двигаться».

    Мимо ушей

    Незаслуженно «забыты» еще несколько способов нормально зарабатывать. В частности, практически никем серьезно не рассматривается Интернет. Здесь в последние годы наблюдается колоссальный приток пользователей, что влечет за собой увеличение рекламного рынка.

    В прошлом году его объем достиг $300 млн и растет гораздо большими темпами, нежели телевизионный рекламный бюджет и уж тем более – газетно-журнальный.

    По прогнозам специалистов, с сохранением нынешних тенденций объем рекламы в Интернете к концу 2007 года достигнет полумиллиарда долларов. Это серьезные деньги, часть которых может привлечь РФПЛ, если заключит взаимовыгодный договор с одним из серьезных порталов. Нынешняя молодежь газет почти не читает – все новости она узнает из Всемирной паутины, которая проникла едва ли не в каждый дом. К тому же через Интернет сейчас возможно осуществление телевизионных и радиотрансляций.

    Примерно месяц назад, во время самой острой фазы дебатов по поводу продажи телевизионных прав, руководитель «Спорта» Василий Кикнадзе заявил, что готов поделиться с РФПЛ рекламным временем. Лига пропустила мимо ушей предложение о сотрудничестве. Между тем оно сулит неплохую прибыль. Можно использовать те же схемы, которые были с успехом опробованы «Федком Медиа». Алексея Федорычева подвела менеджерская команда, завалившая работу, а сам бизнес-план был составлен идеально. По соглашению с Первым каналом «Федком Медиа» получал по 2 минуты из каждых 20 минут рекламного времени канала, которые компания имела право продавать самостоятельно. Думается, РФПЛ и сейчас не поздно вернуться к обсуждению вопроса с господином Кикнадзе и вести дела со «Спортом» не через посредника, а напрямую.

    Не «Зенит»,а «Динамо»

    Для руководства телеканалов очень важно угадать, какой матч вызовет интерес у зрителей, а какой – нет. Это примерно то же самое, как для агента на глазок определить, заиграет ли мальчишка, подающий надежды (ведь от этого зависит его заработок). Так и здесь – если сделаешь неверную ставку, понесешь большие потери.

    Телевизионщики научились считать и ведут подсчеты достаточно скрупулезно. Они легко выявили, что самые «смотрибельные» наши команды – «Спартак» и ЦСКА. А вот на третьем месте не «Локомотив» и не «Зенит». Как ни странно, по состоянию на конец 2006 года третью по величине аудиторию собирало у экранов московское «Динамо». Как известно, игрой динамовцы в прошлом чемпионате никого не радовали и чуть было не вылетели из премьер-лиги. Тогда как объяснить подобный феномен? Специалисты стали разбираться, и оказалось, что у бело-голубых немало поклонников среди болельщиков среднего и старшего возраста. Некоторые из них помнят послевоенный триумф динамовцев в знаменитом турне по Англии или знают об этом событии и считают его одним из главных достижений советского футбола.

    «Локомотив» чуть отстает, но за него болеет в основном молодежь. К тому же «железнодорожники» более продвинуты с точки зрения «раскрутки» своего клуба. Что касается немосковских команд, то здесь впереди «Зенит» и «Крылья Советов». Причем питерцы имеют преимущество в численности, а самарцы – в процентном отношении числа болельщиков к общему числу телезрителей.

    То есть в каждом конкретном случае невозможно догматично выстроить логическую цепочку по принципу «если команда занимает высокое место, значит, она популярна». Следовательно, на экран может попасть любая команда, обделенных по части показа в России быть не должно.

    Зрелищность еще не все

    Безусловно, повышение зрелищности российского футбола в значительной мере поднимет интерес к нашему внутреннему первенству. Это напрямую отразится на посещаемости, продаже абонементов и атрибутики. В качестве примера можно привести недавний матч между «Зенитом» и «Спартаком»: несмотря на то что билеты стоили тысячу рублей, стадион «Петровский» оказался переполненным. Люди готовы платить за интригу, за удовольствие.

    И все же зрелищность, как это ни прискорбно, не является главным критерием повышения благосостояния клубов. Даже если предположить, что наш футбол в одночасье стал самым привлекательным в мире, ни один российский канал не предложит РФПЛ сумм, сопоставимых с теми, которые выплачивают телекомпании в Англии или Испании. Потому что основной доход и, соответственно, финансовые возможности телевидения напрямую зависят от объема рекламного рынка страны. В России он приблизился к отметке в $7 миллиардов.

    В Аргентине составляет более чем в два раза меньшую сумму. Отсюда параллель – аргентинская премьер-лига продает права на трансляции своего первенства в два с лишним раза дешевле, чем РФПЛ. И это несмотря на то, что матчи аргентинского первенства по зрелищности значительно превосходят наши.

    Губит людей не пиво

    При всех тех сложностях, которые переживает российский футбол, фазу стагнации он явно преодолел. На данном этапе нужно по максимуму задействовать те источники дохода, которые лежат на поверхности, и немного запастись терпением. В обозримой перспективе можно рассчитывать на серьезные изменения к лучшему.

    Во-первых, ощутимый плюс российский футбол получит в случае перехода на систему «осень-весна» в 2009 году. Благодаря этому удастся наконец оказаться в общей системе координат с Европой и продавать на первых порах обзоры туров внутреннего первенства, а впоследствии и целые матчи западным компаньонам. При нынешнем положении дел ни в один серьезный пул мы не войдем и продолжим попытки пристроить свой «продукт» куда-нибудь в страны Юго-Восточной Азии.

    Во-вторых, к 2015 году прогнозируется увеличение рекламного рынка страны до $20–22 млрд. Естественно, в значительной мере увеличится доля телеканалов, которые получат больше возможностей для развития. Опуская звенья логической цепочки, скажу, что реальная сумма, которую сможет получать РФПЛ, – $120–150 млн. Эти цифры взяты не с потолка, а получены на основании серьезных исследований и расчетов, которые произвели специалисты в области российской экономики и спортивного менеджмента.

    Ну и наконец в-третьих: хотелось бы обратиться к господам депутатам, принявшим злосчастный Закон о рекламе, чтобы они как можно скорее внесли в него поправки. Ясно как божий день: реклама пива никаким образом не влияет на рост числа алкоголиков в стране. А вот футбол из-за одного непродуманного решения народных избранников потерял несколько миллионов долларов. Пользы от такого закона – ноль, а вред очевиден.

    Первый впереди всех

    Большинство россиян предпочитает смотреть Первый канал. Согласно опросам, его доля от общего количества зрителей – 22,2 процента. Чуть отстает канал «Россия» – 20,7 процента. У НТВ – 13,8 процента, а канал «Спорт» смотрит 2,5 процента жителей страны.

    Финал чемпионата мира смотрело пол-России

    Компания TNS Gallup Media провела исследование интереса телезрителей к спортивным трансляциям в 2006 году. Опрос проводился среди жителей в возрасте от 18 лет и старше в городах России с населением свыше 100 тысяч человек. Наибольшую популярность среди россиян имел финал чемпионата мира по футболу. Его посмотрело около 7 264 500 человек или 44,6 процента телезрителей, находившихся в эти часы у экранов.

    Почему сердился Мутко?

    Виталий Мутко заявил: РФПЛ пошла на подписание договора с «НТВ-плюс» потому, что канал не только предложил Лиге по $24 млн в год, он еще и обязался в этом году вложить $10 млн в улучшение материальной базы телекомпаний на местах, чтобы улучшить качество «картинки».

    Глава РФС раскритиковал качество показа футбола каналом «Спорт». По его данным, трансляции «Спорта» заняли лишь 47-е место в рейтинге спортивных программ России, а в некоторых городах съемки велись не 12 камерами, как положено по международным нормативам, а двумя.

    Кроме того, Мутко сообщил, что в 2005 году из-за банкротства прекратили существование 9 клубов, а в 2006-м – 11. И если не дать возможность командам с периферии зарабатывать, число потерь будет расти.

    Платить не готовы

    По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, только 2,4 процента болельщиков готовы платить за то, чтобы смотреть футбол по телевизору. Еще 12,8 процента затруднились ответить на этот вопрос, а подавляющее большинство (74,8 процента) заявили, что платить не собираются.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»